МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИНТАКСИС
МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА. ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА. МУЗЫКИ. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ.
Музыка, как и другие виды ис-ва — театр, живопись, скульптура, поэзия – явл. одной из форм обществ. сознания. Специфика музыки — отображение жизненных явлений в звуковых художественных образах.
Средствами воплощения муз. образов, непосредственно воздействующих на восприятие, явл. муз.звуки. Различные стороны организации музыкальных звуков образуют и различные выразительные средства музыки. К ним относятся: мелодия, гармония, инструментовка, ладовая организация, ритм, фактура и т. п. Первостеп. роль играет мелодия, но она не может существовать без ладовой основы и ритма.
Муз. жанры (от лат. – род, вид) - виды муз. пр-ний в связи с их происхождением, условиями их исполнения и восприятия.
Решающ. роль в создании муз. образа играют первичные жанры, кот. сформировались в быту, в прикладной музыке (в перв. очередь, народной) – танец, марш, песня. В кажд. из жанров закрепилась та или иная образность, связанная с бытовой обстановкой и связ. с ней эмоциями. Напр., колыбельная песня связ. с нежностью, задушевностью, походный марш – с активностью, мужественностью. В первичных жанрах есть внутрижанров. разновидности (танцы: менуэт, гавот, мазурка…; песни: хороводные, протяжные, обрядовые…) Однако при всех жанровых разновидностях кажд. жанр обладает неизменными свойствами. Так, песню хар. плавная мелодия, марш – четкий пунктирный ритм, танец – неизменная ритмоформула. В звучащей мелодии воспринимаются типичные черты того или иного жанра.
В условиях автономного тв-ва формируются вторичные жанры. Проще всего их систематизировать по исполнительскому признаку:
1) инструментальная музыка: симфоническая, камерная, сольная
2) вокальная: сольная, ансамблевая, хоровая
3) смешанная вокально-инструм. музыка: кантаты, оратории, вок.-инстр. ансамбли
4) театральная музыка: оперы, балеты, оперетты, музыка для драм. театра кино
Бесчисленны названия жанров малой формы: этюды, прелюдии, ноктюрны, баллады…
МЕЛОДИЯ. ФАКТУРА
Мелодией наз. одноголосно выраженная муз. мысль и ее развитие. Среди др. ср-в муз. выразительности она занимает ведущее место. М.Глинка подчеркивал, что назначение других выраз. средств — «дополнять, дорисовывать мелод. мысль». «Самая существенная сторона музыки — мелодия», — говорил С.Прокофьев. «Несомненно, мелодии — это созданные богом существа...», - представлялось романтикам перв. пол. XIXв
Мелодика - собирательное понятие, обобщающее мелодии многих произведений (например, мелодика романсов Чайковского).
Мелос - древнегреч. термин, со времен Гомера и Гесиода обозначавший напев, способ пения, также самостоятельное мелодическое начало в музыке в противоположность началу ритмическому. В ранней музыке господствовало 1-голосие. 1-гол. мелодия лежит в основе и многих нар. муз. культур (например, азербайдж., киргизской, а также индийской и др.)
3 компонента мелодии (звуковысотная линия, метроритм и ладов. основа) выступают в единстве, дополняя др. друга. В ряде случаев в выразительности данной конкретной мелодии один из компонентов может выдвигаться на перв. план (ритм – тема судьбы).
Звуковысотная линияобычно волнообразна, представляет собой чередование подъемов и спадов, скачков и поступ. движения. Важно направление движения: ↓движение восприн. как спад напряжения, успокоение, а ↑— как увелич-е напряжения.
Кульминация (от лат. вершина)- высшая точка напряжения, приходящ. обычно на самый высокий звук мелодии. По местоположению классич. кульминация часто падает на точку золотого сечения (примерно в середине 2-й половины мелодии, в 3-й четверти формы). Это понятие взято из математики, где оно означает такое деление. Кульминац. звук или оборот (иногда даже кульм. зона) обычно ритмич.
подчеркнут, остро напряжен в ладовом и гарм. отношении. В вокальн. сочинении кульм-я подчеркивает |
наиболее значит. слова текста. После кульминации – спад напряжения.
