Раздел VIII РОЛЬ ХХ СТОЛЕТИЯ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ
Характерные особенности развития западной цивилизации в XX веке. Распад колониальной системы. Модернизация стран традиционалистских цивилизаций. Глобализация мировых процессов: формирование общепланетарной цивилизации.
ХХ век — он, брат, не мед,
Сижу и жду, когда рванет
Герцен Копылов
Наверное, свойством человеческой натуры можно считать то, что люди расценивают наиболее значимой ту эпоху, в которой живут. Тем не менее, можно гипотетически предположить, что и в отдаленном будущем наши далекие потомки будут с повышенном интересом изучать историю бурного XX века, совсем недавно приобретшего статус минувшего столетия. Не мудрено. XX век — это один из самых переломных веков в истории мировых цивилизации, ибо по ходу его течения неоднократно ставился вопрос жизни и смерти человечества — рода “HOMO SAPIENS”. У XX столетия были печальные шансы повторить судьбу мифической Атлантиды…
Мир XX века — мир двух глобальных войн, унесших миллионы жизней, мир ядерного оружия, поставившего на карту вопрос самоуничтожения человечества, мир экологических и техногенных катаклизмов, заставивших серьезно задуматься, есть ли у человечества перспективы к дальнейшей жизни. Но это и мир Энштейна и Сахарова, Вернадского и Рассела, мир Мартина Лютера Кинга и Мохандаса Кармчанда Ганди, мир великих гуманистов и ученых. Это мир быстрых, калейдоскопических превращений, отраженных в геометрии Малевича и Пикасссо, красках Шагала и Кандинского, сюрреализме Дали.
XX век — век небывалого научно-технического прогресса и век жестокого духовного кризиса.
В соответствии с общепринятой периодизацией XX век в отечественной историографии называют эпохой Новейшей истории.
Отправным моментом Новейшей истории традиционно считалась так называемая Великая Октябрьская социалистическая революция[174]. Теперь же все больше историков склоняются к мысли, что эпохальным событием XX века, изменившим облик мира, наложившим существенный отпечаток на общественное развитие во всем мире, является первая мировая война. Поэтому именно первая мировая война может служить в качестве исходного момента в отсчете времени новой исторической эпохи.
Экономической основой важнейших событий Новейшей истории, а значит и перехода общества на качественно новый этап в своем развитии является утверждение монополистического капитализма. Уже во второй половине XX века развитие производительных сил общества, изменение их характера привело к переходу капитализма на качественно новый уровень развития — стадию монополистического капитализма. Характерные черты монополистического капитализма:
Ø рост концентрации экономической организации, создание качественно нового уровня такой организации. Еще в конце XIX века в передовых странах Запада в массовом порядке сформировались такие организационные экономические объединения, как синдикаты[175], картели, тресты. В начале XIX века появляются концерны. После второй мировой войны широкое распространение получили мировые монополии как национальные, так и транснациональные (ТНК);
Ø наряду с концентрацией и монополизацией производства и сбыта происходит укрупнение и монополизация банковского капитала, так как большое производство требует огромных единовременных финансовых затрат;
Ø одновременно осуществляется слияние банковского капитала с промышленным и образование крупных финансово-экономических групп;
Ø важным признаком монополистического капитализма является широкое применение практики экспорта капитала. Крупные монополии имеют большие финансовые ресурсы, которые не в состоянии освоить национальные экономики и капитал устремляется за пределы своей страны. Именно на этой основе образовываются и крупные транснациональные корпорации. В результате этой тенденции экономики стран оказываются переплетены тесным образом;
Ø процесс экономической экспансии сопряжен с политической экспансией. Монополистический капитализм стимулировал борьбу за передел мира, завоевание сырья, рынков сбыта, дешевой рабочей силы и т.д. Политическая экспансия и раньше проходила в виде дипломатического давления, локальный войн. Особенностью этой экспансии эпохи монополистического капитализма является то, что она приняла характер мировых войн. Политическая экспансия, борьба за передел сфер влияния и обретение новых территорий лежат в основе первой и второй мировых войн.
