Характеристики или свойства представлений.
Начнем с выделения пространственно-временных характеристик представления аналогично тому, как ранее выделялись пространственные и временные свойства первичных образов.
Границы пространственного поля представления более обширны, чем границы перцептивного образа – представить мы можем большие размеры и расстояния по сравнению с теми, что можем непосредственно воспринять. Поэтому образ представления отличает от восприятия панорамность. Следующей отличительной характеристикой представления является возможность взаимообособления фигуры и фона или отделения фигуры от фона, в то время как при восприятии возможно только выделение фигуры из фона (раздел 1.2). Кроме того, в представлении возможно выпадение абсолютных величин и деталей, так как информация может извлекаться из памяти не точно и не полностью. Образ представления подвержен колебаниям и изменениям.
Самой существенной временной характеристикой представления является большая стабильность отражения последовательности событий по сравнению с отражением длительности. Эта характеристика уже отмечалась в разделе 1.2. Время, заполненное интересной, глубоко мотивированной деятельностью и положительными эмоциями, воспринимается короче, чем время, проведенное в бездействии. Однако при последующем представлении этой ситуации соотношение обратно: время, проведенное в безделье и скуке, окрашенное бледными эмоциями, не остается в памяти и представляется короче, чем было в действительности.
К отличительным особенностям представлений также относятся их следующие свойства.
Наглядность.Представления — это чувственно-наглядные образы действительности, и в этом заключается их близость к образам восприятия. Но перцептивные образы являются отражением тех объектов материального мира, которые воспринимаются в данный момент, тогда как представления — это воспроизведенные и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом. Поэтому представления никогда не имеют той степени наглядности, которая присуща образам восприятия, — они, как правило, значительно бледнее. Ещё Эббингауз называл представления бледными образами.
Фрагментарность.Представления полны пробелов, отдельные части и признаки представлены ярко, другие — очень смутно, а третьи вообще отсутствуют. Например, когда мы представляем себе чье-то лицо, то ясно и отчетливо воспроизводим только отдельные черты, те. на которых, как правило, мы фиксировали внимание. Остальные детали лишь слегка выступают на фоне смутного и неопределенного образа. Отметим, что восприятия, наоборот, характеризуются целостностью.
Неустойчивость.Так, любой вызванный образ, будь то какой-либо предмет или чей-нибудь образ, исчезнет из поля вашего сознания, как бы вы ни старались его удержать. И вам придется делать очередное усилие, чтобы вновь его вызвать. Кроме того, представления очень текучи и изменчивы. На передний план по очереди выступают то одни, то другие детали воспроизведенного образа. Лишь у людей, имеющих высокоразвитую способность к формированию представлений определенного вида (например, у музыкантов — способность к формированию слуховых представлений, у художников — зрительных), эти представления могут быть достаточно устойчивыми и постоянными. Вспомним, что восприятие, напротив, характеризуется константностью.
Обобщенность. Представления — это не просто наглядные образы действительности, а всегда в известной мере обобщенные образы. В этом заключается их близость к понятиям. Обобщение имеется не только в тех представлениях, которые относятся к целой группе сходных предметов (представление стула вообще, представление кошки вообще и др.), но и в представлениях конкретных предметов. Каждый знакомый нам предмет мы видим не один раз, и каждый раз у нас формируется какой-то новый образ этого предмета, но когда мы вызываем в сознании представление об этом предмете, то возникший образ носит всегда обобщенный
характер. Например, представьте ваш обеденный стол или чашку, которой вы обычно пользуетесь. Эти предметы вы видели не один раз и с разных сторон, но когда вам предложили их представить, то они возникли в вашем сознании не во множественном числе, а в каком-то обобщенном образе. Этот обобщенный образ характеризуется прежде всего тем, что в нем подчеркнуты и даны с наибольшей яркостью постоянные признаки данного объекта, а с другой стороны, отсутствуют или представлены очень бледно признаки, характерные для отдельных, частных воспоминаний.
Наши представления всегда являются результатом обобщения отдельных образов восприятия. Степень обобщения, содержащегося в представлении, может быть различна. Представления, характеризующиеся большой степенью обобщения, называются общими представлениями.
Необходимо также подчеркнуть следующую очень важную особенность представлений. С одной стороны, представления наглядны, и в этом они сходны с сенсорными и перцептивными образами. С другой стороны, общие представления содержат в себе значительную степень обобщения, и в этом отношении они сходны с понятиями. Таким образом, представления являются переходом от сенсорных и перцептивных образов к понятиям.
Тестовые вопросы и задания для самопроверки к главе 1.
1). Напишите формулу, выражающую в соответствии с законом Вебера-Фехнера зависимость, которой связаны интенсивность физического стимула и интенсивность соответствующего ощущения?
………………………………………………………………………………………………
2). Определите, какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?
а) Побыв в помещении, человек вскоре перестал ощущать запах гари, хотя вновь вошедший человек отчетливо ощутил его……………………………………………...
б) А.Н.Скрябин и Н.А.Римский-Корсаков обладали «цветным» слухом, то есть звуки, которые они слышали, сопровождались ощущением цвета………………………….