Иногда мелодия нач. с самого высокого звука и развив. в нисходящ. направлении: этот высокий начальный звук получ. название вершины-источника. (П.Чайковский Ария Ленского). Вершина-горизонт – завершение на самом высоком звуке.
Поступенное движение придает мелодии плавность, певучесть. Если после скачка следует поступенное движение в противоположном направлении, это придает скачку напевность (А.Варламов «Красный сарафан»).
Мелодия с большим кол-вом скачков наз. инструментальной (ПП из 1ч. 7 симф. С. Прокофьева), более напевная - вокальной.
Мелодический рисунок – совокупность движений мелодии ↑, ↓, на месте. Виды мелод. рисунка: повторность звука, опевание, восх., нисх., волнообразное движение.
Интонация - мелод. оборот (2-3 звука), несущ. тот или иной выразит. смысл. Интонации определяют хар-р мелодии. Заслуга открытия муз. интонации принадлежит музыковеду Б.Асафьеву. Часть мелод. интонаций воспроизводит речевые интонации (восклицания, вздоха, вопроса). Напр., нисходящ. м2 от сильн. к слаб. доле образ. интонацию «стона» или «вздоха». В.Моцарт Лакримоза
Приемы интонационного развития:
1) повтор точный и видоизмененный (варьированный – с несущественными изменениями и вариантный – качественно измененный)
2) принцип контраста, основ. на сочетании разных по интонац. материалу фраз
В мелодии эти принципы взаимодействуют.
ФАКТУРА(от лат. обработка) – строение муз. ткани в соотношении составляющих ее голосов.
Самый простой вид фактуры - 1-голосие или монодия (от греч. monos - один и ode -пение). Такой была древнегреческая музыка. Папа Григорий I составил свод 1-гол. напевов, кот насаждались на лат. языке (григорианские хоралы). Григорианское пение нельзя воспринимать как абсолютную музыку, сущность его — распев текста, омузыкаленная (или даже «озвученная») молитва.1-голосие встреч. в народ. музыке, в пр-ях для инструментов solo (напр., в сонатах для скрипки solo Баха). Разновидностью монодии явл. дублированное 1-голосие.
Органум – ранняя (средневек.) ф-ма многоголосия с дублировкой ведущ. голоса в 4, 5.
В музыке конца XIX и XX в.в можно встретить и более сложные дублировки, представляющие собой своего рода расщепленное одноголосие, когда мелод. линия дублируется, например, трезвучиями, 7-аккордами и даже 9-аккордами (№ 313). Такие дублировкам наз. — «ленточным голосоведением».
Гетерофония(от греч. гетеро - другой, фон-голос) - это вид многогол. фактуры, в кот. все голоса являются близкими вариантами основного голоса. Это случайное уклонение от 1-голос. звучания. Такой склад хар. для рус. народного многоголосия, где встреч. то слияние голосов, то их разделение. (колядка «Уж ты, бабушка, подай»)
Полифония(от греч. поли - много, фон-голос] –многогол. склад, основ. на сочетании самостоят. голосов (или контрапункт). Она содерж. 2 важнейших вида — имитационную и неимитационную (разнотемную, контрастную) полифонию. В наиболее развитой полиф. форме - фуге - голоса, вступая поочередно, проводят одну и ту же тему (имитация), но в совместном звучании контрастируют друг другу.
Неимитационная полифония основ. на одноврем. сочетании разных (контрастных) мелод. линий. Поэтому ее иногда наз. «контрастной» полифонией.Гомофония (от греч. гомо - равный, фоне – звук) или гомофонно-гармонический склад –многогол. склад, в кот. выделяется главный голос, а остальные играют вспомогательную роль (сопровождение).
Возможны и промежуточные виды, в кот. могут встретиться признаки тех или других. Напр., в I ч кантаты С. Танеева «Иоанн Дамаскин» хоровая экспозиция фуги сопровождается гомофонным аккомп-том оркестра. Образуется смешанная, своего рода «многослойная» фактура.
