Объединение русских земель вокруг Москвы. Специфика формирования единого российского государства.
Возвышение Москвы. Тенденции:
- перенесение центра политической жизни в Северо-Восточную Русь;
- превращение княж. уделов в княж. вотчины (по наследству);
- установление вассальской зависимости от золотой орды; ослабление Руси, падение ее международного престижа;
- усиление церкви, ее роли в обществе;
- нарастание боярского сепаратизма.
В 14 в. на Руси продолж. дробление. Князья беднели, уделы их стан. меньше, они замыкались в своих вотчинах, а с игом в таком виде не совладать, и сущ. угроза потери нац. незав-ти. До сер. 14 в. сост-е было именно такое. С сер. 14 в. отдельные земли Вл.-Сузд. княж. начинают объединяться. В 14-15 вв. отдельные княж. ликвидируются, и начин. процесс создания единого русского гос-ва. Особенно при Иване III и IV. И в Твери и в Москве условия для объединения земель были одинаковы: геогр. положение, пересечение торговых путей, природа (леса), нет набегов. Почему же Москва?
Первым моск. князем стал сын А. Невского Даниил. Ему удалось значит. расширить Моск. княжество. Сын его, Юрий Даниилович, и тверской князь повели борьбу за ханский ярлык на великое княжение. Сначала великим ханом стан. Михаил, тверской князь, но затем Юрий, женившись на сестре хана, получает ярлык. Вместе с татарами идет на Тверь и побеждает.
С 1325 г. – Иван Данилович Калита стан. Моск. князем. Он был очень хитрый и жестокий. Присоединял земли любой ценой. Получ. от хана ярлык на великое княжение после разгрома Тверского восстания в 1327 г. По поручению хана проводится экзекуция над Тверью, Новгородом, Рязанью. Завоеванные княж. он обкладывает данью. Переносит из Владимира в Москву резиденции и великого князя, и метрополию. Пол-ку Калиты продолжили его сыновья. В 1340-1353 гг. в Москве правил Симеон Гордый. Ему удалось временно примириться с Тверью. Но у Москвы появ. новый соперник – Великое княжество Литовское. Литовские князья возгл. антиордынскую борьбу. Но в 1353 г. случилась страшная чума, кот. погубила Симеона и его сыновей. Второй сын Калиты – Иван Красный – правил недолго, и престол достался Дмитрию Донскому.
Княжение Д. Донского. Итогом борьбы Москвы с Тверью стала докончальная грамота (договор), подписанная 1 сентября 1375 г. Согласно ей Михаил Тверской признал себя “братом молодшим”, т.е. вассалом моск. князя. Он не мог претендовать на великое Владимирское княж., вести самост. военные действия. Т.о. наметился историч. переворот – превращение самост. князей в удельных, а их княжеств – в уделы Московской Руси. Докончальная грамота имела антиордынский характер. Перелом наступил, когда 8 сентября 1380 г. русские одержали победу над Мамаем на Куликовом поле. Но в 1382 г. На Москву напали войска Тохтамыша. Он нанес огромный урон московскому княж. Москве опять пришлось платить дань, но завис-ть от Орды стала значительно слабее.
В 1386 г. в орбиту московского влияния вошло Рязанское княж. В 1392 г. б. присоед. к Москве Нижегородское княж. Одновр. в руки Москвы перешли Муром, Городец, Таруса. Немногие князья Северо-Востока, сохранившие самост-ть, вынуждены б. повиноваться моск. князю Василию Дмитриевичу. После смерти Василия престол отошел его сыну – Василию II (Василий Темный). Во время его правления законч. т.н. феодальная война за княж. престол. В стране восстан. единовластие, но какой ценой? Заметно усилилась власть Орды. Москва становится столицей Северо-Востока Руси.
Русское гос-во в конце XV – начале XVI в. В 15 в. продолж. формир-е феод. землевладения. Князь жаловал своим приближенным право собирать дань с части покоренных земель. Боярин постеп. превращался в собственника земли. Росли долги крестьян, усиливалась их зависимость. На Руси также появ. еще одна форма феод. владения – поместье. Поместье считалось временной собств-ю владельца, принадлежавшая великому князю. Оно не м. переходить по наследству и давалось только на срок несения государевой службы. Но на практике поместья наследовались. Итак сущ. и вотчины и поместья.
Опорой великого князя были бояре, составл. Боярскую Думу. Наряду с боярами в Думу входили окольничие. Боярская Дума не огран. власть государя, она явл. совещательным органом. Появ. должность казначея, кот. ведал казной князя и сношениями с иностр. гос-вами. Переговоры с послами вели дьяки. Для нового объединения характерно: 1)централизация (создание аппарата управления); 2)сословность.
В отличие от западноевроп. стран на Руси сословия создавались самим гос-вом. Главные сословия:
- Военно-служилые (бояре, дворяне, их дети, содерж. сами себя и своих людей; у них право владеть землей и крестьянами).
- Городское (купцы, ремесленники, городские обыватели: они выбирали своих старост и несли тягло – подати в городскую казну).
- Крестьянство (тягловое сословие и в пользу гос. и в пользу помещика).
Создалось служилое гос., где все люди должны служить князю. Сословие появл. тогда, когда их статус получит закрепление в законад. порядке. Складываются придворные чины: 1)веденый боярин (окольничий); 2)дворецкий; 3)казначей; 4)думные бояре; 5)думные дьяки.
Постеп. роль Думы сниж. и из Думы выделилась Ближняя Дума (Совет приближенных) и общее собрание. Вплоть до сер. 16 в. на Руси сущ. только 2 общегос. ведомства: Дворец и Казна. Во главе дворца стоял дворецкий, кот упр. личными землями великого князя. В казне хран. деньги и драгоценности, а также гос. печать и великокняж. архив. Территория страны раздел. на уезды. Те делились на волости и станы. Во главе уезда стоял наместник, во главе стана или волости – волостель. Сущ. сис-ма кормлений.
