Русская культура 17 века.
Завершается история древнерусской культуры, пронизанной церковным мировоззрением, и зарождались элементы культуры нового времени, для которой характерен процесс всеобщего «обмирщения», возрастание государственной регламентации общественной жизни. В это время пробиваются первые ростки мирской культуры и расколом «взрывается» церковная.
В литературе формируется светское направление, в живописи – разрушение иконографических канонов и появление реалистических тенденций. Вчерашние иконописцы делают первые, пока еще робкие шаги, в своих светских «парсунах» пытаясь передавать объем.
Уровень грамотности повышается: помещики - 65 %, купцы – 96%, посадские люди – примерно 40 %, крестьяне - 15%, стрельцы, пушкари, казаки – 1%. Грамоте чаще всего обучали в семье, существовали пособия по домашнему обучению. Буквари включали статьи по вероучению, педагогике, словари.
Азбуковники – словари иностранных слов со сведениями о правописании, падежах, склонениях и т.д., философские понятия, сведения об античных писателях и философах, географические материалы, сведения об отечественной истории, и больше непоминали современные энциклопедии.
Во время обучения применялись телесные наказания (розги, сокрушение ребёр).
В 1687 г. основана Славяно-греко-латинская академия, первое высшее заведение, предназначенное для подготовки высших чиновников, где учились представители всех сословий, от сыновей конюха до родственников патриарха или отпрысков древнейших княжеских родов, и всех национальностей - русские, украинцы, белорусы, татары, молдаване, грузины, греки. Но обязательное условие при поступлении – православная вера.
В 17 веке система образования в общегосударственном масштабе давала начальное образование, которое носило церковный характер. Тем самым обеспечивалось решение двуединой задачи – усвоение основ грамоты и воспитание христианской нравственности. Так знание и нравственность не находились в конфликте, а дополняли друг друга в образовательном процессе. Он, в свою очередь, включал чтение, пение, счёт.
Однако к научному знанию церковь относилась враждебно, о чём свидетельствуют проповеди и поучения церковников. В школьных “прописях” можно было встретить поучения для тех, кто учился читать: “Не ищи, человече, мудрости, ищи кротости”, “не тот мудр, кто много грамоте умеет, а тот мудр, кто много добра творит”. Невежество, негативное отношение к научному знанию, философствованию церковь рассматривала как добродетель, достоинство правоверного христианина.
Важным фактором, способствовавшим организации высшего образования, явилось книгопечатание. Начало этому было положено Иваном Фёдоровым, который в 1563 г. издал первую в России печатную книгу – “Апостол”.
В отличие от архитектуры 16 века (шатровый стиль – храм Василия Блаженного), в 17 веке происходит переосмысление древней трактовки крестово-купального храма как символического отражения мироздании. Храм уже мыслится как ”дом Божий”, который должен быть более замысловатым, богатым и красивым, чем самое представительное жилище человека, будь то даже царский дворец. В архитектуре начинают преобладать светские мотивы, художественные приёмы и формы. Завершающим в архитектуре 17 века явился стиль “русского барокко”, в котором нашли выражение принципы создания единого по стилю и декоративным формам ансамбля.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 347;