Глава 26. Между богословием и натурализмом: В.В. Вейдле
Концепция, развитая В.В. Вейдле (1895—1979) — профессором парижского Православного богословского института, соединяет в себе идеи русской религиозной философии и натурализма, идущие от стремления применить к творчеству понятия естественных наук. Его идеи созвучны эсхатологической интерпретации культуры, но они коренились не только в христианском мировоззрении, но и в осознании того распада и разрушения культуры, которое было присуще советской России. Вместе с тем надежда на преображение культуры, упование на ее возможный расцвет благодаря христианству коренились также не только в христианской эсхатологии, но и в том личном опыте, который поколение Вейдле вынесло, эмигрировав из России. «Поколение, к которому я принадлежу, было свидетелем большого подъема культуры в нашей стране и стало свидетелем страшного ее упадка. Это — наш основной опыт, — или, по крайней мере, основной опыт той части этого поколения, которая сама была причастна культуре и которой культура была дорога — скажу еще решительней — всего дороже»1.
Для него несомненно, что «искусство и культуру может сейчас спасти лишь сила, способная служебное и массовое одухотворить, а разобщенным личностям дать новое, вмещающее их в себя, осмысляющее их творческие усилия единство»2. Такой силой и является религия.
Поэтому Вейдле считает, что возможно «или христианское обновление культуры, или уничтожение ее рассудочной цивилизацией»3.
----------------------
1 Вейдле, В.В. Умирание искусства. СПб., 1996. С. 200.
2 Там же. С. 121,
3 Там же. С. 154.
Воссоединение искусства и культуры с религией — путь спасения культуры и возрождения религии. Согласно Вейдле, «художественный опыт есть в самой глубине своей опыт религиозный», преображение культуры достигается только в мифах и таинствах религии, а в произведении культуры выражается антиномическая целостность, совмещение противоположностей, таких, как необходимость и свобода, личный выбор и надличное предопределение. Отторжение искусства и культуры от религии отнимает у них жизнь.
Возникновение религиозной культуры Вейдле связывает с одухотворением телесно-душевных образов и форм, с выражением в натуралистическом искусстве трансцендентных начал, которое и тождественно религии. Религиозное напряжение духовной жизни «делает искусство (можно добавить: и культуру. — Авт.) ненужным и ведет если не к прямой его смерти, то к длительному его уничижению»1. Искусство для того, чтобы возродиться, должно «окунуться, как в кре-щальную купель, в чистую стихию веры»2. В этой крещальной мистерии искусство и вообще культура получает новую жизнь.
Центральную идею христианства Вейдле видит в таинстве спасения, подчеркивая, что католические мыслители забывают вторую часть этой формулы, придавая таинствам самодовлеющую ценность, а протестантские забывают первую половину этой формулы, настаивая на внутри-мирском характере спасения3. Православная эсхатология настаивает на единстве этих двух сторон, что находит свое выражение и в литургии, и в историософии. «В мире померкнувшем, остывшем, искусство не может оставаться навсегда единственным источником тепла и света: в тепле и свете оно нуждается само. Всеми своими корнями уходит оно в религию, но это совсем не значит, что оно может религию заменить; наоборот, оно гибнет само от длительного отсутствия религиозной одухотворенности, от долгого погружения в рассудочный, неверующий мир. Трагедия искусства, трагедия поэзии и поэта в девятнадцатом веке, в наше время не может быть понята ни в плане эстетическом, ни в плане социальном; ее можно понять только в религиозном плане»4.
В конце 1920-х и начале 1930-х гг. Вейдле задумывает работу «К философии культуры», от которой сохранились планы и заметки. В одной из них, помеченной сентябрем 1929 — мартом 1930 г., проводится следующая мысль: «Культура есть тот человеком созданный мир, в кото-
----------------------------
1 Вейдле, В. В. Умирание искусства. С. 191.
2 Там же.
3 См.: Там же. С. 177.
4 Там же. С. 83.
ром только и может осуществляться его творчество. Культура не само творчество, но она воздух творчества, без которого ему дышать нечем. Культура не абсолютная ценность. Она среднее состояние между хаосом и логосом, она то же без истории человечества, что для христианского религиозного сознания земная жизнь Христа. Она — форма (между голым материалом и пустою формулой)... Религия — до культуры, но она становится культурою. С языком, с искусством происходит то же. В высших своих проявлениях все это уходит за культуру. Великий художник, религиозный творец перерастает культуру... Культура есть смысл нашего земного бытия. Слава Богу, бытие это не бессмысленно; но в Царствии Божием этого смысла будет не нужно»1.
Предлагая свою периодизацию истории культуры, Вейдле называет современную научно-техническую цивилизацию «современным варварством». В последние годы Вейдле размышляет о структурном сходстве живого организма и произведения культуры, об аналогиях, которые можно провести между формированием новых биологических форм и произведений искусства. «Там, где кончается природа и начинается дух, — пишет Вейдле, — не прекращается беспрестанное и свободное рождение нового. Человек продолжает природу не тем, как это обыкновенно полагают, что эксплуатирует природные ресурсы с помощью своих технических достижений, а тем, что он, как и природа, непосредственным образом творит — и сообщает своим творениям дыхание живой жизни. Искусство — это новая природа, принадлежащая иной сфере бытия, но управляемая неновыми законами»2. Здесь в философских размышлениях о культуре начинается новая линия — линия преодоления разрыва между природой и культурой, осмысления искусства с позиций биологического анализа рождения новых форм организмов, поиска единения биологии и искусствоведения. Вейдле не просто использует биологические метафоры («биология искусства», «эмбриология поэзии» и др.), но и пытается с помощью достижений естествознания поставить и понять проблему существования произведения культуры во времени, его способность жить на протяжении столетий. Религиозные мыслители вышли на ту проблему, которая занимала философов-экзистенциалистов (М. Хай-деггер и др.), а именно бытие художественного произведения, онтологическая специфика произведений культуры. Но это уже новая линия в философии культуры.
-----------------------
1 Вейдле, В. В. Умирание искусства. С. 218.
2 Там же. С. 238.
Вопросы для самопроверки
1. Имеет ли искусство будущее (согласно В.В. Вейдле)?
2. Является ли культура организмом?
Темы для рефератов
1. Умирание искусства (согласно В.В. Вейдле).
2. Натуралистическое и религиозное понимание культуры у В. В. Вейдле.
Рекомендуемая литература
Дороченков, И. А. Владимир Вейдле.Путь к книге//Вейдле, В. В. Умирание искусства. СПб., 1996.
Дата добавления: 2016-05-31; просмотров: 1707;