Местничество – порядок служебных отнош., кот. сложился м/у родословными фамилиями в Моск. гос-ве в 15-16 вв. Местничество ставило служебные отнош. бояр в завис-ть от службы их предков. Должностное пол-е каждого было предопределено. Все знатные фамилии располаг. по иерархической лестнице. Наверху стояли Рюриковичи. Исходя из этого великие князья при назначении бояр на должности д.б. руководствоваться родовым старшинством назначаемых лиц. Все назначения запис. в особые разрядные книги. Это было выгодно и боярам и князю.
Система гос. власти: Великий князь (отдельно митрополит) - Боярская Дума – приказы (отраслевые органы упр-я) – местное упр-е (кормленщики) – волостели в волостях и наместники в городах. Сословно-представительская монархия явл. переходной формой к абсол. монархии. 14-16 вв. – представительская монархия. Главные процессы:
- ликвидируются различия между дворянами и боярами;
- борьба между церковью и гос. за приоритетное влияние;
- процесс закрепощения крестьян.
Правление Ивана III. В 1462 г. умер В. Темный. Правителем стал Иван III, правивший с 1462 г. по 1505 г. Именно в это время заверш. двухвековой процесс единения русских земель в централизованное русское гос-во. В 1477 г. был присоед. Новгород. Иван III прекратил выплату дани Орде, окончательно пало монгольское иго. В 1480 г. присоед. Тверь, Рязань. С 1485 г. моск. государь стал именоваться “государем всея Руси”. В годы правления Ивана 3 было присоед. также Ростовское княж. – 1474 г. и Ярославское – 1463-1468 гг.
С 1497 г. Моск. гос. управл. Судебником Ивана III (свод законов). Он ограничил право крестьян уходить от своего феодала на др. земли строго определенным временем: неделей до осеннего Юрьева дня (26 ноября) и неделей после этого дня. За уход от землевладельца надо было платить “пожилое” – плату за прожитые годы. Но это еще не означало закрепощение крестьян. Крестьяне 15-16 вв. платили феодалу натуральный оброк. Денежные повинности лишь возникали. Крест. барщина б. слабо развита, на барской пашне работали в осн. холопы-страдники, имевшие свое хоз-во.
Судебник также затрагивал местное упр-ие и приказное упр-е. Местное упр-е: огр-ся роли кормленщиков на местах, устан. размер кормов и подчеркивается, что к судопроизводству на местах теперь должны привлекаться люди с мест – излюбленные головы, целовальники. Приказное управление: деят-ть приказов регулируется и превращ. в систематизир. упр-е; разграничиваются центральные и территориальные приказы. Приказная система прошла в своем развитии ряд этапов: 1)“приказ” – разовое поручение; 2)“пути” – пост. поручения; 3)изба, канцелярия; 4)орган отраслевого упр-я со своей внутр. стр-рой, где появл. столы – повытья, а дьяки ведут все делопр-во.
Первые приказы – казеные и дворцовые приказы. К 17 в. насчитывается 15 приказов по воен. упр-ю, около 10 – по гос. хоз-ву и 13 – по дворцовому ведомству. Среди общегос. приказов выделялся Посольский, Разрядный и Разбойный (поиск беглых).
Вопрос №7
Роль русской православной церкви в становлении и укреплении русского государства /XIV-XVII вв./
Русская церковь сыграла значит. роль в объединит. процессе. В конце XV-начале XVI в. она превратилась в крупнейшего собственника. Она имела свою систему упр-я и суда. У митрополита, главы церкви, был свой “двор”, бояре, войско, служилые люди. Та же организация была и у епископов. Церкви принадлежало право суда по семейным и ряду др. вопросов над всем населением гос-ва. Она же во многом опред. идейную жизнь страны. Это вызвало, с одной стор., стремление гос-ва к подчинению земель церкви, а с др. – внутрицерковную борьбу по вопросам веры. Внутрицерковная борьба была связ. с появл. ересей. В XIV в. в Новгороде возникла ересь стригольников. Их называли так из-за обряда подстрижения в монахи – на голове принимаемого в монахи выстригались крестообразно волосы. Стригольники полагали, что вера станет крепче, если она будет опираться на разум.
В конце XV в. в Новгороде, а затем в Москве распр. ересь жидовствующих (ее зачинателем счит. еврейского купца). Еретики отриц. власть священников и требовали равенства всех людей. Это означ., что монастыри не имеют права владеть землей и крестьянами.
На какое-то время эти взгляды совпали со взглядами Ивана III. Среди церковников также не было единства. Воинствующие церковники во главе с основателем Успенского монастыря Иосифом Волоцким (ныне Иосифо-Волоколамский монастырь под Москвой) резко выступили против еретиков. Иосиф и его последователи (иосифляне, или стяжатели) отстаивали право церкви владеть землей и крестьянами. Оппоненты иосифлян тоже не поддерживали еретиков, но возражали против накопления богатств и земельных владений церкви. Последователей этой т. зр. наз. нестяжателями или сореанами – по имени Нила Сорского, уединившегося в скиту на реке Соре на Вологодчине.
Иван III на церковном соборе 1502 г. поддержал иосифлян. Еретики были казнены. Русская церковь стала и гос., и национальной. Церковные иерархи провозглашали самодержца царем земным, властью своей подобным Богу. Церковное и монастырское землевладение сохранялось. Т.о. великокняжеская власть пошла на компромисс с церковью, временно отказавшись от попытки ее подчинения.
Вопрос №8
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1744;