Формирование первичных казачьих сообществ в Поволжье и Северном Кавказе (на Тереке и Сунже).
Появление отдельных казачьих групп на Волге относится еще к началу XVI в. Но активное освоение казаками Волжского торгового пути начинается только после ликвидации с их помощью Казанского и Астраханского ханств. Первые официальные свидетельства постоянного присутствия казачьих сообществ в Поволжье относятся к 1560 г. с момента размещения там гарнизонов городовых казаков. Вместе с ними появляются и общины вольных казаков. Часть из них заключает соглашения о выполнении определенной службы разовой или постоянной. Часть занимается традиционными для того времени казачьими промыслами, нападая на ногайские кочевья или разнообразные купеческие караваны, не исключая им русских посольств. Значительную роль в этих группах и станицах играли беглые холопы, крестьяне и посадские жители. Помимо собственно волжских казаков этим же занимаются пришлые казачьи артели и станицы с Дона, Сунжи (гребенские казаки) и даже запорожцы. Обеспокоенная размерами казачьего «воровского промысла» царская администрация начинает в 80-90 годах расчистку Волги, активно используя при этом внутреннюю рознь внутри казачьего сообщества. Итогом правительственно-казачьих операций стало миграция части вольных казаков в Сибирь и на реку Яик.
С активизацией деятельности Российской царской власти на Кавказе связано и оформление терского и гребенского казачества. В 1563 г. Иван IV отправил 500 казаков для помощи своему тестю князю Темрюку Черкасскому. Для усиления русского присутствия на Кавказе в 1567 г. на Тереке и Сунже была возведена крепость для размещения постоянного русского гарнизона. Вокруг нее и появились первые казачьи поселения. После вывода русских войск с Терека в 1571 г. покинутая ими крепость была заселена терскими и гребенскими казаками. Казачьи общины поддерживались кабардинскими князьями. Тем не менее, конфликт с одним из Дагестанских правителей Шамхалом Тарковским в 1588-89 г.г. едва не привел к изгнанию казаков из данного района. Их спасло новое появление русских войск, в состав которых входили и казачьи отряды. Новым центром российского влияния на Кавказе стал возведенный в указанное время Терский городок, ставший центром сосредоточения казачьих артелей и станиц.
Особенностью экономического развития местного казачества стало развитие вокруг терского городка и казачьих станиц огородничества и садоводства. Районом военно-промысловой деятельности терского и гребенского казачество стало Каспийское море со своеобразной казачьей базой островом Чечель.
Исследователями отмечается полиэтнический состав терского казачества. Казачий быт, а самое главное образ существования и деятельности привлек в их состав значительное количество местных тюркских элементов, вплоть до представителей Кабардинских княжеских династий.
Пополнение рядов местных казаков шло за счет притока бросивших службу дворян, детей боярских, беглых холопов и посадских жителей. Приток пришлых был так велик, что позволил ввести в терских и гребенских казачьих общинах институт ученичества (фактически наемных работников).
Имущественно – социальное расслоение шло на Тереке и Сунже по линии службы. Городовые казаки являлись более зажиточными, чем вольные. Особенностью гребенцев и терцев стало их поступление на службу к грузинским правителям Картли и Кахетии. Организация внутреннего самоуправления на Тереке и Сунже была аналогична Донской при более отчетливой роли предварительного сговора представителей казачьей старшины (атаманов).
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2577;