Первая мировая война (1914 – 1918) была наиболее крупным историческим событием начала XX века. Она потрясла основы западноевропейской цивилизации, глубины бытия капиталистического общества, в первую очередь Европы. Война привела к массовому уничтожению людей, крупномасштабным разрушениям материальных ценностей, экономических и политических структур воюющих держав. Непосредственным результатом первой мировой войны явился распад прежних государственных образований. Распалась Австро-Венгерская империя на ряд самостоятельных государств: Чехословакию, Югославию, Венгрию и Австрию. В результате социальных революций прекратили свое существование в прежнем виде Германская и Российская империи. Германия лишилась значительной части своей территории, а из Российской империи помимо Советских социалистических республик сформировались независимые государства: Финляндия, Польша, Литва, Латвия и Эстония.
В целом можно сказать, что в результате первой мировой войны западная цивилизация попала в ситуацию глубокого кризиса. Разразился духовный кризис. Рухнули многие абсолютные ценности XVIII – XIX вв.: вера в прогресс, в конструктивно-созидательные силы человека, в способность человека рационально воздействовать на окружающую среду для улучшения его бытия; вера в способность науки и техники реализовывать вековые устремления человечества и т.д.
Ведущим общественным настроением послевоенного времени являлось настроение упадка, разочарования в возможностях общества справиться со своими проблемами, неверия в будущее, страх перед ним. Господствующее умонастроение исторического и социального пессимизма было наиболее ярко выражено в книге немецкого мыслителя Освальвда Шпенглера «Закат Европы», первая часть которой вышла в мае 1918 г. В этой книге О. Шпенглер грозящую гибель западной европейской цивилизации представлял как естественное, почти биологическое событие, подобное смерти организма. Он показал, что угроза цивилизации исходит не извне, а изнутри самой культуры, того общества, в котором жил европейский человек. «Закат Европы» О. Шпенглера за короткое время стал самой читаемой книгой в Европе и Америке, символом своего времени.
Кризис Западной цивилизации — Вот обобщенная характеристика времени между двумя мировыми войнами.
В реальной истории в этот исторический период происходили разноплановые события. С 1918 по 1923 годы сразу после подписания перемирия в первой мировой войне краткий период торгово-промышленного бума перерос в затяжной экономический и политический кризис, включая и кризис международных отношений (отношения Запада с Советской Россией, отношения Запада с побежденной Германией). С 1923 по 1929 гг. начался период временной частичной стабилизации в ведущих странах Европы и США. В этот период достаточно интенсивными темпами осуществляется обновление основных фондов, капиталистическая модернизация производство в форме его индустриализации, растет производство товаров. В большинстве стран Европы производство товаров к 1929 г. достигает довоенного уровня, либо даже превосходит его. Ускорителем развития и стабилизации в этот период выступают США. Используя свое преимущество от позднего вступления в первую мировую войну и исключения территории из зоны военных действий, США обогнали по уровню производства ведущие страны Европы и всех их поставила от себя в экономическую зависимость. Совокупный долг Европейских стран США превышал 10 млрд. долларов.
Развитие Германии и Италии определялось «планом Дауэса». Этот план позволял укрепить внешнеполитические позиции США, сделать Германию под эгидой США противовесом Англии и Франции. В соответствии с планом Дауэса:
Ø США брала на себя вопрос о регулировании репарационных платежей Германии;
Ø Германии предоставлялся кредит на льготных условиях в размере 800 млн. марок;
Ø Французские войска по требованию США должны были покинуть территорию Германии в районе Рура;
США брали на себя обязательство предоставить кредиты также другим странам Европы. Локкарнская конференция (1925 г.) закрепляет «план Дауэса». Соглашение между Францией, Германией, Бельгией и Англией фиксируют западные границы. В этот же период начинается полоса признания западными державами Советской России.
