Глава 25. Символизм и проекты возрождения русской культуры
Русский символизм начала XX в. связывал возрождение культуры с возрождением эллинской культуры, которая противопоставлялась варварству. В поэзии И. Анненского, в историко-литературоведческих статьях Ф.Ф. Зелинского и философско-религиозных эссе Вяч. Иванова эллинская культура рассматривалась как неумирающий образец всей европейской культуры, ее универсальный и неиссякаемый источник. В возрождении эллинской культуры — призвание славянской культуры.
Ф.Ф. Зелинский выпускает в 1905 г. свои лекции «Древний мир и мы», в которых он говорит о третьем , или Славянском, Возрождении культуры эллинизма. В 1907 г. в журнале «Золотое руно» выходит статья Вяч. Иванова «О веселом ремесле и умном веселии», где проводится мысль об альтернативности варварства и эллинства, о постоянном обращении варварства к эллинской культуре, о путешествии в Элладу «за мудростью формы и меры». «Неорганичной», «паразитной» «варварской» современности, испытывающей кризис вследствие своего рационализма и духовного вырождения, Иванов противопоставлял идеал целостной эллинской культуры, сохранившей живое сознание своей слитности с природой. Из всего культурного многообразия европейской культуры была выбрана эллинская культура как образец для построения новой культуры.
С. Булгаков назвал Вяч. Иванова «живым вестником из античного мира», подчеркнув его заслуги в «раскрытии христианского смысла эллинской религии»1. Н.А. Бердяев отметил, что Иванов — «человек
----------------------------
1 Булгаков, С. Тихие думы. М., 1918. С. 135.
эллинистической», а не эллинской эпохи, т.е. обращается к вторичной, а не первичной культуре1.
В 1915 г. под псевдонимом А. Немов выходит в свет книга А. Топоркова (как показал С.С. Хоружий) «Идея Славянского Возрождения», где также проводится мысль об александрийском характере современной культуры и возрождение славянской культуры связывается с возрождением культуры эллинизма. В эмиграции идеи о необходимости вживания в эллинскую религию будет развивать Н.М. Бахтин.
Само собой разумеется, программа возрождения культуры эллинства или эллинизма как путь преодоления кризиса европейской культуры была утопичной и движима стремлением придать новую жизнь или теургическим мистериям гностицизма, или экстатическим культам «матери-земли» и «страдающего бога» (орфический дионисизм, христианство). Более того, она коренилась в бессознательном или осознанном европо-центризме, коль скоро один из этапов в развитии европейской культуры принимался за аксиологический образец и норму, которым противопоставлялись остальные этапы как варварство. Выдвижение культуры эллинства или эллинизма в качестве классического идеала означало, что евро-поцентристская шкала ценностей сохраняет свое значение, что именно она положена в качестве критерия оценки всех существовавших и существующих культур, что культурность присуща лишь одной культуре, а всем остальным — только варварство. Такого рода европоцентристский подход, основанный на оппозиции «культура — варварство» и на приоритете эллинской культуры, и был подвергнут критике «евразийсгвом».
Русские мыслители диаспоры обостренно воспринимали и выявляли антиномии, присущие культуре и объясняющие трагическое ее положение в современном мире. Осмысление антиномий культуры было движимо разными мотивами и коренилось в альтернативных мировоззренческих ориентациях: если НА Бердяев, ГП. Федотов, П.А. Флоренский в своей философии культуры исходили из эсхатологически понимаемого православия, то Ф.Ф. Зелинский, Вяч. Иванов, Н.М. Бахтин, А. Немов в своем анализе антиномий культуры были движимы, скорее, стремлением возродить наследие эллинской культуры с ее культом тела и трагическим самосознанием. Н.М. Бахтин вспоминал о кружке исследователей античности, который получил название «Союз Третьего Возрождения»: «Все мы — изучавшие античность, философы и поэты — кружок, который обычно собирался для обсуждения проблем соотношения действительности с классической античностью. Несколько высокомерно мы на-
-----------------------
1 Бердяев, Н. А. Очарование отраженных культур (В. И. Иванов) // Собр. соч. Париж, 1991. Т. 3. С. 518.
зывали это «Союзом Третьего Возрождения», ибо верили, что являемся провозвестниками нового, вот-вот грядущего Русского Возрождения — окончательного и высшего слияния современного мира с эллинистической концепцией жизни. Как и все в России, изучение античности было не столько предметом чистой науки, сколько средством изменить мир. Стать исследователем греческой культуры означало принять участие в опасном и восхитительном заговоре против основ современного общества во имя греческого идеала»1.
