Идеологический» треугольник.
S D2
O
Нам кажется, что нет необходимости особо комментировать последние два треугольника, т.к. «давление» отправителя на ось «субъект – объект» присуще связям и реалиям нашего действительного мира того, что окружает нас и переживается в форме чувств, т.е. психологии. Взаимоотношение оси «субъект – объект» с получателем рождает идеологию как систему смыслов предназначенности действия. Она может переживаться в чувствах, ощущениях, но все же носит более абстрактный (скорее ментальный) характер.
Таковы треугольники, предложенные А. Юберсфельд в системе актантной модели. Мы считаем необходимым добавить еще один треугольник, отсутствующий у Юберсфельд, но, на наш взгляд, определяющий вообще природу всей истории, положенной в основу драмы, как некоего миросозерцательного исследования и духовного опыта. Этот треугольник, наверное, трудно определить на Западе, он свойствен более русскому этническому сознанию. В этом отношении С. Булгаков замечательно сказал, что трагедия на Западе – это трагедия разума и чувства; трагедия в России – это трагедия веры. Лучше всего это видно в Раскольникове, да и вообще во всем творчестве Достоевского. В основе действия всех его персонажей лежит не идеология или психология, но вера или безверие, Бог или безбожие. Вот истинная трагедия. Человек как индивидуальность (пусть даже художественная) решает один и тот же глубинный вопрос: «А зачем я вообще все это делаю, живу, работаю и т.д.? Кто мы? Откуда мы? Куда и зачем идем?» В разные времена и эпохи ответы на эти вопросы были различными, но тем не менее они всегда влияли на искусство и всегда были присущи искусству. Искусство – это и есть ответ на эти вопросы, выраженный в художественно-образной форме.
Мы не берем во внимание так называемое «реалистическое искусство». Само это определение абсурдно, так как естественно, что любое движение духа выражается в реалистических формах, присущих этому материальному миру. Кроме того, для любого художника мир, в котором он живет (пусть даже в фантазиях), не менее реален, чем тот, в котором живут окружающие его люди. Вопрос скорее в другом: где же источник всех действий человека – в теле (инстинктах), в душе (чувствах), в духе? На наш взгляд, это отношение можно выразить в треугольнике, который мы бы назвали так:
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 371;