Положительные сдвиги в экономике и международных отношениях не могли не сказаться положительно и на внутриполитической обстановке стран Европы и Америки. Относительно высокие темпы развития производства привели к сокращению безработицы, что, в свою очередь, способствовала сглаживанию социальных проблем, снижению уровня социальной напряженности.
Однако уже в 1929 – 1933 годам экономику Запада охватил самый крупный, разрушительный кризис в истории капитализма. В период этого кризиса мировое производство товаров упало на 44%, разорилось тысячи банков, более 100 тысяч предприятий, началась массовая безработица. Наивысшего уровня безработица достигла в Германии — около 50% активной рабочей силы. В США в период пика кризиса насчитывалось 17 млн. безработных. В охваченных экономическим кризисом странах капитала наблюдались высокие темпы инфляции, развитие «черного рынка», захлестнул вал преступности. В этот период резко растет социальная напряженность, активизируются крайне левые и крайне правые политические организации, усиливается давление на демократические институты.
В капиталистических странах Европы и США были выработаны различные модели выхода из кризиса. В США возобладал неолиберальный подход. В 1933 году после победы на выборах демократов был провозглашен «Новый курс» Франклина Рузвельта.
«Новый курс» —признание необходимым определенное участие государства в регулировании экономических отношений, проведение государством активной социальной политики. Рузвельт выступил за определенное ограничение власти монополий, перераспределение материальных благ через систему налогов и государственных социальных программ в пользу бедных слоев общества. «Новый курс» реализовался в системе конкретных экономических мероприятий.
На первом месте стояла проблема финансовой стабилизации. С этой целью был создан Резервный валютный фонд, уцелевшим в ходе кризиса банкам был выдан целевой кредит, все финансовые операции Резервного валютного фонда государство взяло под свою гарантию, был наложен запрет на биржевые финансовые спекуляции. Таким образом, закреплялся финансовый контроль и контроль за сферой обращения со стороны государства.
В области промышленности государство установило контроль над объемом производства, ценами, трудовыми отношениями, применялось принудительное укрупнение предприятий — картелирование, вводился государственный арбитраж. В области социальной политики правительство устанавливало продолжительность трудового дня, легализировало деятельность профсоюзов: профсоюзы получили право юридического лица. Широко оказывалась помощь безработным. В целях поднятия уровня занятости развивалась сеть общественных работ, в особенности дорожное строительство. В аграрном секторе экономики погашалась фермерская задолженность в форме списания долгов, либо растягивания их уплаты на долгие годы; производился плановый подъем цен на сельскохозяйственную продукцию за счет снижения объемов производства. Государство стимулировало это снижение за счет дотаций.
Реализация всех этих мер стабилизировало экономику США и, начиная с 1935 года, она начинает выходить из кризиса.
Принципиально иным путем происходило преодоление экономического кризиса в Германии. Особенность германского пути выхода из кризиса обусловлены многими причинами, но главной из них было поражение Германии в первой мировой войне и унизительные для нее условия Версальского мира. Под воздействием всех этих условий в Германии победил фашизм.
Фашизм зародился в Италии. Идейным отцом фашизма является бывший лидер итальянских социалистов Б. Муссолини, создавший первую фашистскую организацию «фаши ди комбиваленти» в 1919 г.
Германский фашизм вырос из кружка под названием «Свободный рабочий комитет за достижение доброго мира». Этот кружок был создан рабочим Антоном Дрекслером. На базе этого кружка в 1919 – 1925 гг. под руководством А.Гитлера сформировалась национал-социалистическая партия Германии (НСДАП). 1 августа 1923 г. фашистами была предпринята попытка путча, которая с позором провалилась. Партия временно перешла на нелегальное положение.
В 1923 – 1933 гг. в период экономического кризиса начинает складываться массовая база фашизма. Под влиянием кризиса растут антикапиталистические и антидемократические настроения. В общественном сознании Германии того времени отчетливо выкристаллизировались три идеи:
1. Идея сильной власти, которая могла бы установить и обеспечить порядок.
