Дизайн печатной страницы


Оформление страницы печатного документа подчиняется всем законам композиции в дизайне. Текстовая страница строится из элементов публика­ции, так же как предметная композиция — из материальных объектов, а формальная — из абстрактных пятен и линий.

Выбор шрифта для текстового документа. Шрифт — основа композиции любого текста. На протяжении многих веков люди пользуются устоявшимися рисунками букв, но и в наши дни шрифты развиваются и видоизменяются как живой организм. В них проявляются особенности художественных стилей: в периоды готики, барокко, эпохи мо­дерн появились шрифты, полностью соответствовавшие характеру своего времени, конструктивизм начала века привел к появлению новой типографики (рис. 4.24).

Развитие наборных шрифтов шло не только во времени, но и в пространстве. Первые книги печатали только на латыни, но с развитием книгопечатания в разных европейских странах стали издавать тексты на своих национальных языках (итальянском, немецком, французском), в это же время начали разра­батываться национальные наборные шрифты. Особенности языка (скорость произношения, наличие твердых согласных, длинные гласные) находили отра­жение в начертании и пропорциях букв, расстояниях между символами и сло­вами, наличии выносных элементов. На одной и той же графической основе создавались различные шрифты, передающие характер национальной речи: гарнитура Garamond была создана для французского, a Bodoni — для итальян­ского языка. Национальные гарнитуры выглядят наиболее гармонично в тек­стах, написанных на их "родном" языке. Полиграфисты-профессионалы счи­тают, что текст на немецком, набранный, например, французским шрифтом, плохо читается и воспринимается с трудом. В тексте, написанном на немецком языке, много заглавных букв, поэтому слишком выразительное начертание прописных портит эстетическое восприятие и затрудняет чтение.

С развитием международных отношений потребовались шрифты одинаково удобные для разных языков. Нужны были универсальные, интернационатьные формы. Одним из первых был шрифт печатной машинки. На рис. CD-4.25 приведены французский, английский и итальянский тексты, набранные шрифтом пишущей машинки. Он стал более популярным и активным, чем шрифты с ярко выраженным национальным характером.

Пишущие машинки отошли в прошлое, но шрифт жив. В рекламных изда­ниях или для выделения части текста иногда используют его компьютерный аналог. Современные технологии позволяют передать неравномерность штриха, различную яркость букв, имитирующую зависимость от силы удара по клавише. Такой рисунок букв выглядит более живым и эмоциональным, чем абсолютно правильный компьютерный шрифт (рис. CD-4.26).

Шрифты, применяемые для набора больших объемов текста, просты в на­чертании, нейтральны, универсальны в отношении языка. Упрощение фор­мы — характерная черта технического прогресса.

Современные требования, как к шрифту, так и ко всему документу в це­лом — ясность и функциональность. Выделение элементов публикации и их упорядочение определяет структуру документа и создает композицию опре­деленного характера.

Основные элементы публикации.

Обрез страницы — край страницы (физическая граница листа).

Верхнее поле — часть страницы от верхнего обреза до верхней границы по­лосы набора.

Нижнее поле — пространство от базовой линии последней строки текста до нижнего обреза. На верхнем и нижнем поле часто располагаются колонти­тулы и номера страниц.

Внутреннее поле — пространство между переплетом и полосой набора текста.

Внешнее поле — пространство между внешним боковым обрезом страницы и полосой набора текста.

Верхний колонтитул — строка текста, помогающая читателю быстро ориен­тироваться. Может содержать имя автора, название публикации или главы, название фирмы и т. д.

Нижний колонтитул — строка в нижней части страницы. Может содержать номер страницы, дату, телефоны и адрес на фирменном бланке и т. д.

Рубрика — короткая строка над заголовком, определяющая, к какой катего­рии относится материал.

Заголовок — название статьи, главы и т. д.

Подзаголовок — заголовок подраздела.

Врезка — небольшой самостоятельный материал, имеющий собственный заголовок, окруженный рамкой и размещенный отдельно от основного тек­ста в любом месте страницы.

Рамка — линия, ограничивающая фон, часть текста или иллюстрацию.

Фон — подложка, фон для текста или иллюстрации.

Элемент под обрез — фотография, иллюстрация или фон, выходящие при верстке за обрез страницы.

Подрисуночная подпись — текст, поясняющий иллюстрацию.

Основной текст — основной материал публикации.