Сам термин «Славянское Возрождение» создал Ф.Ф. Зелинский — известный историк античной культуры. В статье, посвященной творчеству Вяч. Иванова, он описал две эпохи Возрождения античной культуры — романское Возрождение, нашедшее свое наиболее яркое выражение в творчестве Петрарки и поэтов XVII в., и неогуманистическое Возрождение, представленное в творчестве Гёте. Славяне, по его словам, являются третьим великим европейским народом и должны соединить классическую античность с национальным духом2. Для А. Немова только Возрождение «даст новый смысл нашему существованию»3.
Н.М. Бахтин, скорее, близок символизму, стремившемуся возродить в теургических мистериях языческое мировоззрение (Вяч. Иванов, И. Анненский и др.). Основную антиномию культуры Бахтин видит в том, что «созданная человеком культура, в силу и в меру своего совершенства, оказывается независимой от человека и перестает с ним считаться»4. В культуре и в каждом акте культурного строительства заключена «роковая двойственность и противоречивость», «изначальный, непримиримый конфликт» — культура есть мятежное сопротивление вечному порядку вещей, человеческое вмешательство в надчеловечес-кий строй вещей, за которые человек должен заплатить громадную цену — отрицанием и разрушением самого себя. Из формы самоутверждения человека она превращается в его саморазрушение и самоотрицание. «Созданная как орудие самоутверждения, культура с неизбежностью превратилась в орудие самоотрицания»5.
Этот процесс находит свое выражение, во-первых, в росте принудительности культуры, которая становится сложной и многообразно расчлененной системой неумолимых принуждений, иерархией; во-вторых,
------------------------
1 Бахтинология. Исследования. Переводы. Публикации. СПб., 1993. С. 355.
2 Брагинская, Н. Славянское Возрождение античности // Русская теория. 1920— 1930 годы. М., 2004. С. 53.
3 Немое, А. Идея славянского Возрождения. М., 1915 (перепечатано в извлечениях в журнале «Начала». М., 1992. № 4. С. 36.
4 Бахтин, Н. М. Статьи. Эссе. Диалоги. М., 1995. С. 43.
5 Там же. С. 46.
в росте демонических сил, как внешних, так и внутренних, насильственно заставляющих человека повиноваться себе, в ставшем принудительно-обязательным, созданном самим же человеком мире ценностей, норм, логических законов; в-третьих, в разложении личности и в резком ограничении свободного соучастия человека в культурном творчестве.
В полном соответствии с тем анализом трагедии культуры, который был дан в «философии жизни» (например Г. Зиммелем), Н.М. Бахтин считает, что трагический характер культурного творчества связан с объективацией и с воплощением деятельности человека в бытии культуры, которое представлено в произведении, в системе ценностей, в системах принуждения, властвующих над человеком. Критикуя эту точку зрения, он заметил: «...и смысл, и иерархия ценностей для вас нечто данное, вы находите их в готовом виде — вечными и неизменными: остается только познать и покорно следовать. А для меня иначе: среди неисчерпаемой внемысленной полноты сущего человек должен сам, собственными силами построить свой хрупкий дом... Ценности, истины и смыслы черпают свою силу и свою реальность только в живом и вольном акте признания и утверждения, лишь через него становятся обязующими»1.
Н.М. Бахтин делает акцент не на объективном бытии культуры, а на актах культурного творчества, отлагающихся в произведениях и лишь в них обретающих объективно-принудительный характер. Осознание трагичности культурного творчества трансформирует и идеал Возрождения. В последние годы жизни Н.М. Бахтина его оценка меняется: «Всякое подлинное творчество сознает себя не как начало или продолжение, но как возрождение, — так может быть сформулирован этот единственный закон»2.
Если Н.М. Бахтин, Ф.Ф. Зелинский, В.И. Иванов вынуждены были эмигрировать после Октябрьской революции, то ряд участников этого кружка (А. Пиотровский, С. Радлов) ставили на Дворцовой площади и у Фондовой биржи массовые театральные действа античных авторов3.
Вопросы для самопроверки
1. Как понимался символ в символизме?
2. В чем замысел идеи «Славянского Возрождения»?
3. Как понимался символ в русском символизме?
Темы для рефератов
1. Цель и смысл идеи «Славянского Возрождения».
2. Понятие «символ» в русском символизме.
Рекомендуемая литература
Бахтин, Н. М. Статьи. Эссе. Диалоги. М., 1995.
Хоружий, С. С. Русь—Новая Александрия: страница из предыстории славянской идеи // Начала. 1992. № 4.
-----------------------------
' Бахтин, Н.М. Статьи. Эссе. Диалоги. С. 70—71.
2 Бахтин, Н. М. Вера и знание // М. М. Бахтин и философская культура XX в. Вып. 1. СПб., 1991. Ч. 2. С. 134-135.
3 См. об этом: Брагинская, Н. Славянское Возрождение античности // Русская теория. 1920-1930 годы. С. 58-65.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 2260;