2. Идея справедливой социальной политики
3. Идея национального самоутверждения
Такие идеи были подхвачены А. Гитлером, легли в основу политической программы национал-социалистической партии и помогли ей легальным путем прийти к власти. 30 января 1933 года А. Гитлер был назначен рейхсканцлером Германии. Германия вступила в период господства фашизма.
Каковы характерные черты фашизма? В идейном плане фашизм представляет собой национал-социалистическую идеологию. Теоретическим основанием национал-социалистической идеологии являются идеи Расизма и Элитаризма. Фашизм выдвинул теорию о превосходстве определенных народов над другими. В частности германский фашизм утверждал приоритетное положение в современном мире культуросозидающей расы — ариев, к которой были отнесены, прежде всего немцы и ряд северных народов (шведы, норвежцы, датчане). Целостность расы, создание возможностей для ее развития объявлялось непреходящей ценностью. Поэтому личностное начало расценивается в фашизме как вторичное по сравнению с расово-этническим, национально-государственным началом. Вместе с тем, в идеологии фашизма существенное место занимает вождизм или принцип фюреризма, требующий безусловного подчинения масс своему конкретному руководителю, а создателей фашистских партий и государств наделяет сверхъестественными способностями.
На базе фашизма в Германии устанавливается тоталитаристский политический режим правого толка. «Тоталитаризм» — стремление власти контролировать все сферы общественной жизни и личную жизнь граждан. Его характерными чертами являются:
1. Всеобщая политизация и идеологизация общества. Обязательная для всех граждан государства официальная идеология, в центре которой находится представление о совершенном обществе над строительством которого они призваны работать. Отклонение от этой идеологии карается как государственное преступление.
2. Законодательная, исполнительная и судебные системы контролируются из одного центра — политического и идеологического института — правящей партии.
3. Правящая партия является единственной партией в данном государстве. Эта партия строго иерархизирована и руководима одним человеком — вождем.
4. Политические свободы и права граждан зафиксированы формально, но реально отсутствуют. Законы защищают только интересы государства.
5. Легальная политическая оппозиция отсутствует. Оппозиционные взгляды проявляются преимущественно в форме диссидентства (инакомыслия).
6. Существует строгая цензура над всеми средствами массовой информации, запрещено критиковать представителей власти.
7. Полиция, армия, спецслужбы наряду с функциями обеспечения правопорядка выполняют функции карательных органов государства и выступают в качестве инструмента массовых репрессий.
8. Власть держится преимущественно на насилии. Вместе с тем правящая партия прилагает большие усилия для внедрения государственной идеологии. Это обеспечивает поддержку власти со стороны абсолютного большинства населения
С помощью инструментов тоталитаристского государства Германия приступила к преодолению экономического кризиса.
В основе фашистской программы выхода из кризиса лежала идея государственного регулирования экономики. В качестве одного из важных инструментов этого регулирования был признан народнохозяйственный план. В гитлеровской Германии был разработан 4-летний план (1936 – 1940) развития народного хозяйства. Инструментами регулирования, применяемыми в Германии, были также государственные заказы; фиксированные цены; зарплата. Большое значение придавалось расширению государственного сектора экономики, в котором преобладала военная отрасль производства. Бюджетное финансирование направлялось, прежде всего, в эти отрасли. В Германии был популярен лозунг «пушки — вместо масла». Социальная политика фашистского государства была направлена на создание так называемого «народного общества», «общества социального равенства и богатства» для своей высшей, избранной нации. Богатство такого общества предполагалось создавать за счет принуждения к труду своих граждан; нещадной эксплуатации тех народов, которые были объявлены второсортными, неполноценными. Отсюда вытекала идея о необходимости установления Германией мирового господства.
Реализация этой идеи во внешней политике привела к экспансионизму, венцом которого явилась вторая мировая война. Германия, как известно, потерпела поражение во второй мировой войне.
