Схема выбора эффективной комбинации слотов
Для отыскания -оптимальной стратегии выполнения системы заданий необходимо формирование стратегий, которые являются условно оптимальными по частным критериям и удовлетворяют (3.4.2)-(3.4.4).
Пусть , , представляет собой множество значений функции затрат , при которых достигается экстремум для заданного в схемах обратной (3.3.1), (3.3.2) и прямой (3.3.3), (3.3.4) прогонки.
Тогда для (3.3.1), (3.3.2) справедливо
, ,
, . (3.4.7)
Для схемы (3.3.3), (3.3.4)
, ,
, . (3.4.8)
Условно оптимальный набор слотов для выполнения -го задания будем обозначать через .
Условно оптимальная комбинация слотов определяется из уравнения
, , (3.4.9)
где значения получаются из (3.4.7), (3.4.8).
Так, в множество условно оптимальных (при заданном ) входит комбинация слотов (1, 2, 3), полученная при решении задачи в подразделе 3.3.3, когда . Все три комбинации слотов, упомянутые в подразделе 3.3.3, условно оптимальны по критерию в соответствии с (3.4.9), поскольку они образуют множество альтернатив, являющееся внутренне и внешне устойчивым в соответствующей модели выбора, где бинарное отношение вида (3.4.2) порождается критерием . Условно оптимальными являются комбинации (1, 2, 4) и (2, 2, 4), полученные при решении соответствующей задачи в подразделе 3.4. Они дают суммарное время выполнения пакета заданий, соответственно равное 9 и 7 единицам времени, а затраты составляют 13 и 16 единиц.
При применении схем (3.3.1), (3.3.2) и (3.3.3), (3.3.4) для каждого из критериев эффективности верны соотношения (3.4.2)-(3.4.4). Действительно, условно оптимальные комбинации слотов согласно (3.4.9) образуют внутренне устойчивое множество комбинаций в модели выбора . Внешняя устойчивость следует из того, что . Наборы вида (3.4.9) позволяют построить условно оптимальные стратегии и в конечном итоге найти -оптимальную стратегию и наиболее эффективную комбинацию слотов для выполнения пакета заданий.
Обозначим через и стратегии, условно оптимальные по критерию , полученные соответственно по схемам обратной (3.3.1), (3.3.2) и прямой (3.3.3), (3.3.4) прогонки. Заметим, что в общем случае . Пусть является -оптимальной стратегией в модели выбора , где бинарное отношение удовлетворяет (3.4.1). Положим, , где определяется согласно (3.4.2). Тогда является стратегией, условно оптимальной по критерию , поскольку имеет место (3.4.3), (3.4.4).
Предположим, что
. (3.4.10)
Внешняя устойчивость в модели выбора исключает существование такой комбинации слотов и делает невозможным (3.4.10).
Далее, в силу внутренней устойчивости в
, . (3.4.11)
В общем случае . Пусть , . Тогда
, . (3.4.12)
Из-за невозможности выполнения (3.4.10) и справедливости (3.4.11), (3.4.12) следует, что
. (3.4.13)
Таким образом, применение схем (3.3.1), (3.3.2) и (3.3.3), (3.3.4) позволяет сформировать частные стратегии , условно оптимальные по каждому из критериев эффективности , а -оптимальная стратегия согласно (3.4.13) отыскивается на объединении частных стратегий.
В частности, если является отношением Парето, то речь идет о Парето-оптимальной стратегии. При этом отношение Парето представляет собой асимметричную часть отношения , поскольку справедливо (3.4.1) и при этом .
3.4.3. Формирование -оптимальной стратегии планирования при заданных ограничениях
Положим, необходимо сформировать -оптимальную стратегию выполнения пакета заданий, характеристики которых приведены в табл. 3.1. В соответствии с (3.4.13) строится на объединении стратегий, сформированных с применением частных критериев (подраздел 3.4.2). Пусть в (3.4.1) формируется критериями (3.2.1), (3.2.2).
В табл. 3.4 приведены стратегии, условно оптимальные по критериям стоимости и времени выполнения пакета заданий. Они включают 13 комбинаций слотов (планов), которые сформированы в ходе решения модельных задач, рассмотренных в подразделах 3.3.3 –3.3.6 методом обратной прогонки по (3.3.1), (3.3.2). Варианты 14 - 25 получены методом прямой прогонки в соответствии с (3.3.3), (3.3.4). Планы 1 – 3; 7 – 9; 14 – 16; 20 – 22 являются условно оптимальными по , а планы 4 – 6; 10 – 13; 17 – 19; 23 – 25 – по .
Некоторые из планов, полученных при формировании стратегий с применением различных критериев и схем прогонки, совпадают. В табл. 3.4 это, например, планы 4, 7; 5, 8; 6, 9; 1, 10; 2, 12; 3, 13; 11, 15; 14, 17 и т.д. Оставим лишь первый план из пары совпадающих и сведем их в табл. 3.5.
