Установки подростков на домашнее насилие


Исследования, проведенные учеными университета Уорика (Великобритания) в 2000 году, показывают, что установки школьников на домашнее насилие внушают тревогу и доказывают необходимость внедрения специальных профилактических программ в школе и сообществе. В исследовании было опрошено более 1 300 детей и подростков от 8 до 16 лет. Часть опрошенных полагают, что женщин избивают дома в том случае, если на них рассердятся мужья, при этом больше мальчиков, чем девочек, полагают, что женщины того заслуживают. Мальчики в гораздо меньшей степени, нежели девочки, считают, что мужчины должны принимать на себя ответственность за совершаемое насилие, они склонны оправдывать агрессию и тех, кто избивает женщин. Вместе с тем большинство детей осуждают домашнее насилие и драки между родителями, полагая угрозы таким же злом, как и сам акт насилия. 75 % всех детей признают, что, будучи свидетелем насилия, следует вызвать полицию или рассказать кому-либо об этом. Исследователи взяли 45 глубинных интервью у тех детей, которые были непосредственными свидетелями насилия. Среди таких школьников было гораздо больше понимания самого феномена насилия, и они в большей степени осуждали насильника, считая его ответственным за происходящее. Вряд ли этих детей стоит рассматривать как пассивных жертв. Их стратегии совладающего поведения довольно разнообразны: от попыток обеспечить безопасность себе и членам своей семьи, поиска помощи и эмоциональной поддержки их матерям – до прямого вмешательства в насильственные инциденты, даже когда они предвидят опасные последствия для себя. С другой стороны, в жизни таких детей вовсе не все плохо. Безопасность и свобода от страха, так же, как и растущая способность формировать позитивные отношения с их матерями, были примечательными достижениями для тех, кому удалось преодолеть насилие, хотя большое число детей продолжает жить в страхе. Несмотря на те силы, которые они продемонстрировали, и на то понимание, которое им удалось развить, дети говорили, что взрослые не принимают их всерьез и не подключают к принятию решений. За исключением работников приюта большинство специалистов, по словам детей, игнорируют их или не верят им. Это, в свою очередь, разочаровывает детей, которые в следующий раз не стремятся обращаться за помощью или рассказывать о случившемся.

Дети хотят узнать больше о последствиях домашнего насилия и быть включенными в принятие решений. Они хотят быть услышанными в семье, друзьями и специалистами, и чтобы их мнения и взгляды рассматривались со всей серьезностью. Нам следует знать, что понимание проблемы этими молодыми людьми должно повлиять на соответствующую политику и практику в области здравоохранения, социальной защиты, образования и охраны правопорядка, на организацию специализированных услуг для женщин и детей.

 

Наталья Середа[71], проведя опрос более тысячи подростков в школах Барнаула, пришла к выводу, что насилие в семье в той или иной мере касается более 80 % респондентов, при этом большинство школьников не знают, где найти поддержку или помощь. Дети считают себя, а не своих матерей или старших сестер, главными пострадавшими от насилия в семье, и это говорит не только об их «гендерной слепоте», ограничениях опыта и отсутствии образования на эту тему, но и о масштабах домашнего насилия в отношении детей и подростков. Жестокость в отношении детей сама по себе является вопиющим фактом российской современности, но ведь это еще и фактор воспроизводства практик насилия в отношении женщин.

Переопределение границ насилия в современном российском обществе только начинается. Социальные работники должны лучше ориентироваться в возможностях профилактики насилия, социально-правовой и психологической реабилитации жертв. Однако они практически никак не работают с самими насильниками. В нашей стране отсутствует система принудительного направления лиц, совершающих насильственные действия, на психотерапевтические тренинги, в группы комплексной помощи. До сих пор не принят закон о запрете домашнего насилия, суды и правоохранительные органы не используют полностью возможности административного и уголовного права для помощи пострадавшим от насилия в семье, нет государственных структур, которые комплексно решали бы эту проблему. Исследования по профилактике насилия в семье и обществе позволяют глубже понять его причины, при этом взаимодействие общественных организаций и государственных структур – социальное партнерство – несомненно является залогом позитивных изменений в законодательстве, во всей системе профилактики насилия и оказания комплексной помощи пострадавшим. Сейчас обсуждаются принципы педагогики ненасилия [72], способы формирования толерантности, и это приносит свои первые плоды хотя бы в аспекте подготовки специалистов – учителей, воспитателей, социальных работников.

Асимметрия в отношениях между полами стала очевидной, и одним из ее болезненных проявлений следует считать насилие над женщинами. Причиной тому – не только слабость правового сознания и гражданского общества, но и отсутствие представлений о достойных отношениях между полами в культуре и массовом сознании многих россиян. И все же насилие – это общесоциальная, а не чисто женская проблема, и для ее успешной профилактики и разрешения требуется привлечение мужчин. В кризисных центрах за рубежом, в некоторых городах России можно увидеть мужчин – консультантов, волонтеров; известна канадская ассоциация мужчин «Белая лента», выступающая против насилия над женщинами. Участие мужчин в образовательных программах, пресс-конференциях, семинарах и круглых столах, акциях фандрэйзинга и телевизионных дискуссиях может стать новым ресурсом, привлечь широкое внимание к данной проблеме в российской глубинке. В некоторых случаях выступления мужчин по проблеме насилия над женщинами адекватнее воспринимаются аудиторией, например, если слушатели – участковые инспектора – мужчины.