После второй мировой войны в мире установился новый экономический и политический порядок. Это нашло основное выражение в следующих явлениях:
Ø изменились отношения собственности. В капиталистических странах произошел переход от преимущественно индивидуализированной частной собственности к коллективным формам владению собственностью (акционерной, кооперативной и т.д.). При этом собственность остается частной со всеми ее признаками и гарантиями;
Ø широкое акционирование предприятий за счет продажи акций мелким вкладчикам, в том числе рабочим и служащим этих предприятий привело к сглаживанию социально-классовой дифференциации общества. Доминирующее положение занял «средний класс». Этот класс заинтересован в социальной стабильности общества, в демократии и охране прав личности;
Ø укрепились политические институты, расширилась возможность для влияния каждого гражданина на жизнь общества. Возрастают интеграционные процессы во всех сферах жизнедеятельности обществ, создаются многонациональные политические, экономические, религиозные и иные объединения и организации. На базе этих программ осуществляется строительство моделей «шведского» социализма, «германского» социализма и др., базирующихся на социал-демократической идеологии.
К началу XX века ведущие европейские державы завершили колонизацию огромных пространств Азии, Африки, Латинской Америки, Австралии и Океании. В 1919 году на долю колоний и зависимых стран приходилось 72% территорий и 69,4% населения Земли. В наибольшей степени колониалистской экспансии подвергся Африканский континент. Шесть «великих держав» Европы захватили 25 миллионов кв. км. земли, то есть пространство в 2,5 раза больше всей Европы и поработили свыше полумиллиарда (523 млн.) населения. Красноречивы следующие цифры: Франции принадлежала территория размером 10545 тыс. кв. км., Англии —8973 тыс., Германии —2459 тыс., Бельгии — 2337 тыс., Италии 2259 тыс., Португалии —2076 тыс., Испании — 333 тыс. формально независимыми оставались только Эфиопия и Либерия.
Деколонизация стран и континентов началась параллельно с процессом колониальной экспансии. Первыми в процесс деколонизации включились страны Латинской Америки. Еще в начале XIX века на этом континенте прокатились мощные национально-освободительные движения, в результате которых большинство стран Латинской Америки обрели независимость. К 1826 году от всей огромной национальной империи у Испании осталось только Куба и Пуэрто-Рико.
Первая мировая война и последовавшие вслед за ней экономические и политические кризисы в ведущих колониальных державах способствовали подъему национально-освободительного движения. Однако в колониях еще не сформировались достаточно социальных сил, способных к победоносным выступлениям. В 1917 году политическую независимость обрели лишь три страны.
Интенсивный распад колониальной системы начался после второй мировой войны. В 1943 – 1959 годы независимость обрели 20 стран. В 1960 – 1970 годы — около 50 стран. За весь этот период на месте колоний и политически зависимых стран возникло около 100 новых суверенных государств.
В Азии наиболее впечатляющей была победа национально-освободительного движения над британским империализмом. На территории Индии эту борьбу вела партии Индийский национальный конгресс под руководством Махатмы Ганди. В 1947 г. территория британской колонии Индии была разделена на два доминиона — Индийский Союз и Пакистан. В 1950 г. Индийский Союз стал суверенной Республикой Индией. Вслед за Индией свой суверенитет провозгласил и Пакистан.
Аналогичные процессы развивались в Юго-Восточной Азии. В годы второй мировой войны значительная часть территории Юго-Восточной Азии была захвачена японскими империалистами. Поражение Японии во второй мировой войне сопровождалась ростом национально-освободительного движения и самостоятельным провозглашением независимости колониями европейских государств. Первым в 1945 году самостоятельно провозгласило свою независимость от Нидерландов одно из крупнейших государств этого региона — Индонезия. В 1949 году Нидерланды были вынуждены признать суверенитет этой республики.
В августе 1945 года во французском Индокитае вспыхнуло восстание под руководством Хо Ши Мина. В сентября 1945 года на территории Вьетнама повстанцами было провозглашено независимое государство — Демократическая Республика Вьетнам. Французские колонизаторы не хотели смириться с потерей Индокитая. Они развернули военные действия и попытались силой восстановить свой бывший статус метрополии. В 1949 году на оккупированной территории они создали государство Вьетнам. В 1954 году в результате крупных военных поражений они подписали Женевские соглашения, в которых признали суверенитет Вьетнама. За год до этого в 1953 году получили независимость два других государства французского Индокитая — Камбоджа (Кампучия) и Лаос.
