Гендерные аспекты инвалидности


Инвалидность возникает, когда физические, сенсорные, умственные нарушения сталкиваются с реакцией общества, а также отсутствием необходимых технологий или услуг. С одной стороны, общество отказывает инвалидам в половой принадлежности, и самая простая иллюстрация тому – это знаки на туалетах в общественных учреждениях на Западе (рис. 1). Отметим, что в России инвалидам-колясочникам вообще отказано в общественной деятельности ввиду изобилия физических барьеров, отсутствия специально оборудованного транспорта, въездов в здания, лифтов и мест общественного пользования.

€é

 

Рис. 2. Обозначения общественных туалетов:

для мужчин, женщин, инвалидов

 

С другой стороны, гендер выступает важнейшим фактором переживания человеком инвалидности, о чем свидетельствуют следующие факты из статистики Всемирной организации здравоохранения: 1) женщины с инвалидностью составляют социальную группу с самым низким уровнем жизни; 2) женщины и дети с инвалидностью часто подвергаются жестокому (физическому, сексуальному, эмоциональному) обращению; 3) в странах третьего мира девочки с инвалидностью весьма незначительно представлены среди учащихся школ, а среди взрослых женщин-инвалидов практически 100 % безработных; 4) специалисты, работающие с инвалидами, получают низкую зарплату, поэтому среди них преобладают женщины; 5) академическое сообщество, включая представителей феминистских направлений, не интересуется вопросами инвалидности, а в социальной политике по отношению к инвалидам игнорируются гендерные аспекты. Мужчины, сопротивляясь стигме инвалидности, все же могут приобрести ожидаемый статус, которому будут соответствовать властные социальные роли, тогда как женщины во многих случаях лишены такой возможности. Стереотипные образы женственности и инвалидности как пассивности, сочетаясь друг с другом, лишь усиливают патриархатный облик конвенциальной феминности, предлагая ассоциации с жалостью, бессмысленной трагедией, болью, святостью и бесплотностью. И несмотря на то, что демографическая реальность характеризуется преобладанием среди инвалидов пожилых женщин, подобные репрезентации очень редки и в основном негативны: женщины-инвалиды считаются неадекватными как для экономического производства (традиционно более подходящего для мужчин, чем для женщин), так и для традиционно женских репродуктивных ролей. Жизненная реальность мужчин-инвалидов порой сильно отличается от стереотипных репрезентаций. Здесь следует говорить не только о различии интеллектуальных и физических характеристик мужчин, но и о том, что эти характеристики часто связаны с дополнительными потребностями, например, ресурсами независимой жизни.

Гендерная идентичность инвалидов в России во многом принимает форму в рамках тех ограничивающих социальных институтов, в которых оказывается мужчина или женщина, но через личностное освобождение и коллективное участие происходит трансформация негативного общественного мнения об инвалидности. Гендерная идентичность инвалида предоставляет совершенно разные возможности мужчине и женщине. Отметим, что сексуальная идентичность инвалидов выступает дополнительным способом конструирования идентичности гендерной и оказывается под еще более пристальным контролем общества. Это выражается в медикализации сексуального опыта инвалидов (большей частью речь идет о мужчинах), чья сексуальность рассматривается как проблематичная, а также в репрезентациях их сверхмаскулинной сексуальности. О женщинах-инвалидах мы можем судить преимущественно по западным источникам, поскольку в российском контексте их голоса и проблемы остаются неозвученными.

Инвалиды подвергаются особой форме угнетения, которое исходит от социальных институтов и «здоровых» в сочетании с ростом зависимости от специалистов социального обеспечения. Главное препятствие полноценной независимой жизни инвалидов, в том числе и сексуальной, – это представления об инвалидах как о больных, которые нуждаются в постоянной заботе и помощи, которых следует жалеть и им нужно сочувствовать, «которым чего-то не хватает», то есть отождествление их с неполноценными людьми. Исторически сложившиеся стереотипы об инвалидах как о вечных детях (незрелы и асексуальны), требующих постоянной протекции и лечения, сексуально проблематичных и якобы опасных воспроизводятся в массовом сознании, политическом и академическом языке. В средствах массовой информации или кино чрезвычайно редки позитивные репрезентации инвалидов, которые просто рассказывают что-то интересное о своей профессии, обучении, политической активности или о себе в роли родителей. В результате родители детей-инвалидов, воспитатели, медики, да и сами инвалиды полагают, что секс и инвалидность не могут сосуществовать. На Западе инвалиды организуют самопомощь, понимая, что они имеют такие же права, как любые другие граждане. В России ассоциации и группы самопомощи инвалидов развиваются в разной степени в различных городах. Приведем лишь несколько примеров: это организации инвалидов-колясочников в Москве и Самаре, общественные организации инвалидов-афганцев в Санкт-Петербурге, организации инвалидов в Перми и Нижнем Новгороде, ассоциации родителей детей-инвалидов в Москве и Санкт-Петербурге. В социальной работе и социальной реабилитации необходимо сотрудничать с общественными организациями инвалидов, представляющими важный ресурс позитивного самоопределения, независимой жизни и формирования жизенной позиции инвалидов.

