Появление «служилого казачества» и начало его сословного оформления в Российском государстве.
С середины XVI в. на жизнь казачества начинает оказывать все возрастающее влияние политика их государств – метрополий – Московского царства и Польско-Литовского государства. Они занимались активным строительством вооруженных сил, частью которых являлось служилое казачество. Формы его службы и способ повседневного существования, формируемый государством, становился образцом для воздействия на вольное казачество.
Формирование казачества проходило в условиях сложных процессов социально- политического развития Московского и Польско – Литовского государств и их обществ. Оно осложнялось перманентным конфликтом с татарскими ханствами, образовавшимися на месте распавшегося Золотоордынского государства. Только за первую половину XVI в. они предприняли 43 крупных похода на русские земли. Мелкие набеги на пограничные Московские и Литовско–Польские территории являлись нормой. Поэтому главной задачей русского служилого казачества стала пограничная служба и прикрытие начавшейся сельскохозяйственной колонизации так называемого «Дикого поля». В Московском государстве уже с начала XVI в. сельскохозяйственная колонизация и соответственно оборона границы являлись государственной задачей. В Польско-Литовском государстве – делом частной инициативы местных магнатов – шляхты, что и обусловило особенности развития казачества России и Украины.
В России создание служилого казачества было связано с началом строительства «Засечных черт». В их укрепленных центрах: городах, острогах и острожках селились служилые люди: дворяне, дети боярские, стрельцы и в том числе и городовые казаки. В отличие от служилых людей, проживавших дворами и приписанных непосредственно к местным гарнизонам и корпорациям, городовые казаки входили в общины, называвшиеся по городам пребывания. Уже в первой половине XVI в. казацкие общины существовали в Рязани, Орле, Ряжске, Рыльске, Стародубе, Епифани, Рославле, Дедилове, Донкове и ряде других русских пограничных городов. На западной и юго- западной границах Российского государства аналогичную роль играли общины казаков- севрюков. Первоначально служилое казачество несло гарнизонную службу, но постепенно она была заменена полевой на так называемых сторожах.
В 1571 году, боярином Воротынским был составлен подробный устав сторожевой станичной службы, деливший казаков, находившихся на службе у государя, на городовых (полковых), обязанных обеспечивать защиту городов и станичных (сторожевых), предназначенных для несения службы в степи. Сторожевые казаки делились на станичников, проводников и сторожей. Они получали более высокое жалование, а также компенсацию за убытки, связанные с несением службы. По этой причине их лошади, сбруя, вооружение оценивались воеводами. Оценка вносилась в специальные книги. Всего было создано 73 сторожи, которые в соответствии с военной реформой 1555-1556 годов были поделены на 12 разрядов. От разряда зависел размер земельного, хлебного и денежного жалования. Размер казацкого жалования в период военных действий равнялся жалованию стрельцов, что позволяет сделать вывод об официальном отнесении служилых казаков к низшим слоям формирующегося русского служилого сословия. Возникновение особой категории сторожевых казаков было связано с боярским приговором от 18 февраля 1571 года. Согласно данному документу, триста рязанских детей боярских «малых статей» (то есть имевшие среди дворян самые низкие пометные оклады) были отстранены от сторожевой службы и заменены казаками «из всех украинских городов». Поместный оклад сторожевых казаков был установлен в 20 четвертей земли (четверть – полдесятины в одном поле или полторы десятины в трех полях при трехпольной системе земледелия). Денег за службу им первоначально не полагалось.
Как правило, казаки несли службу совместно со стрельцами и представителями поместного ополчения. В городах они подчинялись воеводам, хотя и выбирали собственных атаманов. Во время полевой службы, которая неслась совместно со стрельцами и детьми боярскими – стрелецким головам из местных дворян или детей боярских. Известно, что уже в 1561 – 1562 годах мещерские дети боярские служили атаманами и сотниками у казаков[1].
В случае военной необходимости отряды служилых казаков присоединялись к крупным полкам. Роспись полковой службы определялась Разрядным приказом, в ведении которого находилось служилое казачество.
Источником его комплектования являлись различные слои населения. Казаки, как правило «верстались» из «гулящих людей» (в том числе и из вольного казачества), крестьянства, холопов. Для них переход в служилое казацкое состояние, являлся повышением социального статуса. Платой за это становился постоянный риск и обязанность содержания коня и воинского снаряжения. «Худое» несение службы или небрежение в обязанностях каралось исключением из казачьего состояния. Для дворян и детей боярских переход в служилые казаки был понижением. Он свидетельствовал или о разорении, потере поместья, или о провинности. К последней, относилась «ябеда» - оговор, опровергнутый судом. «Штрафники» отправлялись в гарнизоны Севска и Курска. Таким образом, казачья служба становилась своеобразным связующим звеном между формирующимся дворянством и тяглыми сословиями, а также средством регулирования качества его состава.
Принятые на государственную службу казаки, а также стрельцы и пушкари, образовывали своеобразный промежуточный слой в русском обществе, занимая среднее положение между дворянами, с одной стороны, и посадским людом и крестьянством, с другой. Их было принято называть служивыми людьми «по прибору» в отличие от дворян и детей боярских – служивых людей «по отечеству».
