Доказательственное значение видеоматериалов, приобщаемых к материалам уголовного дела
Всё многообразие видеоматериалов, приобщаемых к уголовным делам, не возможно отнести к единой процессуальной категории. В данном случае необходим дифференцированный подход. Итак, видеоматериалы, полученные в отношении обстоятельств расследуемых событий и противоправных действий можно разделить на следующие категории:
1. Видеоматериалы (магнитные или оптические носители информации) – вещественные доказательства.
Доказательствами по уголовному делу, согласно ч. 1 ст. 74 являются любые фактические данные, содержащееся в источниках, указанных в ч. 2 ст. 74 УПК РФ, на основе которых устанавливается наличие или отсутствие обстоятельств, подлежащих доказыванию при производстве по уголовному делу, а также иных обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела. В связи с этим к видоматериалам предъявляются следующие требования:
1) Содержащиеся данные должны быть "фактическими": фиксировать информацию о вполне конкретных действиях людей, об определенных событиях и т. п., тем самым позволяя воспроизвести картину происшедшего. Если видеозапись содержит информацию о передаче взятки, то эти данные будут фактическими, поскольку имеют прямое отношение к совершенному общественно опасному деянию, а также фиксирует обстоятельства совершенного преступления: "место, время, цель передачи взятки.
2) Фактические данные, содержащиеся в их источнике, должны быть относимыми к конкретному обстоятельству. Под относимостью доказательства понимается его способность обосновывать, подтверждать или опровергать определенные обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу. В таком качестве выступают видеозаписи, если они:
- служили орудием или средством совершения преступления (использовались преступником для клеветы, имитации вымогательства, взятки);
- явились объектами преступных действий, например видеодокументы, в отношении которых предпринимались попытки их уничтожения, или видеофонограммы, сфальсифицированные в целях сокрытия совершенного преступления;
- запечатлели отдельные моменты преступного события, сохранили его визуальные или звуковые следы - например, видеофонограмма, фиксирующая подстрекательство к совершению преступления;
- содержат иные сведения, которые могущие служить средством установления истины по делу, - например, видеофонограмма, содержащая данные о месте сокрытия похищенного имущества и иных ценностей.
3) Доказательство должно отвечать установленному порядку получения, закрепления и использования источников в уголовном процессе. Закон не установил таких условий, но на практике существуют определенные способы получения доказательств при помощи технических средств, определены формы их закрепления, а также условия использования. Суд расценивает аудио- и видеозаписи как доказательства[7].
Доказательствами являются не сами процессуальные акты и документы, а содержащаяся в них информация.
Вещественными доказательствами (ч. 1 ст. 81 УПК РФ) признаются видеозаписи:
1) которые служили орудиями преступления или сохранили на себе следы преступления;
2) на которые были направлены преступные действия;
3) полученные в результате преступных действий либо нажитые преступным путем;
4) видеодокументы, которые могут служить средствами для обнаружения преступления и установления обстоятельств уголовного дела.
Доказательства, в том числе и документы, следователь изымает или истребует, либо их представляют участники процесса. Так как протоколы процессуальных действий, а также запечатлевшие их ход и результаты фотоснимки и видеоленты готовит следователь, то в уголовно-процессуальном аспекте последние имеют статус приложений к соответствующим протоколам и лишь вместе с ними являются источниками доказательств по расследуемому уголовному делу.
В качестве доказательств (ст. 84 УПК РФ) допускаются иные документы, если содержащиеся в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, связанных с расследуемым событием. К ним могут относиться материалы видеозаписи и иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в установленном порядке.
Примером могут служить незаконно распространяемые видеофильмы, похищенные из магазина или пункта проката. Видеозаписи в этом случае выступают предметом преступного посягательства или объектами, доказывающими факт совершения противоправных действий. Такие объекты являются вещественными доказательствами, характеризующими состав преступления (кража, грабеж, нарушение авторских и смежных прав).
Видеофильмы, как и фотоснимки, содержащиеся в заключении эксперта, несут иллюстративную нагрузку, запечатлевая те признаки объектов – вещественных доказательств, которые обнаружил эксперт в ходе их исследования. Эксперт, при этом, в процессе исследований выявляет интересующую следствие информацию. Законодатель относит заключение эксперта к доказательствам и придает такое же значение его составной части – видеолентам.
Видеоизображения, содержащиеся в заключении эксперта, независимо от того, выступают они в качестве иллюстраций или являются средством исследований, будут неотъемлемой частью акта экспертизы, позволяющей следствию и суду проверить обоснованность экспертного заключения.
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 393;