Герменевтические методы в педагогике
Известна двойственная природа педагогики. Она является и наукой, и искусством. При этом в ней очень значительную, если не ведущую роль играют категории, неподвластные науке, не поддающиеся полному логическому анализу. Это такие категории, как ценности, идеалы, вера, духовность, добро, истина, красота и в значительной мере творчество.
Эти категории отражают качества, играющие решающую роль в становлении человека, в его личностно-индивидуальном развитии, в становлении его как гармонической, свободной и творческой личности.
В структуре личности педагога наряду с педагогической логикой и педагогическим сознанием огромную роль играют вера в возможности воспитанника, одухотворенность педагогической сверхзадачей — развития и становления личности ученика, педагогическая интуиция, способность к импровизации, педагогический артистизм.
Педагогическое исследование не может пройти мимо диагностики этих качеств и поиска способов их развития. Между тем многие как традиционные, так и новые методы исследования, особенно связанные с формализацией педагогических явлений, оказываются для этого непригодными. Рациональных методов исследования оказывается недостаточно, они не схватывают сути указанных качеств и процессов.
Возникает необходимость обратиться (точнее даже — вернуться) к герменевтическим средствам изучения (герменевтика — от греч. Hermenetikos — разъясняющий, истолковывающий), которые зародились еще в Древней Греции и развивались как искусство толковать непонятное, объяснять смысл чужого языка или знака, как учение о понимании1.
Правомерность герменевтических подходов объясняется спецификой педагогики как науки и сферы практической деятельности с ее преимущественным вниманием к единичным фактам действительности, которые трудно постигнуть исключительно в рамках логико-гносеологических подходов.
На этапе формирования творческого ядра исследования закономерно снижение технологичности исследовательского процесса, сужение рамок рационального постижения предмета и усиление субъективного начала педагогического исследования с закономерным обращением к герменевтическим методам, основанным на вчувствовании, вживании в исследуемый предмет, его образном представлении.
1 См.: Закирова А. Ф. Введение в педагогическую герменевтику. — Екатеринбург, 2000.
Этот сугубо индивидуальный творческий процесс характеризуется невольным отходом от устоявшихся правил и предписаний, научно-категориальных схем и обращением к эмоционально-образным трактовкам предмета исследования, характерным для обыденных педагогических представлений, этнопедагогики, художественной литературы и поэзии (А. Ф. Закирова). Л. Клинберг справедливо полагает, что существуют педагогические проблемы, для решения которых недостаточно одного теоретического анализа: художественные средства отражают эти проблемы более адекватно. Показателен пример А. С. Макаренко, в творчестве которого этап художественного-эстетического постижения явлений предшествовал их научно-теоретическому анализу'.
Примером оценки и осознания педагогической проблемы с житейских позиций являются поиски эффективных методик обучения в начальной школе С. Н. Лысенковой. Характерно, что в своем творчестве педагог отталкивается от образного изречения, обобщающего народные представления о важности предупреждать, предвидеть жизненные трудности. Вот как комментирует этот процесс Д. Б. Богоявленская: «Метод родился в раздумье об «остановках» ученика, в заботе предупредить трудности и ошибки ребенка, которые не только выключают его из процесса обучения, но и жестко травмируют его личность. Народная пословица гласит: «Знать бы, где пасть, так бы соломки подостлать». Софья Николаевна утверждает, что ее приемы - - это и есть «соломка» в тех местах программы, где ребенок может споткнуться»2.
Следовательно, образное изречение, основанное на нетипичных для научного контекста ассоциациях, побуждает к выдвижению смелой гипотезы о необходимости для профилактики неуспеваемости и психологических стрессов младших школьников ввести целенаправленное и систематическое пропедевтическое изучение наиболее сложного материала школьной программы («опережающее обучение»).
Как отмечает А. Ф. Закирова, художественно-образные средства, «вторгающиеся» в педагогическое исследование (метафоры, сравнения, аллегории), так же, как средства обыденного языка, выполняют в творческом процессе активную эвристическую функцию, являясь своеобразным катализатором творчества, стимулируя выдвижение и оригинальную разработку педагогических решений. Она подчеркивает, что для научного творчества, имеющего спиральный характер, свойственно попеременное преобладание (акцент) рационально-логического и субъективно-эмоционального аспектов и связанное с этим обращение то к теории, то
1 См.: Клинберг Л. Проблемы теории обучения. - М., 1984. - С. 181 - 182.
2 Богоявленская Д. Б. Психологический анализ педагогического обобщения в си
стеме работы С. Н.Лысенковой // Вопросы психологии. - 1987. - № 3. - С. 78-79.
к фактическому материалу. Так, например произошло психологическое осмысление методики опережающего обучения С. Н. Лы-сенковой и ее интерпретация с позиций теории поэтапного формирования умственных действий.
Пожалуй, особую роль играют герменевтические подходы и методы при изучении таких сложных и глубоко личностных явлений, как развитие интуиции, творчества, педагогического артистизма.
Исследователи этой проблемы, выполняющие свои исследования в Тюменском университете (С. А. Гильманов, Ж. В. Ваганова, О. С. Булатова, М. В. Жабровец и др.), для диагностики педагогического артистизма использовали метод творческого моделирования, когда студенты или молодые учителя «рисуют» для себя образ «идеального» учителя современной школы, актерский тренинг, решение проблемных театрально-педагогических ситуаций, «защиту» артистических приемов в той или иной ситуации педагогического взаимодействия, сочинения с описанием своих переживаний в детстве (О. С. Булатова), художественное описание, художественный образ-ситуацию (Ж. В. Ваганова). Последняя условно выделяет и исследует также типы артистизма учителей (романтик-лирик, импровизатор, дипломат, фантазер-интуитивист, энтузиаст-вдохновитель, эстет)'. При изучении артистизма и О.С.Булатова, и Ж. В. Ваганова, и М. В. Жабровец широко пользуются языком искусства и философии с их эмоциональностью и искренностью.