Наиболее интенсивно процесс деколонизации в 50-60-х годах проходил в Африке. Начался этот процесс на севере континенте. В конце 1951 года национальной независимости от Италии добилась Ливия. В 1952 году в борьбе с британскими колонизаторами обрел независимость Египет. В 1954 году независимость завоевали бывшие французские колонии Марокко, Тунис и Судан.
С севера волна национально-освободительного движения двинулась на юг и прокатилась по Западной, Центральной и Восточной Африке. В 1957 году первой среди колониальных стран тропической Африки завоевала независимость английская колония Золотой Берег — Гана. В 1958 году стала свободной Гвинея.
1960 год получил название «Год Африки». В этот год 17 колоний были провозглашены независимыми государствами: Камерун, Того, Сенегал, Мали, Мадагаскар, Заир, Сомали, Бенин (Дагомея), Нигер, Верхняя Вольта, Берег Слоновой Кости, Центрально-африканская республика, Конго, Габон, Нигерия, Мавритания. В 1962 году обрели независимость Алжир, Руанда и Бурунди. В 1963 году Кения и Занзибар. В 1964 году — Малави и Замбия. В 1966 году — Лесото. В 1968 г. Свазиленд, Экваториальная Гвинея и Маврикий (республика Гвинея-Бисау). Таким образом, за исключением ряда территорий на юге страны, к 80-м годам XX века Африканский континент был деколонизирован, а значит и колониальная система распалась на всей территории Земного шара.
Однако обретение политической независимости автоматически не обеспечивало экономической независимости, а тем более процветания. В большинстве этих стран существовали:
многоукладная экономика;
примитивные, архаически отсталые отношения;
низкий уровень образования населения, голод и нищета.
В экономическом отношении они находились в полной зависимости от своих метрополий, оставались «мировой деревней» капиталистической системы хозяйства. Бывшие метрополии продолжали рассматривать эти страны как кладовые сырья, сферы приложения капитала и рынки сбыта, как источник многомиллионных сверхприбылей.
На смену колониализму пришел неоколониализм — система разнообразных форм и методов, используемых развитыми капиталистическими странами для удержания освобожденных стран в подчиненном зависимом положении.
Такая система включала насильно навязанные метрополиями различные соглашения, ограничивающие суверенитет молодых государств и предоставляющие бывшим метрополиям или другим индустриальным государствам различные привилегии — от военных баз до исключительного права на стратегическое сырье. Одним из важных инструментов неоколониалистской политики является так называемая «финансовая помощь». В результате этой помощи освободившиеся государства попали в такую долговую кабалу, из которой они не мечтают выбраться и в третьем тысячелетии. Таким образом, благодаря неоколониалистской политике бывшие метрополии сохраняют сильные рычаги воздействия на освободившиеся страны: технико-экономические; финансовые; торговые; военно-политические. Однако освободившиеся страны с возрастающей настойчивостью выступают за коренную перестройку всей системы своих отношений с капиталистическим миром. На данном этапе решающее значение имеет борьба за новый экономический порядок (НМЭП). В центре этой борьбы — вопрос о пересмотре международного разделения труда, сложившегося в период колониальной системы, за равноправие и взаимовыгодное сотрудничество. Не меньшее, а может быть большее значение для судьбы и благосостояния бывших колоний и других государств, развившихся по восточному типу цивилизации, имеют внутренние преобразования, модернизацию всех сфер их жизнедеятельности. Эта модернизация направлена на достижение четырех основных целей:
1. Ускорение развития.
2. Индустриализацию.
3. Освоение культуры западного типа.
4. Сохранение собственной культурной традиции, своей культурной идентичности.