Межколонник — расстояние между колонками текста.

Бирка — строка, содержащая развернутую информацию о материале.

Вставка — предложение или отрывок, извлеченные из основного текста и напечатанные крупным шрифтом (выделенная цитата или реклама).

Обтекающий текст — текст, обтекающий графический элемент.

Декоративный знак — используется для разделения фрагментов на странице или маркировки элементов списка.

Окно под иллюстрацию — прямоугольник, указывающий положение и раз­меры иллюстрации, которую нужно вклеить на страницу.

Выноска — подпись, комментирующая часть иллюстрации.

Отточие — ряд точек, указывающих, к какой строке относится данный текст, например, в оглавлении, таблицах, выводах.

Буквица — увеличенная первая буква первого абзаца начальной полосы, ба­зовая линия которой ниже на одну или несколько строк базовой линии первой строки основного текста.

Выступающий инициал увеличенная прописная буква в начале строки. Базо­вая линия совпадает с базовой линией первой строки.

Строка продолжения или прыгающая строка — строка, в которой указан но­мер страницы с продолжением статьи, например, «продолжение на стр. № ».

Отбивки — величины интервалов до и после абзаца.

Форма печатного документа. При беглом взгляде на печатную страницу, текст в первую очередь восприни­мается как форма. Особенно это характерно для текстов на незнакомом языке.

Иногда форма намного интереснее и выразительнее содержания. Полно­цветные листовки, яркие огни светящихся реклам большого города привле­кают внимание независимо от смысла написанного.

Как и шрифт, форма текстовых блоков на странице менялась со временем. Типографика готических манускриптов выглядит тяжелой и плотной, книги эпохи барокко — нарочитыми и вычурными, начало XX века дало образцы текстов динамичной формы футуризма и строгой линейности конструкти­визма (рис. CD-4.27). Слишком выразительная форма печатной страницы затрудняет чтение, но в оформлении обложек и в рекламных листках она оправдана и уместна.

В отличие от формальной или декоративной композиции, к компоновке текста на полосе предъявляются жесткие требования: типографическая форма не должна мешать читать, заслонять смысл написанного.

Работая над дизайном, нужно рационально выбирать гарнитуру шрифта, кегль, ширину полосы набора, интерлиньяж. Целесообразно организованная страница получается красивой. Хорошо продуманное железнодорожное рас­писание зачастую выглядит более эстетично, чем плакат с мешаниной несо­ответствующих друг другу декоративных шрифтов.

Беглость чтения зависит от ширины полосы набора, интерлиньяжа, вы­ключки.

Выключкой называют компоновку строк текста в текстовом блоке. Возмож­ны пять вариантов выключки (рис. 4.28):

· влево — строки выравниваются по левому краю и образуют неровный
край справа;

· по центру — строки выравниваются по центру и оба края получаются неровными;

· вправо — левый край неровный, большой блок текста читается с тру­
дом, так как мы читаем слева направо;

· по формату — выравниваются обе стороны текстового блока, при этом междусловный пробел становится переменным;

· полная принудительная выключка отличается от выключки по формату оформлением концевой строки абзаца: она принудительно растягивается до полной ширины колонки увеличением пробелов, в том числе и внут­ри слов.

Полоса текста, состоящая из строк, имеет одновременно вертикальный и го­ризонтальный строй. Поэтому важно следовать изложенным ниже правилам.

Строка не должна быть длиннее 150—170 мм. Очень важно для удобочитае­мости количество знаков в строке, оптимально — от 50 до 60. Длинные строки не только усиливают горизонтальное членение, но и утомляют зре­ние. Кроме того, начало строки читается внимательнее, чем конец, и если полоса набора слишком длинная, восприятие информации ухудшается. Как правило, чем длиннее строки, тем больше должен быть кегль шрифта.

С другой стороны, короткие строки узкого столбца текста заставляют глаз слишком часто переходить на нижний уровень. Как правило, текст в колонках выключается по формату, а это увеличивает количество переносов и неравномерность междусловных пробелов, часто приходится вручную регулиро­вать интервалы между буквами и словами.

Ровные левый и правый края полосы набора ускоряют чтение и делают форму текста более четкой и строгой. Выключка по левому краю вносит в дизайн страницы дополнительный ритм, придает им менее официальный характер.