3). Какое из приведенных утверждений является описанием понятия «апперцепция»:
а) индивидуально-стабильный в течение жизни параметр восприятия;
б) процесс интеграции воспринимаемых характеристик;
в) свойство восприятия, отражающее зависимость восприятия от прошлого опыта, общего содержания психической деятельности и индивидуальных свойств.
4). Феномен относительной независимости параметров фигуры от изменений условий восприятия или ее фона называется……………….
а) константностью восприятия, б) иллюзией восприятия.
5). Длительность ситуации, переживаемой положительно, обычно
воспринимается…… ………………..действительной: а) короче; б) длиннее.
6). Длительность ситуации, переживаемой положительно, обычно впоследствии
представляется…… ………………..действительной: а) короче; б) длиннее.
7). Бинокулярное зрение составляет основу видения окружающего мира: а) монокулярного; б) астрономического; в) стереоскопического; г) бинокулярного.
8). Сходство представлений с восприятием характеризуется: а) яркостью; б) фрагментарностью; в) неустойчивостью; г) модальностью.
9). Получение первичных образов обеспечивают: А) сенсорно-перцептивные процессы;
Б) процесс мышления; В) процесс представления; В) процесс воображения
10). Если показать ребенку расплывшееся на бумаге чернильное пятно и спросить его:
«Что ты видишь? Что это?», - то ответы обычно бывают такого рода - «Это птица какая-то, вот крылья», «Это две собаки встретились» и т.д.. Если же такой вопрос задать ребенку с нарушенной психикой, то чаще всего он ответит «клякса», «пятно».
Какая важная особенность человеческого восприятия проявляется в ответах нормального ребенка и отсутствует у больного?…………………………………………..
11). Попытайтесь объяснить одну из наиболее известных иллюзий восприятия (Мюллера- Лайера, «луну над горизонтом» и др.) с точки зрения бихевиоризма, гештальтпсихологии, когнитивной психологии.
12).Проверьте опытным путем тактильную иллюзию Аристотеля. Скрестив средний и указательный палец, надо прикоснуться к предмету (шарику или собственному носу) так, чтобы одновременно раздражались внешние стороны пальцев. Возникает ощущение двух предметов.
13). Вспомните, в чем заключается одно из основных свойств восприятия – активность или избирательность восприятия. Проведите самостоятельно или в группе эксперимент на избирательность восприятия с помощью классического тестаМюнстерберга, замерив время его выполнения.
Инструкция: Среди буквенного текста имеются слова. Ваша задача - просматривая строку за строкой, как можно быстрее найти эти слова. Найденные слова подчеркивайте.
Стимульный материал:
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
Анализ результатов: Методика направлена на определение избирательности перцептивного внимания. Оценивается количество выделенных слов и количество ошибок, то есть пропущенных и неправильно выделенных слов
В тексте содержится 25 слов (проверьте по ключу). Ключ:
бсолнцевтргщоцрайонзгучновостьхэьгчяфактуекэкзаментроч
ягшгцкпрокуроргурстабюетеорияентсджэбьамхоккейтрсицы
фцуйгзхтелевизорсолджщзхюэлгщьбапамятьшогхеюжпждргщ
хэнздвосприятиейцукенгшщзхъвафыапролдблюбовьавфырпл
ослдспектакльячсмитьбюжюерадостьвуфцпэждлорпкнародш
лджьхэшщгиенакуыфйшрепортажэждорлафывюефбьконкурс
йфячыцувскапрличностьзхжэьеюдшщглоджэпрплаваниедтлж
эзбьтрдщшжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфоячвтлджэ
хьфтасенлабораториягщдщнруцтргшщтлроснованиезщдэркэ
нтаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйсмтзацэъагнтэхт
Сравните Вашу работу или работу Ваших товарищей по следующим показателям, которые удобнее занести в таблицу:
Время работы | Количество выделенных слов | Количество ошибок |
Подумайте, можно ли по полученным результатам вынести суждение об индивидуальных особенностях восприятия участников эксперимента – точности, скорости, активности или избирательности восприятия?
Литература к главе 1:
1. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания, гл.2 – Сенсорно-перцептивная организация человека, СПб. Питер, 2002
2. Аллахвердов В. М. Сознание как парадокс (Экспериментальная психологика, т. 1). — СПб., 2000 (Гл.1, раздел 2: революция от гештальта; победа когнитивизма.; Гл.2, раздел 6: о порогах чувствительности, закон Бардина) .
3. Веккер Л. М. Психика и реальность: Единая теория психических процессов. — М., 2000.
4. Гусев А.Н. Ощущение и восприятие.- М.,МГУ- 2-ой том, изд. «Академия», 2007
5. Маклаков А. Г. Общая психология. — СПб., 2010
6. Никандров В.В. Классические методы психофизики. СПб., 1991
7. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб., 2003.
8. Шиффман Х. Ощущение и восприятие, 5-е изд. — СПб., 2003
9. Хрестоматия «Познавательные психические процессы», Питер, СПб-М.,2005.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 1040;