Акустические системы
Микшерный пульт
Микшер — это устройство, позволяющее проводить запись или сведение сигналов, поступающих от нескольких различных источников. Микшер позволяет решать следующие задачи:
— микширование (смешивание) в заданных пропорциях сигналов, поступающих от различных источников;
— согласование уровня сигнала источника с чувствительностью и динамическим диапазоном устройства записи, обработки, усиления.
— измерение уровня выходного, а в ряде ситуаций и канальных сигналов;
— оперативное регулирование уровня сигналов;
— эквализация, корректирование частотных характеристик сигналов;
— направление сигналов на внешние устройства динамической обработки и эффект-процессоры, регулирование уровней сигналов, посылаемых на эти устройства и возвращаемых с них;
— коммутация сигналов;
— переключение фазы канального сигнала;
— формирование микса, направляемого на контрольные мониторы или на наушники исполнителей;
— заглушение (Mut) отдельных каналов и переключение их в режим Solo.
Условно в микшере можно выделить элементы, перечисленные ниже.
Секция канальных модулей (иногда канальный модуль называют входным каналом микшера). Каждый из канальных модулей содержит элементы коммутации и регулировки, с помощью которых ведется раздельная обработка канальных сигналов.
Шины параллельного подключения эффектов (Aux).С их помощью один или несколько каналов подключаются к внешним устройствам обработки сигналов с последующим возвратом обработанного сигнала в общий микс.
Мастер-модуль. В нем канальные сигналы и сигналы, возвращенные с внешних устройств обработки, объединяются в одну или несколько пар стереосигналов, производится измерение и регулировка уровня смикшированного сигнала.
Модуль формирования контрольного сигнала. В нем формируется микс, поступающий на вход усилителя, подключенного к контрольным мониторам или наушникам.
Канальный модуль. На его панели сосредоточено большинство элементов управления микшером. Канальный модуль позволяет:
— подключать к микшеру источник звука (микрофон, а также электрогитару, синтезатор, магнитофон, CD-плеер и другие линейные источники сигнала);
— управлять уровнем громкости источника;
— осуществлять коррекцию частотных характеристик сигнала с помощью эквалайзера;
— направлять сигналы на выходы системы (основной и мониторный);
— направлять сигналы на дополнительные шины подключения
эффектов (шины Aux).
В каждом канальном модуле есть средства выбора различных источников (микрофонный/линейный) и предоставляется возможность установить предварительное усиление для каждого из них. Обобщенная функциональная схема канального модуля представлена на рис. 1.1
Рис. 1.1. Обобщенная функциональная схема канального модуля
Канальный эквалайзер служит для управления частотной характеристикой входного сигнала как в целях ее коррекции, так и для достижения определенного художественного эффекта. Фейдер канала позволяет оперативно регулировать уровень сигнала.
Для подключения источников сигнала предусмотрены гнезда разъемов различных типов. Как минимум, имеются трехконтактный разъем типа XLR (подключается микрофон) и гнездо для моноджека (подключаются линейные источники сигнала). Селектор входа (переключатель Mic/Line) определяет, какое гнездо разъема и какие элементы усиления будут использованы данным каналом.
Кнопка ослабления сигнала (имеется не на всех микшерах) позволяет понижать уровень сигнала (на 20-30 дБ) до того, как он попадет на какой-либо усилительный элемент микшера. Это позволяет избежать перегрузок от сигналов повышенного уровня.
В некоторых микшерах имеется переключатель фазы (на схеме не показан), который используется для исправления последствий неверной коммутации проводов или для изменения фазы, когда размещение системы из нескольких микрофонов этого требует. Одному положению переключателя соответствует нулевой сдвиг фазы, второму — сдвиг фазы на 180°. Этот переключатель, как правило, действует только на сбалансированный микрофонный XLR вход и не влияет на вход линейный.
Фантомное питание подается только на сбалансированный микрофонный вход и является источником питания конденсаторных микрофонов. Название фантомное объясняется тем, что для подачи напряжения питания не требуются дополнительные проводники. Питание 48 вольт на конденсаторный микрофон подается по сигнальным проводникам. Для разделения цепей постоянного и переменного тока применяются конденсаторы. Пользоваться выключателем фантомного питания следует предельно осторожно. Если микрофонный вход соединен с несбалансированным источником сигнала, случайное включение фантомного питания может привести к поломке прибора. На сбалансированные источники сигнала фантомное питание не оказывает негативного воздействия.
Регулятор предварительного усиления Gain позволяет привести в соответствие уровни источника сигнала и микшера. Тем самым компенсируется, разброс в громкостях звучания голосов различных певцов и в уровнях сигналов различных источников (микрофон, гитара и т. п.).