Важно отметить, что не только женщины нуждаются в помощи в трудных или экстремальных жизненных ситуациях, включая ситуацию насилия. Первый профессиональный кризисный центр для мужчин был создан в Гетеборге (Швеция) по инициативе профессора Барбру Леннеер-Аксельсон, которая своей теоретической и практической работой доказала, что в ситуации семейного кризиса важно в каждом члене семьи видеть человека со своими проблемами. Мужчины нуждаются не только в обвинении и наказании, но в психосоциальной помощи, когда переживают кризис, связанный с разводом, а также если позволяют себе жестокое отношение к женщинам.

В России идея кризисных центров для мужчин пока не получила широкого распространения, однако создание такого рода программ, услуг представляется весьма актуальным. На сегодняшний день в стране существует лишь одна такая организация – это Алтайский краевой кризисный центр для мужчин. Помимо оказания регулярной социально-психологической консультативной помощи мужчинам, центр реализует различные проекты превентивной и просветительской направленности. Один из таких проектов называется «Мужчины преодолевают насилие». Его основная цель – выработка у мужчин нетерпимости к насилию в отношении женщин и семьи. Разрабатываются буклеты «Рекомендации по распознаванию негативных эмоций», «Позитивные модели мужественности», «Причины мужского насилия», «Что такое сексуальное насилие», идет подготовка к семинарам. Будут организованы группы из мальчиков-подростков, состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних. Психологи и социальные работники расскажут ребятам о недопустимости насилия в решении проблем. В кризисном центре пройдут также семинары для работников правоохранительных органов. Кроме того, в рамках проекта «Мужчины преодолевают насилие» пройдет акция «Белая лента». Специалисты центра выйдут на улицы города, чтобы рассказать о ненасильственном решении конфликтов и о том, куда можно обратиться женщине в случае насилия со стороны мужчины. Напомним, что «Белая лента» – это канадская общественная организация мужчин, которые объединились, чтобы противостоять насилию в отношении женщин. Это название уже стало во всем мире символом противодействия насилию.

За рубежом многие кризисные центры представляют собой систему услуг как для женщин, так и для мужчин, оказавшихся жертвами насилия.

 

Кризисный центр в г. Санта Барбара (США) для пострадавших от сексуального насилия– это частное некоммерческое агентство, которое предоставляет консультирование, кризис-интервенцию и другие услуги поддержки жертвам и их семьям с 1974 года. Организация берет свое начало от группы волонтеров, которые определили данный сервис как критически необходимый для местного сообщества. С тех пор центр превратился в солидную организацию, ежегодно оказывающую разнообразные услуги сотням клиентов и предоставляющую образование тысячам людей местного сообщества. Сотрудники центра убеждены, что сексуальное насилие разрушает жизнь жертв, их родственников и друзей, а также наносит непоправимый вред всему обществу. Сексуальное насилие – это наиболее безобразная форма угнетения, и оно должно быть исключено из нашей культуры и всех культур, где оно существует. Кризисный центр помогает женщинам и мужчинам пережить травму сексуального насилия и удалить это брутальное преступление из нашего общества. С это целью центр предоставляет следующие услуги: (1) кризис-интервенция, консультирование, защита прав, поддержка путем терапии и эмпауэрмента (усиления, активизации, мобилизации жизненных сил) жертв сексуального насилия, членов их семей и друзей; (2) образование сообщества и превентивные программы для роста знаний, эмпатии и понимания необходимости повлиять на изменение установок и поведения, важных для элиминации сексуального насилия. Как феминистски настроенные женщины и мужчины мы верим: сексуальное насилие укоренено в социетальных предустановлениях о том, что одному сегменту общества требуется контролировать другой. Сексуальное насилие воспроизводится институциализированным мужским доминированием, включая расизм, классизм, сексизм, эйджизм, гетеросексизм и эблеизм (ableism) в качестве средств угнетения женщин. Сексуальное насилие, эксплуатация и дискриминация неприемлемы и деструктивны по отношению к индивидам и обществу. Центр стремится прекратить эти формы угнетения в нашем сообществе и нашем обществе посредством эмпауэрмента в образовании и терапии. Сотрудники центра признают важность анализа политики и достижения тех феминисток, кто начал работу во имя социетальных изменений, считают свою работу продолжением их усилий.

 

За рубежом существует и такой любопытный феномен, как анти-феминистские кризисные центры для мужчин, страдающих от борьбы женщин за свои права. Вот как рекламирует свою деятельность один из таких центров:

«Мужчины должны прекратить извиняться за то, что они мужчины. Конечно, мы не идеальны, но так уж устроен мир, и по этому поводу не стоит плакать под мостом. Так что, входите, Мужчины. А вы, женщины, вон отсюда. Держитесь подальше, а лучше – возвращайтесь к себе на кухню. O’кей, они ушли, ребята. Можно расслабиться. Все будет хорошо. И не волнуйтесь, если малышка заглянет, мы скажем, что вас здесь нет. Мужской кризисный центр работает по принципу, что все мужчины созданы равными и не такими уж плохими, как думают феминистски-мужененавистницы. Мы должны держаться вместе, учиться быть счастливыми и делать все, что хочется, конечно, не обижая никого другого, и, кроме того, мы любим сигары. Мы находимся в Калифорнии и Аляске, и если ты хочешь открыть центр в своем штате, – вперед! Только дай нам знать, и мы поможем».

 

ДАТЬ В РАМОЧКЕ ИНФОРМАЦИЮ О КРИЗИСНЫХ ЦЕНТРАХ В РОССИИ

 



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 340;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.