Место актантной модели в системе анализов драматического произведения.
Актантная модель не панацея от всех «бед», не чужеродный элемент в нашей уже устоявшейся и сложившейся театральной традиции. Она органично вписывается во все существующие виды анализа, мало того, объединяет многие из них, делая совокупность анализов драматического произведения целостной и органичной системой. Данная модель не подменяет собой ни один из существующих анализов, но показывает их во взаимодействии между собой. Мало того, ее использование помогает устранить довольно распространенную терминологическую путаницу в таких понятиях, как действие, сквозное действие, сверхзадача и т.д. Сами по себе эти термины понятны, но как только дело доходит до реального их определения в конкретном драматургическом произведении, вот здесь и возникают проблемы. Одни их рассматривают функционально, другие –структурно и т.д. Наиболее спорный вопрос в этом отношении следующий: что в результате ими должно быть определено – категория действия или смысла? Потому что для режиссера и актера эти понятия подразумевают несколько разные вещи.
Кроме того, существующие методы анализа пьесы не отвечают на основной вопрос: как возникают данные понятия? В результате чего? Эти недоразумения устраняет актантная модель, и в частности «треугольники».
Так, отношение «отправитель – получатель», нам более знакомо по понятиям «тема» и «идея». Движение «субъекта» к «объекту» мы более привыкли называть «сквозным действием»; борьба противников с субъектом и помощниками за объект – это зона более привычного нам действенного анализа.
D1 D2
«Тема» - «Идея»
S
Сквозное действие
O
Действенный анализ
A Op
Объект заменяется понятием «сверхзадача», но тем не менее не исчерпывается. Сверхзадача – это не цель исканий, скорее смысловое назначение действия, мы бы сказали – «идея в действии». Актантная модель не подменяет остальные системы анализа, но на ней хорошо видны зоны их смыкания и пересечения. Она необходимый элемент в комплексном анализе драматического произведения.
Дата добавления: 2020-11-18; просмотров: 380;