Основные виды памяти


Основные подходы к классификации памяти представлены на рис. 11.


Рис. 11. Классификация основных видов памяти


Двигательная (или моторная) память— это запоминание, сохранение и вос­произведение различных движений. Без памяти на движения мы должны были бы каждый раз учиться осуществлять их. Правда, при воспроизведе­нии движений мы не всегда повторяем их точь-в-точь в том же виде, как раньше. Некоторое отклонение от первоначальных движений,несомнен­но, имеется. Но общий характер движений сохраняется. Например, такая устойчивость движений вне зависимости от обстоятельств характерна для движе­ний письма (почерк) или наших некоторых двигательных привычек: как мы пода­ем руку, приветствуя своего знакомого, как мы пользуемся столовыми приборами и т. д. С первого года жизни двигательная память формирует индивидуальные неповторимые особенности психомоторики

человека. Двигательную память обычно выделяют отдельно, хотя, строго говоря, она является видом образной памяти, так в её формировании участвует кинестетический анализатор, и движения запоминаются в соответствии с двигательными образами.

Образная память — это память на представления, картины природы и жизни, а также на звуки, запахи, вкусы и др. Суть образной памяти заключается в том, что воспринятое раньше воспроизводится затем в форме представлений. Соответственно, можно выделить такие виды образной памяти, как зрительная, слуховая, обонятельная, вкусовая, двигательная. Индивидуальные особенности образной памяти связаны как с ведущей репрезентативной системой человека, так и с опорой на те, или иные образы в профессиональной деятельности. Так, у гимнастов развивается двигательная память, а у поваров вкусовая. Характери­зуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характер­ны для представлений, и прежде всего их бледность, фрагментарность и неустой­чивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому вос­произведение воспринятого раньше нередко расходится со своим оригиналом. Причем с течением времени эти различия могут существенно углубляться.

Эмоциональная память — это память на чувства. Это очень прочный, но неточный вид памяти. Воспроизведенные, или вторичные, чувства могут зна­чительно отличаться от первоначальных и по силе и по содержанию.. Например, то, что раньше переживалось нами как досадное недоразумение, со вре­менем может воспроизводиться как забавный случай, или то событие, которое было испорчено мелкими неприятностями, со временем начинает вспоминаться как весьма приятное.

Словесно-логическаяпамять выражается в запоминании и воспроизведении наших мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, возникшие у нас в про­цессе обдумывания, размышления, помним содержание прочитанной книги, раз­говора с друзьями.

Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-ло­гической. Этот вид памяти развивается у человека с развитием понятийного мышления и является специфически человеческим, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной памяти, которые в простей­ших формах свойственны и животным.

Очевидно, что все виды памяти тесно связаны друг с другом и не суще­ствуют независимо друг от друга. Например, когда мы овладеваем какой-либо дви­гательной деятельностью, мы опираемся не только на двигательную память, но и на все остальные ее виды, поскольку в процессе овладения деятельностью мы за­поминаем не только движения, но и данные нам объяснения, наши переживания и впечатления.

Когда говорят о непроизвольной памяти, то имеют в виду, что запоминание и воспроизведение осуществляется автома­тически, без волевых усилий человека, без контроля и цели со стороны сознания. Произвольная память требует волевого усилия для реализации осознанной цели запомнить что-либо.

Непроизвольное запоминание не обязательно является более слабым, чем про­извольное. Напротив, часто бывает так, что непроизвольно запомненный матери­ал воспроизводится лучше, чем материал, который специально запоминался. На­пример, непроизвольно услышанная фраза или воспринятая зрительная инфор­мация часто запоминается более надежно, чем, если бы мы пытались запомнить ее специально. Непроизвольно запоминается материал, который оказывается в цен­тре внимания, и особенно тогда, когда с ним связана определенная умственная работа.