Кегль, интерлиньяж и отступы между абзацами определяют вертикальное членение полосы текста. Если интерлиньяж слишком маленький — стро­ки сливаются, страница становится более плотной, невыразительно се­рой. Слишком большой интерлиньяж несколько замедляет чтение и ак­центирует линейное восприятие, усиливается эффект белых полос между строк.

Белое пространство листа играет огромную роль. Со времен Ренессанса и в живописи, и в архитектуре, и в типографике пространство не только создает второй план, оно окружает объект, давая ощущение трехмерности. В совре­менном искусстве пространство еще более активно, это равноценный эле­мент композиции.

Контрформа (белый незаполненный фон) так же важна, как и форма (знаки текста). Чем плотнее набор и меньше межбуквенные интервалы, тем актив­нее контрформа, тем ярче выглядит белый цвет внутрибуквенных пробелов, это обусловлено эффектом иррадации, когда светлые предметы на темном фоне кажутся больше и ярче (рис. 4.29).

В главе 3 мы говорили, что в формальной композиции элементы и про­странство должны находиться в равновесии. Это правило справедливо и для композиции полосы набора. Форма печатного документа определяется меж­строчными, межбуквенными и внутрибуквенными пробелами.

В современном типографическом дизайне очень популярны большие сво­бодные площади — пустое пространство на листе, например, между поло­сой текста и иллюстрацией. Это не пустота незаполненного фона, а очень важный элемент дизайна. Согласно восточной философии, именно пустое пространство определяет сущность формы: сущность горшка в пустоте внутри, без нее это просто комок глины; сущность дома не в стенах, окнах и дверях, а в том, что находится между ними (рис. 4.30).

Ритм. Рукописные шрифты обладают ярко выраженным ритмом, но и в наборных шрифтах соотношение между тонкими и толстыми штрихами формирует ритмическую структуру. Кроме того, ритм в шрифте задается расстояниями между вертикальными линиями букв, углом наклонных штрихов, надстрочными и подстрочными элементами.

В ритмической организации отдельных слов огромную роль играют межбук­венные пробелы. Ускорять или замедлять ритм шрифта можно с помощью трекинга (рис. 4.31).

Ритм текстового абзаца создают округлые и острые контуры букв, расстоя­ние между словами и строками, начало и конец абзаца, красная строка, курсив, жирное выделение, использование разных кеглей.

Различные пробелы между словами в строке увеличивают напряженность ритма. Узкие пробелы ослабляют эту напряженность, одинаковые — при­ближают ритмический ряд к метрическому. Особенно ярко ритм выражает­ся в чередовании длинных и коротких строк, например, при выключке вле­во. Большие различия в длине строк вызывают сильное ритмическое движение. Это может отрицательно сказаться на удобочитаемости.

Сам формат листа — тоже ритмическое образование. Прямоугольная страни­ца более ритмична, чем квадратная. Ритм полосы набора может контрастиро­вать формату страницы или соответствовать ему, можно создавать интересное чередование ритма за счет узких столбцов и длинных строк, но, увлекаясь построением ритмической композиции, не забывайте об удобочитаемости.

Многостраничные печатные издания воспринимаются "во времени". От страницы к странице читатель движется, подчиняясь определенному ритму, и этот ритм организуется оформлением книги: буквицами, заголовками, ти­тульными листами, заставками, иллюстрациями.

Членение. Весь печатный материал должен быть систематизирован и размещен так, чтобы в тексте было легко ориентироваться. Известен оптимальный для восприятия объем текста, который можно поместить на одной странице оп­ределенного формата, но кроме объема очень важно логическое членение текста. В идеале, печатная страница — художественное произведение, кото­рое цельно, и, в то же время, обладает внутренней сложностью.

Периодическое издание большого объема (толстую газету, еженедельный жур­нал) редко читают от первой до последней строки. Необходимо, во-первых, акцентировать внимание на главном материале, во-вторых, каждую статью нужно структурировать так, чтобы как можно больше облегчить восприятие.

Для выделения важнейших частей сплошной текст можно разбить линейка­ми и абзацными отступами, использовать полужирный шрифт, укрупнен­ный кегль, выделять текст цветом, вывороткой.

Эти приемы формообразования помогают организовать текст как эстетиче­ски, так и функционально. Пример — один и тот же текст, без членения и организованный различными способами — приведен на рис. 4.32.



Дата добавления: 2016-07-27; просмотров: 1775;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.017 сек.