Предварительное усиление необходимо регулировать при нажатой кнопке Solo, расположенной рядом с фейдером канала. Эта кнопка позволяет выделить канальный сигнал из общего микса, проверить уровень и оценить качество звука в канале независимо от общего микса. Усиление на входе следует отрегулировать таким образом, чтобы пиковые отметки индикатора уровня находились на границе красной зоны (VU), но не оставались в ней подолгу.
Эквалайзер микшера обычно имеет три полосы частот: низкую, среднюю и высокую. В недорогих микшерах используются полупараметрические эквалайзеры. В них для всех или некоторых полос можно выбрать частотный диапазон, с которым будет работать эквалайзер. Полупараметрический эквалайзер не позволяет регулировать добротность фильтра Q в отличие от параметрического. С перестройкой центральной частоты фильтра эквалайзера изменяется полоса пропускания и в полупараметрическом эквалайзере скомпенсировать это изменение невозможно.
В дорогих микшерах используются параметрические эквалайзеры, которые позволяют независимо регулировать и центральную частоту, и добротность Q (полосу пропускания).
Если все метки на вращающихся ручках направлены строго вертикально вверх, то эквалайзер находится в нейтральном положении. При вращении ручки по часовой стрелке происходит усиление сигнала в выбранном частотном диапазоне, против часовой стрелки — подавление. Для поиска частоты эквализации есть смысл усиливать сигнал, тогда будут заметны изъяны звука на этой частоте. Для достижения тонального баланса целесообразно применять не усиление частот того сигнала, который необходимо выделить (что может вызвать его искажение), а, наоборот, подавление частот остальных сигналов.
Insert — подключение эффектов и обработок отдельного канала. После эквалайзера (а в некоторых микшерах перед ним, как показано на рис. 1.1) сигнал проступает на разрыв (Insert) и затем на фейдер канала. Разрыв (Insert) представляет собой гнездо разъема типа «стереоджек» с несколько необычно скоммутированными контактными группами. Если в гнездо не вставлена ответная часть разъема, то сигнал проходит с выхода эквалайзера на вход фейдера. Однако если ответная часть разъема вставлена в гнездо, то цепь действительно оказывается разорванной. Вместо нее по подключенному к ответной части разъема кабелю с двумя сигнальными проводниками сигнал с выхода эквалайзера сначала попадает на вход внешнего устройства обработки, например, ревербератора (данная линия называется посылом), а затем возвращается в микшер по линии, которая называется возвратом. Именно за счет наличия гнезда разъема Insert, посыла и возврата каждый канал можно обработать эффектами независимо от других каналов.
После разъема Insert (либо после эквалайзера) сигнал поступает на фейдер канала, предназначенный для оперативного регулирования уровня канального сигнала. В недорогих микшерах данный регулятор управляется вращающейся ручкой. Но более удобна слайдерная (движковая) конструкция фейдера. Положение канальных фейдеров относительно друг друга создает общее представление о соотношении уровней сигналов в каналах. Фейдер обычно имеет маркировку его оптимального положения (0 дБ). Для повышения уровня оставлен некоторый запас (10-15 дБ), но в основном предусматривается его уменьшение. Когда фейдер находится в положении — бесконечности, сигнал максимально ослаблен.
После фейдера в схеме пульта расположен регулятор панорамы, определяющий баланс сигнала между левым и правым выходами. Обычно регулятор панорамы является источником сигнала для главного стереовыхода.
Префейдерные посылы (Aux send pre)используются для организации мониторинга. Сигнал снимается до того, как он пройдет фейдер канала, поэтому уровень отбираемого сигнала не зависит от положения фейдера канала. Это удобно с той точки зрения, что мониторный микс для артистов, находящихся на сцене (или для исполнителя и звукооператора), и звук в зрительном зале (или на входе записывающего устройства) становятся независимыми. Однако при необходимости корректировок приходится манипулировать и фейдером канала, и префейдерными ручками Aux. Постфейдерный посыл (Aux send post) используется для эффектов. Пропорции между уровнем сигнала, подаваемого на внешние приборы обработки звука, и уровнем сигнала в канале при этом сохраняются. Как правило, микшеры позволяют подключать «Aux» как до, так и после фейдера. Делается это с помощью специального переключателя «Pre/Post».
Для последовательного подключения эффекта, действующего только на один канал, служит разрыв (Insert). Такими эффектами могут быть, например, хорус, флэнжер, а обработками — эквалайзер, гейт, компрессор. Последовательные эффекты включаются в разрыв в тех случаях, когда нужно обработать ими сигнал только одного канала.
Для одновременной обработки эффектом нескольких источников можно подключать их через шины Aux, причем эффект оказывается доступным для всех каналов и для каждого из них можно установить свою глубину эффекта. После обработки эффектом параллельного действия сигнал возвращается на основную шину микшера, где смешивается с остальными сигналами. В результате в общем миксе присутствует и исходный сигнал, и обработанный. Степень обработки эффектом сигнала того или иного канала устанавливают регулятором уровня посыла.