Историки выделяют три наиболее часто встречающихся типа модернизации.
Первый тип — внедрение в полном объеме и приспособление элементов западной цивилизации к собственным условиям. Речь идет о полномасштабном переходе на систему рыночных отношений, создание развитых институтов демократии и правового государства. Наиболее яркими примерами осуществления этого варианта модернизации называют Японию и Индию. Следуя курсом модернизации, эти страны добились впечатляющих успехов. Наибольших результатов добилась Япония, выйдя на второе место в мире по валовому национальному продукту. Не случайно, публицисты в 80-90-х гг. заговорили о «японском чуде». Японский и индийский опыт свидетельствует, что их успех обусловлен тем, что перенос элементов западного типа цивилизации осуществлялся в этих странах не механически. Они умело приспосабливались к особенностям восточных обществ. В частности, в Японии была сохранена значительная роль общинных отношений. В результате японский капитал приобрел коллективистский, корпоративный характер. Японская компания — это корпоративная община, где рабочий, служащий, управленец и акционер руководствуются не только своими личными интересами, но, прежде всего интересами фирмы. В политической сфере существенную роль играет клановое начало. Политические партии более жестко организованы, в них господствует строгая партийная дисциплина.
Второй тип связан с преимущественным внедрением организационно-технологических элементов индустриального общества при сохранении важнейших элементов восточной системы общественных отношений. Наиболее ярким примером такого типа модернизации являются Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные арабские эмираты. Экономической основой для осуществления модернизации в этих странах послужил резкий скачок цен на нефть, произошедший вследствие Арабо-Израильской войны 1973 года. В нефтедобывающие страны Персидского залива хлынул поток нефтедолларов. За счет этих средств была создана современная нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая промышленность, развита транспортная инфраструктура, построены университеты, библиотеки, школы, больницы. Однако неизменными остались ценности арабо-исламской цивилизации, включая монархическую форму правления и исламское судопроизводство, шариат как основа регулирования общественных и личных отношений.
Третий тип характеризуется стремлением освоить организационно-технологические структуры индустриального общества при отрицании экономических и политических механизмом западного типа цивилизации: рынка, демократии, правового государства. При таком варианте создается индустриальная база, научный потенциал, слой квалифицированных специалистов. Однако политическая система остается классического восточного типа. В этой системе процветает культ личности вождя, засилье бюрократии, ограничение прав и свобод человека, жесткий общественный контроль над поведением индивидов. Третий вариант является самым распространенным вариантом модернизации, по которому пошли большинство азиатских и африканских стран. В исторической и политологической литературе этот вариант назывался социалистическим и некапиталистическим путями развития. Социалистический путь реализовали Китай эпохи Мао Цзэ-дуна и Северная Корея. Некапиталистический путь — Ливия, Сирия, Ирак, Гана и др.
Однако, как показывает опыт, этот вариант не решает насущных проблем стран. Рынок необходимо требует демократии. В некоторых странах из этой группы в 80 – 90-х годах началась демократизация общественной жизни. Таким образом, существование различных типов цивилизации показывает, что этот процесс сталкивается со значительными трудностями, но вместе с тем, он все же идет. Поэтому можно утверждать, что постепенно человечество переходит на новый более высокий уровень цивилизационного развития.
Одна из важных характерных особенностей XX века — глобализация социальных и культурных процессов. Этимологически термин глобализация связан с латинским словом «глобус», то есть Земля, Земной шар и означает общепланетарный характер тех или иных процессов.
Таким образом, XX век расценивается многими учеными и философами как век формирования глобальной, общепланетарной цивилизации.
Однако глобализация процессов, это не только их повсеместность, не только то, что эти процессы охватывают весь земной шар. Глобализация связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Эта интернационализация означает, что в современную эпоху, все человечество входит в единую систему социально-экономических, политических, культурных и иных связей и отношений.
