Тема 10. Процессы модернизации в Волго-Уралье
В XIX в. (2 ч.)
1.Социально-экономическое развитие Волго-Уралья в первой половине XIX в. Демографическое и экономическое положение региона в начале XIX в. Промышленный переворот, его экономические и социальные последствия: развитие новых производств, промыслов, центров торговли, транспортной системы, применение прогрессивных технологий в сельском хозяйстве; развитие товарно-денежных отношений, укрепление капиталистических мануфактур; изменение социальной структуры городского населения, имущественное расслоение крестьянства.. Кризис крепостнических отношений: невозможность дальнейшей модернизации экономики, обострение социальных противоречий на селе, несовместимость института крепостничества с гуманистическими идеалами. Положение татарских предпринимателей: расширение географии их деятельности, увеличение торгового и промышленного капитала, укрепление социальных позиций.
2. Социально-экономическое развитие Волго-Уралья во второй половине XIX в. Аграрные преобразования в ходе александровских реформ: перераспределение земельных фондов, установление «временнообязанных» отношений, различия в положении помещичьих, государственных и удельных крестьян. Развитие капиталистических отношений в пореформенный период: развитие фабрично-заводского и сельскохозяйственного производства, торговли и городов; формирование рыночных отношений и новых классов, особенности положения татарской буржуазии и пролетариата, расслоение, обезземеливание и отходничество крестьянства в русской и татарской деревне.
3.Общественно-политическое развитие.Общественная жизнь в период Отечественной войны, казанские ополчения. Движения социального протеста в первой половине XIX в.: сопротивление крестьян помещичьему гнёту и насильственной христианизации, формы и итоги их борьбы, акрамовское движение; выступление крепостных рабочих суконной мануфактуры; участие дворян в декабристском движении. Общественно-политические движения во второй половине XIX в., их причины и итоги: крестьянское движение, бездненское восстание; казанские организации землевольцев, народовольцев и либеральных народников, формы и методы их деятельности; студенческие волнения; деятельность марксистскиих и социал-демократическиих кружков, стачка алафузовских рабочих; татарское национальное движение («мухаджиры», ваисовцы, джадидисты), выступления крестьян.
4.Просветительские и модернизационные тенденции в развитии русской и татарской культуры.Развитие русской культуры: учебные заведения и университетская наука, издательское дело и периодическая печать, литературная жизнь, архитектура и живопись, культурно-просветительские учреждения (театр, музей, библиотека). Развитие татарской культуры: культурно-религиозное и социальное реформаторство, просветительство; состояние системы образования и науки, издательская деятельность, театр, изобразительное искусство.
1801 г. – перевод из С-Петербурга в Казань
Азиатской типографии, печатавшей
книги на татарском языке
1803-06, 1817-25,
1832-37 гг. – волнения казанских суконщиков
1804 г. – основание Казанского университета
1807 г. – открытие русской типографии в Казани
1811 г. – выход «Казанских известий» (первой
провинциальной газеты в России)
1830-40-е гг. – Акрамовское движение
1840-е гг. – освобождение посессионных рабочих
мануфактур от крепостного состояния
1841 г. – открытие в Казани Родионовского
института благородных девиц
1840-50-е гг. – начало промышленного переворота в
Волго-Уралье
1861 г. – восстание крестьян в с. Бездна
1862 г. – начало Ваисовского движения
1876 г. – открытие в Казани татарской
учительской школы
1880-е гг. – возникновение джадидизма
1883 г. – начало издания газеты «Тарджеман»
1890 г. – основание первой татарской женской
новометодной школы
1891 г. – стачка алафузовских рабочих
1895 г. – возникновение тайного литературно-
политического кружка «Таракки»
(«Прогресс»)
1899 г. – организация в Казани первой социал-
демократической группы
Ваисовское движение – религиозно-политическая деятельность мусульман-«разночинцев» во второй половине XIX в., направленная на то, чтобы призывать татарских крестьян, ремесленников и мелких торговцев не подчиняться светским законам и властям, а руководствоваться предписаниями Корана и шариата; как идейное течение продолжало существовать в первой половине XX вв.
Волнения казанских суконщиков –выступления работников Казанской суконной мануфактуры против крепостнических порядков;происходили в течение 1737–1837 гг., способствовали улучшению положения суконщиков.
Движение «мухаджиров» –общественно-религиозноедвижение татар второй половины XIX – начала XX вв. за переселение в Турцию с целью спастись от усиливавшегося религиозного, национального и социального гнёта; массовые переселения в 1865-66 гг. и 1894г.
Джадидизм – широкое модернизационное социально-обновленческое движение конца XIX – начала XX., первоначально выступавшее за образовательные реформы, а в последующем вобравшее в себя широкий спектр идейных направлений: от религиозного реформаторства и просветительства до общественно-политической деятельности.
Кадимизм–идейное течение, выступавшее за чистоту традиций ислама и сохранение в татарском обществе основанного на них уклада жизни.
