III. Взаимосвязь потребления, сбережений и инвестиций. Парадокс бережливости.
После подробного рассмотрения потребления, сбережения и инвестиций вернемся к равенству S = I, выполнение которого является условием равенства совокупных доходов и совокупных расходов, и, соответственно, макроэкономического равновесия в изучаемой модели.
По мнению классиков, процентная ставка является тем фактором, который позволяет быстро сбалансировать сбережения и инвестиции (рис. 8). Функция сбережений (в данном случае по процентной ставке) является восходящей, так как повышение процентной ставки по банковским вкладам или ценным бумагам является главным фактором, который усиливает сберегательную активность. Если процентная ставка возрастает, то домашние хозяйства начинают относительно больше сберегать и меньше потреблять из каждой дополнительной единицы дохода. Рост сбережений домашних хозяйств со временем приводит к снижению цены кредита, что обеспечивает рост инвестиций.
Согласно кейнсианской теории влияние ставки процента вторично и играет относительно небольшую роль по отношению к воздействию дохода на потребление и сбережения. Процентная ставка в какой-то степени определяет уровень инвестиций, но это – лишь один из факторов инвестиционной активности. Мощным фактором их изменения являются ожидания (в том числе инфляционные). Ставка процента учитывается в планах инвестиций, но она является не единственным и не главным фактором. Кроме того, что динамика сбережений и инвестиций зависит от разных факторов, еще одной причиной их несоответствия является то, что сберегают домохозяйства, а инвестируют фирмы, то есть разные экономические агенты и, как мы установили, по разным мотивам. В результате желаемые разными субъектами уровни сбережений и инвестиций вполне могут не соответствовать друг другу, их связь не является автоматической, что порождает колебания общего объема производства, занятости, общего уровня цен.
Рассмотрим взаимодействие сбережений и инвестиций более подробно (для упрощения примем I = const – есть только автономные инвестиции) (рис. 9).
Пересечение этих прямых в точке Е – это точка, в которой достигается макроэкономическое равновесие. Это равновесие крайне неустойчиво, поскольку I и S определяются различными обстоятельствами. Отсутствие равновесия между сбережениями и инвестициями может привести к двум отрицательным для экономики эффектам.
1) S < I – сбережения (AY1) меньше инвестиций (NY1).
В этом случае возникает инфляционный разрыв, так как:
а) чем меньше сбережения, тем большую часть своего дохода население направляет на потребление, и тем выше спрос на товары и услуги;
б) низкий уровень сбережений ограничивает возможности фирм достичь планируемого уровня инвестиций и расширить производство.
В итоге фирмы не могут ответить на рост спроса увеличением производства и предложения товаров и услуг, что оказывает повышательное давление на цены и стимулирует инфляционный процесс.
2. S > I – сбережения (BY2) больше инвестиций (MY2).
В этом случае возникает дефляционный (рецессионный) разрыв, так как:
а) большие сбережения означают низкие текущие расходы населения на товары и услуги;
б) невысокий уровень спроса формирует пессимистические ожидания предпринимателей и снижает склонность к инвестированию.
В итоге сокращается производство, наступает экономический спад и растет безработица.
Только в точке Е достигается макроэкономическое равновесие, то есть такой оптимальный объем ВНП = YE. В этой точке нет ни перепроизводства, ни дефицита товаров. Однако и эта точка будет характеризовать оптимальный объем производства только в том случае, если ему соответствует полная занятость и полное использование всех других факторов производства. Но в кейнсианской теории макроэкономическое равновесие может достигаться на горизонтальном отрезке кривой совокупного предложения, где равновесный объем производства меньше оптимального.
Кроме того, Дж. М. Кейнс пришел к выводу, что в странах, достигших высокой стадии экономического развития, стремление сберегать будет опережать стремление инвестировать, причем наращивание сбережений не делает общество богаче. Дело в том, что увеличение сбережений означает сокращение текущего потребления. Поставленная на рынок продукция не находит своего покупателя, происходит затоваривание складов. Такая ситуация не способствует новым инвестициям. В итоге спад инвестиционной активности неизбежно оборачивается сокращением национального дохода, а значит не только потребления, но и в еще большей степени сбережения (при деинвестировании экономики эффект мультипликатора действует в обратном направлении – объем производства, уровень занятости и доходов сокращается в большей степени, чем объем инвестиций). В этом и состоит парадокс бережливости.
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 683;