Социальные работники в своей деятельности должны учитывать, что инвалидность и пол в совокупности, а не по отдельности воздействуют на положение индивида в обществе и определенным образом оформляют его или ее жизненные шансы. Исследования показывают, что женщины с инвалидностью нередко подвергаются двойной дискриминации – при приеме на работу, при поступлении в образовательные учреждения – ввиду их инвалидности и половой принадлежности. Социальное обслуживание инвалидов должно носить нон-дискриминационный характер, следует выявлять и преодолевать те гендерные стереотипы в профессиональной практики социальной работы, которые унижают человеческое достоинство и ограничивают жизненный выбор.

Например, в обществе господствуют следующие стереотипы: образ жизни инвалидов якобы коренным образом отличается от обрза жизни других людей; многие инвалиды не способны вступать в интимные отношения; инвалиды не могут быть родителями; инвалидам всегда требуется помощь… и так далее. На самом деле инвалиды посещают школы, денятся и выходят замуж, работают, имеют семьи, стирают, ходят в магазины, смеются, плачут, платят налоги, сердятся, имеют предрассудки, голосуют, планируют и мечтают, как все другие люди. Любой человек может вступать в интимные отношения, многие инвалиды могут рожать или усыновлять детей. Инвалидам, как и всем другим людям, присущи признаки их пола. Многие инвалиды достаточно самостоятельны и способны сами оказывать помощь[80].

Распространению стереотипных представлений способствуют средства массовой информации, которые нередко видят свою задачу в том, чтобы вызвать у публики жалость и сочувствие к инвалидам, получить для них финансовую поддержку. В связи с этим материалы об инвалидах носят, как правило, односторонний характер: всячески подчеркиваются сложности, вызванные нетрудоспособностью, трудности работы людей с ограниченными возможностями и мало освещается положительный опыт – достижения инвалидов в труде, их успехи в жизни. Акцент делается либо на том, как отважен человек в преодолении своего недуга, либо на том, какой травмой для семьи становится появление на свет неполноценного ребенка. Снова и снова человек с разного рода физическими недостатками предстает в виде жалкого и несчастного существа, очень редко инвалиды представлены как профессионалы, участвующие в общественно значимых событиях, в принятии решений.

Если социальный работник сумеет распознать и опровергнуть подобную стереотипную идеологию, то тем самым он или она подтвердят собственный профессионализм. Ведь социальная работа и социальная реабилитация предполагают активизацию ресурсов клиента, создание условий для независимой жизни, уважение человеческого достоинства и соблюдение прав человека. Вот несколько рекомендаций относительно того, как вести работу с проблемами инвалидов, взаимодействовать с людьми, имеющими ограниченные возможности[81].

 

Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, вначале спросите у него или у нее, не нужна ли помощь. Вероятно, человек в инвалидной коляске подскажет вам, что и как нужно сделать. Не облокачивайтесь и не опирайтесь на коляску, если только ее владелец не разрешил вам этого сделать. При разговоре обращайтесь непосредственно к человеку. Если в разговоре принимает участие несколько собеседников, обращайтесь лично к человеку в инвалидной коляске, чтобы не исключить его из общения. Наклонитесь или присядьте (если беседа краткая), расположитесь рядом с ним на стуле (если беседа продолжительная) так, чтобы оказаться на одном уровне с инвалидной коляской.

Проверьте себя – не используете ли вы стереотипы и обобщения, не вызывает ли ваше описание жалость и не усиливает ли впечатление болезненности? Если вы говорите или пишете о людях с физическими недостатками, старайтесь употреблять нейтральные слова, тщательно подбирайте выражения. Вместо того, чтобы сказать «жертва такой-то аварии», говорите «человек, который перенес…» или «человек, с которым…». Неверным является противопоставление «нормальный»-«инвалид» или «инвалид»-«здоровый», поэтому лучше говорить о людях с инвалидностью и без оной. Никогда не применяйте слова «неполноценный», «калека», «больной», «эпилептик», «полиомиелитик», «дэцэпэшник», «даун», другие ярлыки и жаргонизмы.

Акцент следует делать не на болезни, а на человеке и социальных условиях. Говоря о каких-либо трудностях, с которыми сталкиваются инвалиды, делайте акцент не на физическом и психическом состоянии конкретного человека, а на социальном аспекте проблемы (например, недоступность некоторых общественных зданий и городского транспорта для человека в инвалидной коляске).

Избегайте таких обобщений, из которых следует, что женщине, даже если она инвалид, меньше нужна помощь, чем мужчине, только потому, что она женщина, и наоборот, что инвалид-мужчина стойко и смело переносит все трудности, потому что он мужчина. Старайтесь оценивать ситуацию с учетом мнений самих инвалидов. Избегайте делать предположений о том, как чувствуют себя инвалиды – узнайте об этом у них самих.