Таблица 3.4
План | Комбинация | Критерий | |
слотов | |||
(1,2,3) | |||
(2,2,2) | |||
(3,1,2) | |||
(1,2,4) | |||
(2,2,4) | |||
(3,2,4) | |||
(1,2,4) | |||
(2,2,4) | |||
(3,2,4) | |||
(1,2,3) | |||
(2,1,3) | |||
(2,2,2) | |||
(3,1,2) | |||
(3,2,1) | |||
(2,1,3) | |||
(2,1,4) | |||
(3,2,1) | |||
(3,2,2) | |||
(3,2,3) | |||
(3,2,1) | |||
(3,2,2) | |||
(1,2,3) | |||
(3,2,1) | |||
(2,1,4) | |||
(1,2,4) |
В ней представлены относительные (нормированные) в соответствии с (3.4.6) значения критериев , для планов, обозначенных как .
В пространстве критериев и , имеющих одинаковую важность, альтернативы и доминируют над всеми остальными и образуют подмножество Парето (рис. 3.2).
Таблица 3.5
План | Комбинация слотов | Нормированный критерий | Функция полезности | |
(1,2,3) | 0,29 | 0,65 | ||
(2,2,2) | ||||
(3,1,2) | ||||
(1,2,4) | 0,80 | 0,40 | ||
(2,2,4) | 0,43 | 0,40 | 0,42 | |
(3,2,4) | 0,29 | 0,15* | ||
(2,1,3) | 0,86 | 0,93 | ||
(3,2,1) | 0,43 | 0,80 | 0,62 | |
(2,1,4) | 0,57 | 0,80 | 0,69 | |
(3,2,2) | 0,86 | 0,60 | 0,73 | |
(3,2,3) | 0,57 | 0,20 | 0,39 |
Конкретная комбинация слотов должна выбираться из стратегии и оформляться соответствующими ресурсными запросами, поступающими в локальные системы пакетной обработки. При этом эффективность той или иной комбинации слотов можно оценить с помощью скалярной функции полезности (3.4.5).
Положим, веса нормированных в соответствии с (3.4.6) критериев , равны. Тогда наилучшим компромиссным решением является план с минимальным значением 0,15 функции полезности . Именно этот план и должен быть оформлен ресурсными запросами к локальным вычислительным узлам в виде резервирования соответствующих слотов.
Рис. 3.2. Пример стратегии планирования в пространстве
двух критериев
Выводы
В данном разделе рассмотрено решение задач планирования пакетов независимых заданий в распределенных средах с неотчуждаемыми ресурсами на основе методов динамического программирования и циклической схемы. Стратегия планирования строится с применением вектора критериев, формализующих экономическую политику предоставления и потребления ресурсов в виртуальной организации, объединяющей пользователей, собственников и администраторов.
Однако этой схеме присущи следующие ограничения. Отсутствует возможность влиять на ход выполнения отдельного пользовательского задания: поиск отдельных альтернатив осуществляется по принципу «первая подходящая», а выбор их оптимальной комбинации отражает интересы всей виртуальной организации. Таким образом, не учитываются предпочтения отдельных пользователей, что не позволяет говорить о справедливом разделении ресурсов. Преодолеть эти ограничения позволяет теоретико-игровой подход к планированию, основы которого излагаются в следующем разделе.
4. МНОГОАГЕНТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ и элементы теории игр
4.1. Введение и основные понятия теории игр
Введение
При планировании распределенных вычислений с использованием экономических принципов необходимо учитывать интересы и особенности поведения многочисленных участников вычислений: пользователей, запускающих задания, владельцев ресурсов и администраторов виртуальной организации. Как правило, интересы участников вступают в конфликт, так как каждый из них, прежде всего, заинтересован в максимизации личной выгоды. Именно поэтому при проектировании механизма планирования необходимо понимать, как будут вести себя основные участники: какие цели они преследуют, какие имеют способы их достижения, каким образом происходит ценообразование и т.п. Кроме того, одним из образующих качеств виртуальной организации, кроме эффективности планирования, является наличие прозрачных и справедливых правил разделения и использования доступных ресурсов и полученной прибыли.
Для того чтобы приблизиться к пониманию и решению этих проблем мы предлагаем использовать теоретико-игровой подход и далее представим некоторые элементы теории игр, наиболее существенные для анализа и решения поставленных задач. Так, в разделе 4.2 рассматривается проблема выбора стратегий поведения рациональными соперниками, раздел 4.3 содержит и примера механизма, обладающего необходимыми и предсказуемыми экономическими свойствами, а в разделе 4.4 на примере сетевых моделей продемонстрирован итеративный алгоритм распределения сетевых ресурсов.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 375;