Медресе «Мухаммадия» – высшее учебное заведение в Казани (1882-1917 гг.); основал и возглавлял Г.Баруди; в 1905-06 гг. центр «ислахского» (реформаторского) движения.
Медресе «Усмания» -высшее учебное заведение в Уфе (1887-1918 гг.), один из основных центров татарского образования в Волго-Уралье.
Медресе «Хусаиния»–высшее учебное заведение в Оренбурге (1889-1919 гг.), один из крупнейших центров татарского образования в России.
Татарское просветительство – идейное течение, выступавшее за утверждение в татарском обществе гуманистического идеала и уничтожение патриархальных пережитков в экономической, социальной и духовной областях; в конце XVIII – начале XIX вв. нашло отражение в произведениях А.Курсави, У.Имяни; наибольшее развитие получило в творчестве и деятельности Ш.Марджани, Х.Фаизханова. К.Насыри, Ш.Культяси и др.
Циркуляр 1892 г. – правительственный циркуляр, по которому из татарских медресе и мектебе изымались рукописные книги, запрещалось издавать книги без разрешения цензуры и преподавать лицам, получившим образование за границей; был отменён в результате общественного движения 1892-94 гг.
Баруди Галимджан – религиозный и общественный деятель, один из идеологов джадидизма, основатель и руководитель медресе «Мухаммадия» (с 1881 г.).
Бутлеров Александр Михайлович – ученый химик, основавший в середине XIX в. свою научную школу, ректор Казанского университета.
Ваисов Багаутдин – основатель и руководитель ваисовского движения.
Габдулла Тукай– татарский поэт, публицист рубежа XIX – XX вв., один из основателей новой татарской литературы.
Гаспринский Исмаил– общественный и политический деятель, педагог, основатель и издатель газеты «Тарджеман».
Зинин Николай Николаевич – ученый химик, профессор Казанского университета; в первой половине XIX в. основал российскую научную школу химии.
Хальфин Ибрагим–педагог, ставший в начале XIX в. первым из татар адъюнкт-профессором Казанского университета; выступал за утверждение в татарском обществе просветительских идей.
Кандалый Габдельджаббар –поэт первой половины XIX в.; сыграл большую роль в становлении светского реалистического направления в татарской литературе.
Каюм Насыри – ученый-просветитель, историк-этнограф, языковед, писатель второй половины XIX в.; заложил основы современного татарского литературного языка.
Курсави Абу Наср – ученый - богослов, заложивший в начале XIX в. в татарском обществе основы религиозного реформаторства.
Лобачевский Николай Иванович – математик, создатель неевклидовой геометрии, первый ректор Казанского университета.
Марджани Шигабуддин – богослов, философ, историк середины и второй половины XIX в.; развивал религиозно-реформаторские и просветительские идеи; основоположник татарской исторической науки; один из первых мусульманских ученых – член Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете;
Тагиров Шакирджан–первый татарский художник, преподаватель рисования в Татарской учительской школе в Казани.
Фаизханов Хусаин–ученый историк, филолог середины XIX в.;преподаватель Казанского и Петербургского университетов, автор «Краткой грамматики татарского языка», проектов организации для татар светского образования и периодических изданий на татарском языке; способствовал утверждению идей просветительства.
Литература:
1. История Татарстана: Учебное пособие для основной школы / /Науч. ред. Б.Ф.Султанбеков. – Казань: ТаРИХ, 2001. – 544 с.
2. Гаяз Исхаки. Идель-Урал. Идель-Урал: [Политическая история татар]. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1991. – 63 с.
3. История национальной государственности в Татарии. –
Казань. – Изд-во казанского ун-та. – 1982. – 176 с.
4. Исхаков С. Галимджан Баруди – политик и просветитель //Татарстан. –1997. – N.8. – С.86-90.
5. Казань в памятниках истории и культуры [Под ред.А.Х. Халикова, С.Х. Алишева и др.]. – Казань: Татар. кн. изд-во, 1982. – 282 с.
6. Мустафин Р. Светозарная Казань //Татарстан. – 2003. – N 5 – С.72-77.
7. Ноак К. Некоторые особенности социальной структуры поволжских татар в эпоху формирования наций (конец XIX- нач. XX вв.) //Отечественная история. – 1998. – N.5. – с. 147-156.
8. Сабирова Д.К., Шарапов Я.Ш. История нашей Родины =
Ватаныбыз тарихы (Древнейший период – конец XX
века): Учебник для вузов: на тат. яз. – Казань: Магариф,
2001. – 383 с.
9. Татарский энциклопедический словарь /Гл. ред. М.Х.Хасанов; Отв. Ред. Г.С. Сабирзянов. – Казань: Ин-т татарской энциклопедии АН РТ, 2002. – 830 с.
10. Фахрутдинов Р.Г., Фахрутдинов Р.Р. Основные этапы политической истории татарского народа //Татарстан. – 1992. – N.5 - 6. – С.19-28.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2761;