Вопросы и задания
1.Покажите специфические возможности беседы, интервью, анкетирования.
2. Какой вид наблюдения называют включенным?
3. Каковы условия получения объективной оценки психолого-педагогических явлений и процессов? Каковы возможные причины ошибки при оценивании?
4. Ниже дано краткое описание основных методов психологии. Определите, о каких методах идет речь.
А. Кратковременное психологическое испытание проводится (по заданной стандартной форме) с целью выяснить, насколько психологические качества испытуемого (способности, навыки, умения и др.) соответствуют установленным психологическим нормам и стандартам. Применяется главным образом для определения пригодности к той или иной профессии.
Б. Сущность метода — сбор и обобщение данных, полученных при изучении различных видов деятельности характеризуемой личности. Каждая учитываемая черта личности по степени проявления может оцениваться условным баллом. Применяется для изучения индивидуально-психологических качеств учащегося, в частности его способностей.
1 См.: В а г а н о в а Ж. В. А р т и с т и з м п е д а г о г а как компонент его творческой индивидуальности: Автореф. дис.... канд. пед. наук. — Тюмень, 1 9 9 8 .
В. Индивида систематически изучают в обычной повседневной жизни. Исследователь не вмешивается в естественный ход событий. Пример этого метода — ведение дневника родителями, которые на протяжении многих лет записывают все сведения об изменениях в психической жизни ребенка. Эти сведения служат исходным материалом для психологических выводов, обобщений, предположений, которые следует проверять другими методами.
Г. Исследуемое явление изучается в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и воссоздавать его при повторении этих условий.
Д. По просьбе экспериментатора три учителя оценивают в баллах качество выполнения учащимися задания по труду. Затем вычисляется средняя оценка для каждого ученика.
Е. С целью изучения содержания «Я» подростков им предложили составить самоописание на тему «Я, каким кажусь себе». Затем с помощью школьных психологов и филологов выделили в самоописаниях основные темы, после чего экспериментатор подсчитал, у скольких испытуемых встречалась определенная тема.
Ж. У испытуемых с помощью тахистоскоиа определяют объем внимания. После этого в течение 30 мин испытуемые выполняют ряд психотехнических упражнений на развитие внимания, затем вновь определяют объем внимания. Высчитывают разность между показателями объема внимания, полученными до и после выполнения упражнения'.
5. Сравните записи двух наблюдателей за поведением девочки Тони
(1 год 7 мес)2.
Наблюдатель 1: «Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собой, повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выражение личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки остановилась, обернулась, что-то напевает, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону».
Наблюдатель 2: «Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает». Ответьте на следующие вопросы:
Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали наблюдатели?
При каком виде записи достигается большая объективность и информированность описываемых явлений?
6. Какие бывают тесты? В чем заключается особенность разработки и применения проективных тестов?
7. Какие способы установления тестовых норм существуют? В чем заключается их суть?
8. Каковы требования к процедуре проведения тестирования?
1 См.: Иващенко Ф.И. Задачи по общей, возрастной и педагогической пси
хологии. - 2-е изд. - Минск, 1999. - С. 12.
2 См.: Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие
для студ. пед. ин-тов / Под ред. А. И. Щербакова. - М.. 1987. - С. 44-45.
9. Для повышения надежности вопросников часто к основному пе
речню вопросов добавляют группу вопросов, позволяющих оценить ис
кренность людей при ответе на основные вопросы. Ниже приведены воп
росы, входящие в «Шкалу лжи» детского опросника для выявления двух
свойств темперамента: экстраверсии — интроверсии и нейротизма (эмо
циональной нестабильности)'.
Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься? Всегда ли ты делаешь так, как тебе говорят? Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе? Тебе можно доверять любую тайну? Ты когда-нибудь говорил неправду? Ты всегда сначала делаешь уроки, а играешь уже потом? Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству? Ты любишь иногда похвастаться? Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя? Случалось ли тебе говорить плохо о ком-нибудь? Ты всегда ешь все, что тебе предлагают? Ты когда-нибудь был груб с родителями?
Проанализируйте приведенные вопросы и объясните основания их включения в «Шкалу лжи». Предложите 5 своих вопросов для «Шкалы лжи».
10.Охарактеризуйте достоинства методов наблюдения и эксперимента. В чем они дополняют друг друга? В чем просматривается взаимосвязь наблюдения и эксперимента?
11.Дайте определение понятию «понимающая педагогика».
12.Сравните два способа постижения мира — художественный и логический. В чем преимущества каждого из них? Исключают ли они друг друга?
13.Права ли Белла Ахмадуллина, когда пишет что «мы, когда отражены в сияющих зрачках поэта, равны тому, чем быть должны»? (задание А. Ф. Закировой).
14.Раскройте педагогический смысл и значение метафор в сочинениях А. С. Макаренко и Ш.А.Амонашвили: педагогическая поэма, педагогика параллельного действия, дух школы, познавательная личность, преподавание «по волнам». Подберите другие метафоры из сочинений известных педагогов и объясните их познавательный смысл.
15.Попробуйте раскрыть творчество А. С. Макаренко, В.А.Сухомлин-ского, Ш.А.Амонашвили как единство духовно-художественного и научно-теоретического отражения процесса воспитания.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 624;