Возрастающая интенсивность глобальных взаимосвязей способствует распространению по всей планете тех форм социальной, экономической и культурной жизни, знаний и ценностей, которые воспринимаются как оптимальные и наиболее эффективные для удовлетворения личных и общественных потребностей. Таким образом, глобальная цивилизация расценивается как качественно новый тип цивилизации, новый тип целостности духовной и материальной жизни.
Но было бы значительным упрощением истолковывать возрастающую целостность цивилизации как принятие всеми членами мирового сообщества определенной общей системы ценностей, то есть только как возрастающую унификацию различных стран и регионов Земного шара. Унификация, без сомнения, имеет место. Основой этой унификации является глобальное сотрудничество народов и регионов, создание общепланетарной системы разделения общественного труда, политических институтов, информации, связи, транспорта и т.д.
Однако наряду с системообразующими процессами в современном мире происходит процесс автономизации обществ и регионов. Ученые отмечают, что реакцией на глобализацию является инстинктивное стремление различных сообществ к сохранению собственной идентичности. Это стремление особенно сильно проявляется в сфере культуры, национального и религиозного сознания. Поэтому следует признать, что целостность современной цивилизации не означает полной слитности, однородности, исчезновения своеобразия, специфики цивилизационных особенностей народов, государств и регионов. Напротив, целостность предполагает разнородность, гетерогенность жизнедеятельности современных сообществ.
Но эти разнообразные автономные сообщества и регионы во всей возрастающей степени становятся зависимыми друг от друга в том смысле, что действия каждого из них во все возрастающей степени отражаются на положении и возможностях остальных частей системы. Таким образом, целостность глобальной цивилизации состоит не только в том, что происходит слияние всех сообществ и регионов в некую единую общность, но, прежде всего в том, что объективно, то есть независимо от сознания и воли людей происходит рост их взаимозависимости.
Такая взаимозависимость наиболее ярко проявляется в экономике. Развитие современных производительных сил, достижение приемлемого уровня экономического развития не мыслимо без активного участия в международном разделении труда, глобального обмена товарами и капиталами. Взаимопроникновение и взаимодополняемость экономик различных стран и регионов стало неодолимым требованием времени. Страны, которые в силу идеологических установок пробовали отгородиться от международного экономического взаимодействия, резко отстали от передовых индустриальных стран и в 80 – 90-х годах попали в полосу экономического и политического кризиса.
Взаимозависимость проявляется не только в экономической сфере, а во всей жизнедеятельности сообществ и регионов так, что кризисы или разлад в одном секторе глобальной цивилизационной системы создают угрозу стабильности других ее секторов.
Всякая взаимозависимость активных субъектов предполагает их взаимодействие. Это взаимодействие происходит и в современной глобальной цивилизации. А это означает, что многие достижения цивилизационного развития, которые были осуществлены в силу определенных исторических причин в тех или иных регионах, в рамках отдельных региональных или национальных культур, в условиях глобальной целостности получают все более широкое распространение и становятся компонентами этой целостности.
Признание ведущей роли взаимозависимости и взаимодействия в современных цивилизационных процессах позволило ученым сделать вывод, что преобладающей тенденцией глобального цивилизационного развития является не унификация, а межцивилизационный диалог. Данный диалог идет по многим каналам. Значительную роль в обмене достижениями между цивилизациями принадлежит торговле, культурным связям, миссионерской деятельности, туризму, научным экспедициям и т.д.
Мощным фактором переноса достижений одной цивилизации на почву другой служат завоевательные войны. Как справедливо отмечает Л.В.Семенникова, эпоха колониальных завоеваний породила особую форму межцивилизационного диалога культур — языки — трансляторы (переносчики). В качестве таких трансляторов (переносчиков) выступали испанский, французский, английский и другие европейские языки. Через них в колонии поступали достижения Западной цивилизации, культур европейских метрополий, создавая предпосылки для модернизации. Эти же трансляторы делали доступным многое из опыта и культуры колоний для европейских метрополий, в ряде случаев способствуя их духовному обогащению.
Межцивилизационный диалог во
Дата добавления: 2020-10-25; просмотров: 430;