Консультируйтесь с инвалидами и их организациями по проблемам, влияющим на их жизнь. В этих вопросах они эксперты. Если вы приглашаете на встречу представителей общественной организации инвалидов, постарайтесь добиться, чтобы среди представителей были не только мужчины, но и женщины. Проследите, чтобы эта встреча проходила в месте, до которого инвалиды могут беспрепятственно добраться, обеспечьте присутствие волонтеров, чья помощь может понадобиться в тех ситуациях, когда мобильность инвалидов затруднена.

 

 

Ключевые слова

Гендерный аспект, социальная работа, пожилые, подростк, молодежь, насилие, кризисный центр, реабилитация военнослужащих, инвалидность

Вопросы и дополнительные задания

1. Назовите основные аргументы относительно того, почему в социальной работе необходимо учитывать гендерные аспекты.

2. Какие проблемы испытывают в пожилом возрасте женщины и мужчины? Приведите примеры из деятельности социальных служб и интернатных учреждений.

3. Приведите примеры социальной работы с молодежью и подростками в вашем городе. Как учитывается в такой работе гендерный аспект?

4. Почему проблема насилия против женщин не может быть решена только кризисными центрами? В чем состоят проблемы деятельности кризисных центров?

5. В чем состоят гендерные аспекты реабилитации военнослужащих?

6. Подумайте, какие социально-психологические и социально-экономические проблемы чаще всего могут возникать у мужчин-инвалидов и у женщин-инвалидов. Не являются ли ваши предположения основанными на стереотипах гендера и инвалидности? Попытайтесь привести примеры, основанные на жизненном опыте ваших знакомых, родственников.

 

Литература

Основная

Агеева Ж. Ты вернулся с войны…// Социальная работа. № 4, 2002. С.43-44.

Берг Н. ван Ден, Купер Л. Б. Феминизм и социальная работа // Энциклопедия социальной работы: В 3 т. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994. Т. 3. С. 369–375.

Власова Л. С. Психотерапевтическая помощь участникам локальных войн // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2002. № 2. С. 67–74.

Доэл М., Шадлоу С. Практика социальной работы. М.: Аспект-Пресс, 1995.

Евгеньева М. Психологическая помощь военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы // Социальная работа. № 4, 2002. С.41-42.

Знаков В. В. Понимание войнами-интернационалистами ситуации насилия и унижения человеческого достоинства // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 4.

Кованов А. Ю. Антидискриминационная практика в социальной работе // Российский журнал социальной работы. 1998. № 1/7.

Леннеер-Аксельсон Б. Голоса мужчин. Барнаул: Алтайский гос. ун-т, 1993.

Насилие в семье: как бороться с ним государству. Нынешний статус и необходимые улучшения. М.: Глас, 1996.

Опыт психотерапии посттравматических состояний голландских участников военных конфликтов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. № 4.

Принцип активизации в социальной работе / Под ред. Ф. Парслоу; Пер. с англ. под ред. Б. Ю. Шапиро. М.: Аспект-Пресс, 1997.

Русин Т. Профессия социального работника в США // Гендерный калейдоскоп: Курс лекций / Под общ. ред. М. М. Малышевой. М.: Academia, 2001. С. 503–520.

Социальная политика и социальная работа в изменяющейся России / Под ред. Е. Ярской-Смирновой и П. Романова. М.: ИНИОН РАН, 2002.

Социальные работники за безопасность в семье. М.: РИК Русанова, 1999.

Ярская-Смирнова Е. Р. Социальное конструирование инвалидности // Социс. 1999. № 4.

 

Дополнительная

Агрель Я. Стресс: его военные следствия, психологические аспекты и проблемы. Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970.

Антология социальной работы. М.: Сварогъ-НВФ СПТ, 1994.

Захарова В. А. Льготы воинам-интернационалистам: юридическая консультация // Военные знания. 1997. № 12.

Знаков В. В. Психологические исследования стереотипов понимания личности участников войны в Афганистане // Вопросы психологии. 1990. № 4.

Корвников А. В. Социальная защита военнослужащих в зарубежных государствах: правовое регулирование. М.: АО «РАУ-Университет», 1997.

Мигачев Ю. И. Оптимизация механизмов и институтов защиты прав военнослужащих в РФ с учетом опыта зарубежных стран // Государство и право. 1999. № 5.

Обучение практике социальной работы. Международный опыт и перспективы. М.: Аспект-Пресс, 1997.

Обучение социальной работе. Преемственность и инновации. М.: Аспект-Пресс, 1996.

Падерин А. А. Государство – на страже своих защитников: льготы, гарантии, пособия // Военно-исторический журнал. 1997. № 5.

Пожидаев Д.Д. От боевых действий – к гражданской жизни // Социс. № 5, 1999.

Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. М.: Ин-т социальной работы, 1996.

Социальная защита военнослужащих – участников боевых действий и членов их семей: Сб. нормативных актов. М.: Русь-СВ, 2001.

Хатчинсон Г. С., Олтедал С. Модели в социальной работе: из разных источников к одному полю деятельности / Пер. с норв. под ред. Р. И. Даниловой. Архангельск: Изд-во Архангельской гос. мед. академии, 1999.

Энциклопедия социальной работы: В 3 т. / Пер. с англ. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993.

 

 



Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 476;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.018 сек.