Приёмы изучения литературного произведения
(по методу В.Г. Маранцмана)
Изучение произведения строится на сочетании разных сфер читательского восприятия и концепции школьной программы.
Две группы приёмов (из цели литературного образования): относящиеся к интеллектуальной и эмоциональной сферам.
«Интеллектуальные»:
1. Обращение к творческой истории создания произведения;
2. Анализ композиции;
3. Анализ стиля;
4. Сопоставление произведений одного автора;
5. Сопоставление произведение или их фрагментов разных авторов.
«Эмоциональные» (организующие читательское сотворчество):
1. Устное словесное рисование;
2. Выразительное чтение;
3. Создание киносценария;
4. Творческий пересказ;
5. Инсценирование.
1.1. Обращение к творческой истории создания произведения. Сопоставление текст и его историческую основу (тексты об исторических событиях, об общественной обстановке времени): «Шинель» — анекдот, «Медный всадник» — наводнение 1824 г. Сопоставление разных редакций текста: «А вы могли бы?», «Анчар»;
1.2. Анализ композиции. Не путать композицию и сюжет. Изучая эпическое произведение, нельзя его изучать детально и подробно, а сконцентрировать внимание на знаковых вещах и их изучить детально и подробно. «Капитанская дочка»: 2 важные сцены — Петр Гринев оказался в метели, «Сбились мы» — «Странно, я стою на твердой полосе»;
1.3. Анализ стиля. «Отцы и дети»: описания состояния Базарова и Одинцовой после свидания. Состояние Одинцовой: 3 абзаца (смятение — детали внешнего поведения, мысли героини, «или» — дилемма), переход от эмоционального к рациональному. Повествование от 3го лица — нейтральное повествование. Вводные психологические характеристики («к изумлению своему»), эмфатический синтаксис, у Базарова — от рационального к эмоциональному Ироническое повествование — зевгма, говорящие фамилии, алогизмы, оксюмороны. Смысловая игра — интеллектуальный смех;
1.4. Сопоставление произведений одного автора.Цель этого приема — открыть общие основы мировоззрения автора, увидеть эволюцию темы, изменение художественных взглядов писателя. Судьба поколения в стихотворении «Дума» Лермонтова: Какое стихотворение больше вас взволновало? В каком поэт наиболее эмоционально говорит о совеем поколении? Найдите и выпишите ключевые слова. Почему раннее стихотворение названо «Монолог», а позднее — «Дума»? В чем Лермонтов видит трагедию поколения и кого винит в ней в том и другом стихотворении? В каком из стихотворений сильнее звучит сочувствие поколению, а каком — обвинение ему? Чем отличаются и какую оценку содержат сравнения «Мы дети севера, как здешние растения, цветем недолго, быстро увядаем» и «Так тощий плоддо времени созревший ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, висит пришлец осиротелый…»;
1.5. Сопоставление произведений (фрагментов) разных авторов.Цель этого приема — подчеркнуть общность коллизий, художественных ситуаций или их различие. «Пророк», «Silentium», «Бабочка» (Фет и Набоков), «Царскосельская статуя» (Пушкин и Ахматова): у Пушкина была особая пора — 1930 год, Болдинская осень, осмысление жизни, безграничное желание и чувство жизни. Для Ахматовой в этой статуе — воскресение жизни Пушкина. Одинаковые ли чувства вызывают эти стихотворения? Почему Пушкин называет кувшин «урной»? Что вызвало возглас поэта «чудо»? Почему Ахматова выбрала для своего стихотворения осень? Едины ли у Ахматовой природа и дева? Какое чувство вызвала статуя у Ахматовой и почему?
2. Приемы, организующие читательское сотворчество — приемы скрытого анализа, наиболее деликатны и наименее назидательны. Цель — пробудить у учеников чувство сопереживания, соучастия, развить творческие способности.
2.1. Устное словесное рисование.Виды пересказа: логический пересказ (цель — увидеть внутреннюю связь фактов и событий), выборочный рассказ (рассказ о впечатлениях от прочитанного текста), творческий пересказ с изменением лица рассказчика;
2.2. Выразительное чтение;
2.3. Создание киносценария.Методика работы (после того, как определили, на каком эпизоде обращаться к этому приёму):
1)знакомство ребят с основными понятиями языка кино (кадр, план, монтаж);
2)определение границы эпизода (зависит от возраста. 5-6 классы — хорошо по басням);
3)разбивание эпизода на более мелкие отрезки, составление плана;
4)вопросы к каждому микрофрагменту, чтобы точнее перевести словесные образы на язык кино;
5)составление таблицы:
№ п/п | Содержание | Движение камеры (смена планов) | Цвет | Звук |
6)описание содержания каждого кадра (самостоятельно).
Цели инсценирования:
активизация читательского восприятия;
более точное очерчивание сюжетных линий произведений, актуализация внимания на художественном тексте.
! Этот приём требует для своего осуществления требует комплекса действий:
устное словесное рисование;
чтение по ролям;
творческие пересказы.
Эти действия фиксируют внимание учащихся на деталях, особенностях композиции.
Условия успешного инсценирования: (1) задание должно быть посильным для учеников; (2) учеников необходимо готовить заранее.
Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 2699;