ФАКТУРНЫЕ ПРИЕМЫ
Фигурация –фактурный рисунок голосов муз. ткани.
Гармоническая фигурация – движение голоса по звукам аккорда. Это обыгрывание гарм. голосов и баса. (Шопен Ноктюрн Es-dur)
Мелодическая фигурация – движение голоса по аккордовым и неаккордовым звукам (задержания, проходящие, вспомогательные) Р.Шуман Я не сержусь
Педаль - длительно выдерж. аккорд или созвучие, на фоне кот. движутся остальн. голоса.
Органный пункт - длительно выдерживаемый звук в басу. Такой прием раньше встреч. в органной музыке, где длит. звучание басового звука достиг. использованием ножной клавиатуры. Тонический орг. пункт встреч. в начале пр-ния и в коде, созд. ощущение скованности, заторможенности.(Мусоргский Старый замок). Доминантовый орг.п. усиливает напряжение, исп. перед вступлением к.-либо темы или раздела, в разработке. Встреч. двойные T-D орг. пункты (Э.Григ Шествие гномов)
Прием остинато (в пер. с ит. – упрямо повторяющийся) – многократное повторение мел. оборота, ритм. рисунка. При этом в ост. голосах происходит непрерывное развитие. С XVII-XVIII в.в. известен прием basso ostinato, типичный для жанра пассакалии. Для него хар. варьирование муз. материала, звучащего над басом, поэтому их наз. вариациями на basso ostinato(Г.Гендель Пассакалия g-moll). Остинатной может быть и мелодия. Более протяженные мелодии могут образовать вариации на soprano ostinato (неизменную мелодию), др название - глинкинские вариации (М.Глинка «Руслан и Людмила» Персидский хор, Д.Шостакович тема нашествия из 7 симф)
МУЗЫКАЛЬНЫЙ СИНТАКСИС
Членение музыкальной речи. Муз. речь, как и словесная, делится на крупные и мелкие построения. Напр., крупные формы (симфонии, сонаты) делятся на части, части — на разделы и т.д.
Момент членения в музыке наз. цезурой (от лат. – рассечение). Это ритм. остановка или пауза, или то и другое одновременно. Ощущение цезуры может созд. и без них, при начинающемся повторении предыдущего (П. Чайковский. Симф. № 4, ч. II)
Мотив - наименьшая муз. построение, содержит один акцент. Ямбические мотивы нач. со слабой доли (более устремленные), хореические - с сильной.
Период –ф-ма изложения относительно законченной муз. мысли.
Период подобен предложению в словесной речи. Период повторного строения
содерж. два сходных по началу предложения. Период, делящийся на не сходные по началу предложения, называется периодом неповторного строения. Неделимый на предложения период, называемый периодом единого строения (придумать примеры)
По своему ладотональному содерж-ю периоды делятся на немодулирующие (заканч. они всегда в исходной т-сти) и модулирующие (заканч. в нов. т-сти)
Квадратный период: кол-во тактов в нем сост. степень числа 2: 22 =4, 23=8 и т.д. Малый период – 8 т., большой – 16, 32 т. Неквадратный – другое кол-во тактов (затакт не рассматр. как отдельный такт). Такой период имеет расширение или дополнение.
Каденция - мелодико-гарм. оборот, заверш. построение. Каденции бывают:
1) по местоположению – заключительная (заверш. период), серединная (заверш. предложение)
2) по ладогармоническому содержанию - полные (заверш. Т) и половинные (D, реже S). Если перед Т звучит D, то каденция наз. автентической, если перед Т - S, - плагальной
3) по степени завершенности - совершенной и несовершенной. Совершенная каденцияхар. признаками: 1) Т находится на сильной доле такта; 2) Т в виде трезвучия; 3) в верхнем голосе — основной тон Т53; 4) к Т53 ведет кварто-квинтовый ход баса.
Если один из этих признаков отсутствует — каденция несовершенная.
Расширением наз. увеличение масштабов периода внутри построения, т. е. до заключит. каденции. Обычно в нем есть прерванная каденция.
Дополнение, в отличие от расширения, след. после полной совершенной каденции
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 760;