В соответствии с историческими источниками, 15 марта 1577 года 577 казаков подали коллективную челобитную об установлении им поместных и денежных окладов рязанских детей боярских, которых они заменили. Их просьба была удовлетворена, и в том же году приговором Боярской Думы поместный оклад сторожевых казаков был увеличен до 50 четвертей. Тот же боярский приговор определил денежное жалование в размере трех рублей, выдаваемых один раз в три года.
Для реализации принятого указа следовало провести смотр казаков, произвести их перепись. На практике реализация указа 1577 года столкнулась с большими трудностями.
Оклад служивых казаков существенно отличался от окладов дворян и детей боярских не только размерами: если у последних они могли увеличиваться за службу или уменьшиться за неявку на службу в индивидуальном порядке, то оклады казаков, как и других приборных людей, были строго фиксированы для определенной корпорации или определенной категории казаков. Казаки одной категории имели не только равные оклады, но и наделялись в рамках одного уезда равными земельными наделами[2].
Служилые казаки получали налоговые льготы: освобождались от печатных пошлин по земельным вопросам, освобождались от посадского и крестьянского тягла. Отсюда пошло выражение «беломестные», или «белопоместные» казаки.
Небольшое их число вообще не имели земельных наделов и служили за денежное и хлебное жалование.
Особенности формирования «служилого казачества» в Польско-Литовском государстве и Речи Посполитой и их влияние на взаимоотношения украинского казачества с Польско-Литовским и Российским государствами.
Более сложным путем развивалось служилое казачество в Великом княжестве Литовском и Русском и Польским государстве впоследствии в Речи Посполитой.
Особенности устройства Польско – Литовского государства длительное время сохранявшего общественно – политическое устройство, характерное для раннефеодальной монархии и своеобразие польской централизации в форме своеобразной выборной монархии или шляхетской феодальной республики привели к особой форме частно – шляхетской (магнатской) колонизации пограничных степных территорий. Польские магнаты сохранили право содержать частные армии. Поэтому служилое казачество развивалось здесь в двух основных формах: частой и королевской (впоследствии реестровой) службы.
Первые упоминания о казаках находящихся на военной службе польской короне относятся к середине XV в. Их отряды размещались в пограничных украинских городках и замках. Казаки – служебники объединялись в роты. Их командиры назначались представителями польско-литовской государственной или частной администрации. К середине XVI в. казачьи роты были размещены на территориях Киевщины, Подолии и ряде других пограничных с Крымским ханством районах. Их состав был освобожден от выполнения феодальных повинностей и получал денежное и хлебное жалование.
В Польско-Литовском государстве казачья служба носила временный характер, сближаясь с наемничеством. Перевод казачьей службы на постоянную основу начался в Польско-Литовском государстве только во время Ливонской войны. Первый отряд реестровых казаков был сформирован по Универсалу польского короля Стефана Августа в 1572 г. Первоначально численность формирующихся казацких войск была определена всего в 300 человек. Потребности военных действий заставили короля уже Речи Посполитой Стефана Батория в 1578 г. удвоить их число. Основой содержания нового военно-служилого польского сословия было денежное жалование, резко увеличивающееся во время военных действий. Для обмундирования реестровых Королевская казна выделяла сукно. В конце XVI в. денежный оклад реестровых казаков был заменен земельной оплатой (пожалованиям) с прикреплением к ним крестьян. Это внешне сближало формирующуюся украинскую казачью старшину с польским шляхетством (дворянством). На практике она не уравнивалась с польской шляхтой. Сохранялись сословные, национальные и особенно религиозные различия. Представители украинской казачьей старшины не получили права участвовать в сеймах и были ограничены в судебных правах. Это создавало потенциально конфликтную ситуацию.
Одной из первых форм выражения служилым украинским казачеством недовольства своим положением стал переход на иностранную службу. Так в 1558 г. отряд королевских казаков во главе с князем Д. Вишневецким участвовал в походе русских войск Д. Адашева на Крымское ханство с последующим возвращением на королевскую службу и амнистией.
Следствием слабого контроля центральных властей за казаками короны стала их частная война против Крымского ханства – явление невозможное в Московском государстве, где служилое казачество ограничивалось захватом языков и разгромом небольших татарских загонов которые могли предоставлять потенциальную угрозу для пограничных русских территорий.
Особой категорией служилого казачества в Польше стали казаки, служившие частным лицам. Первые письменные упоминания о них относятся к 1503 г. и связаны с уже упоминавшимся князем Дмитрием Вишневецким. Их появление связано с оформлением частных армий у польско-литовских магнатов, занимавшихся сельскохозяйственной колонизаций лесостепных и степных окраин Польско-Литовского государства. Казачьих вооруженных слуг имели магнаты Ружинские, Острожские, Мировицкие и ряд других.
Исследователи отмечают несколько источников их формирования: найм вольных или служилых казаков и оказачивание собственных крепостных крестьян, для которых служба не отменяла их тяглого положения и становилась дополнительной феодальной повинностью. Поэтому часть польской администрации отказывала им в казачьем состоянии, причисляя их к холопам. Отряды частновладельческих казаков отразили набеги крымской Орды в 1508, 1512 годах. В 1516 г. польские магнаты сами нанесли удар по татарским владениям, дойдя почти до Дуная.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 3392;