В 1968 г. американский психолог Р.Аткинсон предложил трех компонентную модель памяти: информация сначала попадает в сенсорные регистры, где хранится доли секунды в форме очень точного эквивалента внешней стимуляции; затем — попадает, подвергаясь перекодированию в перцептивные знаки, в кратковременное хранилище, где постоянно восстанавливается за счет повторения в течение десятков секунд; после чего может быть переведена в долговременное хранилище, где она хранится в семантической форме на протяжении очень долгого времени. Соответственно по времени хранения информации стали выделять сенсорную, кратковременную и долговременную память.

Мгновенная или сенсорная память—это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пассивно, с ее помощью организм на очень короткое время удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств. . При изучении сенсорной зрительной и слуховой памяти У. Найссер предложил термины «иконическая память» и «эхоическая память», а в эксперименте Дж.Сперлинга получены следующие результаты:
1) время хранения информации в иконической памяти - 0,25 - 0,5 секунд;
2) объем хранимой информации практически неограничен ("копия - отпечаток");
3) забывание происходит по типу стирания следов памяти, однако не исключается простое угасание следов.

Полное сохранение зрительной картины в иконической памяти ограничивается долями секунды, но встречаются люди, у которых этот период много длиннее (до 10 минут), их называют эйдетиками. Они обладают способностью видеть в буквальном смысле этого слова на пустом экране картину или предмет, который перед тем находился перед их глазами, но уже не экспонируется. Известны художники, которым было достаточно смотреть на модель лишь в течение нескольких минут, после чего они могли продолжать работать над картиной в отсутствие модели, сохраняя образ модели со всеми ее деталями. Среди прославленных художников эйдетиками были русский живописец Н. Н. Ге и французский — Гюстав Доре. Л. С. Выготский считал, что эйдетизм является закономерной и необходимой фазой в развитии памяти, представляя собой гипертрофированное выражение иконической памяти, так сказать, элемент задержки развития памяти на этой стадии. А.Лурия подробно исследовал и описал яркую образную память, которая стала называться эйдетической. В настоящее время разработаны целостные эйдетические технологии тренировки и повышения эффективности памяти с опорой на яркий целостный образ, «сжимающий» огромное количество информации.

Дж. Миллер. В 1956 г. в статье «Магическое число 7±2: некоторые пределы нашей способности обрабатывать информацию» обобщил имевшиеся данные об объеме внимания человека и связал их с объемом кратковременной памяти. Этот объем обычно равен 7±2 счетных объектов. Из этого следует, что если данных для запоминания много, нужно группировать объекты так, чтобы их количество оставалось в пределах 7±2 элементов. Данное число (7±2) иногда называют числом Миллера. Объем крат­ковременной памяти характеризует способность механически, т. е. без использо­вания специальных приемов, запоминать не связанную смысловым образом информацию.

Оперативная память – это разновидность кратковременной памяти – память хранит информацию до тех пор, пока она нужна для выполнения какой-то задачи, то есть пока человек ею оперирует. Информация исчезает, как только перестает использоваться в деятельности человека.

 

Крат­ковременная память выступает в виде своеобразного буфера, который пропускает лишь нужную, уже отобранную информацию в долговременную память. Перевод из кратковременной памяти в долговременную память осуществляется благодаря воле­вому усилию. Причем в долговременную память можно перевести информации гораздо больше, чем позволяет индивидуальный объем кратковременной памяти. Этодостигается путем повторения материала, который надо запомнить. В резуль­тате происходит наращивание общего объема запоминаемого материала.

 

Рис.12.Условия эффективности разных видов запоминания.

О механизмах мнемических процессов (запечатлении, запоминании, сохранении, воспроизведении), приемах и закономерностях запоминания уже говорилось выше.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания. Наиболее распространенным приемом является организация ассоциативного поля вокруг запоминаемых понятий. Например, элементы воспринимаемой информации могут мысленно располагаться в строго определенных местах какого–либо помещения.

Основными характеристиками памяти являются: объем, быстрота запечатления, точность воспроизведения, дли­тельность сохранения, готовность к использованию сохраненной информации. Эти характеристики различаются в зависимости от индивидуальных особенностей, возраста и профессиональной деятельности человека



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 455;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.