Обычно у эффектов имеется регулятор Dry/Wet. Он может называться и по-другому, но его суть от этого не меняется — это отношение исходного и обработанного сигналов на выходе эффекта. Желательно, чтобы на выходе эффекта, подключенного к шине Aux, был только обработанный сигнал. В противном случае исходный сигнал вернется в общий микс, где смешается с таким же сигналом с выхода канала. Понятно, что за счет сложения двух одинаковых сигналов увеличится их общая громкость. Это в лучшем случае. А в худшем случае вы получите совершенно непрогнозируемый результат за счет того, что фаза необработанного сигнала на выходе эффекта в принципе может отличаться от фазы этого же сигнала на выходе канала.
Если же эффектом требуется обработать только один канал, то эффект можно включить в разрыв (Insert) и добиться требуемых соотношений между обработанным и необработанным сигналами регулировкой Dry/Wet.
В мастер-модуле микшера сосредоточены регуляторы уровня левого и правого каналов, регулятор панорамы стереомикса, измеритель уровня сигнала на выходе микшера. Здесь же, как правило, находится и регулятор уровня микса, поступающего на тот выход микшера, к которому подключены контрольные мониторы или наушники.
Разумеется, в различных моделях микшера состав элементов коммутации и управления варьируется. Микшеры отличаются количеством каналов (моно, и стерео), но рассмотренные элементы, как правило, есть во всех микшерах.
Условно микшеры условно можно разделить на две большие группы — аналоговые и цифровые. В аналоговых микшерах все сигналы, поступающие на его вход, маршрутизируются и преобразуются в аналоговой форме, т.е. не преобразуются в цифровые коды в аналогово-цифровом преобразователе (АЦП). И наоборот, в цифровых микшерах все действия со звуком производятся в виде цифровых кодов. Сферой применения аналоговых микшеров, как правило, является концертная деятельность и звукозапись, где необходим оперативный доступ ко всем органам управления. Цифровые микшеры чаще применяются там, где настройки изменяются относительно редко и есть необходимость сохранять эти настройки (пресеты). Область такого применения — радиостанции, стационарное оборудование для озвучивания конференц-залов и других общественных помещений.
В последнее время трудно провести границу между цифровыми и аналоговыми приборами, т.к. в их конструкцию входят и те и другие элементы, что позволяет сделать их более гибкими инструментами.
Наиболее совершенные (как правило, цифровые) микшеры обладают функцией автоматизации. Поддержка микшером автоматизации означает, что оператор может заранее записать, отредактировать и затем автоматически воспроизвести все свои манипуляции с элементами управления микшера. Перемещения регуляторов, рукояток, слайдеров и изменения состояний переключателей, имеющихся на панели микшера, преобразуются в нестандартные MIDI-сообщения (данные автоматизации), которые, в свою очередь, запоминаются в устройстве, подобном секвенсору. В необходимое время включается воспроизведение автоматизации, данные из секвенсора поступают на соответствующие исполнительные элементы (электронные или механические).
Автоматизированный микшер превращается и в мощнейший инструмент создания сложных сценариев развития событий во время живого выступления, и в средство динамического управления параметрами мультитрековой композиции при ее сведении.
Усилители мощности
Усилитель мощности (УМ) — это электронное устройство, производящее усиление мощности линейного звукового сигнала до величины, достаточной для того, чтобы получить требуемый уровень звукового давления от подключенных к нему акустических систем. Усилитель мощности не позволяет производить управление характеристиками усиливаемого сигнала. Для того чтобы осуществить управление выходным сигналом усилителя мощности, в его состав включают предварительный усилитель. Усилитель мощности может быть отдельным устройством или входить в состав какого-либо другого устройства, в котором требуется усиление сигнала по мощности, например, микшерного пульта или акустических систем.
Традиционной формой исполнения усилителей мощности являются прямоугольные ящики, достаточно большие и тяжелые, которые укрепляются в специальных рэковых стойках при помощи четырех болтов. Усилители мощности, предназначенные для использования в составе профессиональных систем звуковоспроизведения, должны иметь специальную защиту от влаги и вентиляционную систему, обеспечивающую их непрерывную работу в течение длительного времени при максимальной мощности нагрузки. Необходимость выполнить все эти условия приводит к увеличению размеров и массы профессиональных усилителей мощности. Тем не менее, с развитием технологии производства электронной техники, масса и размеры усилителей мощности постепенно снижаются, а их электрическая мощность возрастает. Постоянно увеличиваются точность и надежность работы усилителей, в состав которых включаются все более сложные средства защиты. Масса и размеры источников питания усилителей постепенно понижаются, а схемотехнические решения совершенствуются.
Обычный профессиональный усилитель мощности занимает пространство в 4 рэка высотой, то есть около 18 см., и весит до 35 кг. Однако самые
последние модели усилителей имеют высоту в 2 рэка, а их вес понизился до 15-20 кг. Несмотря на такие относительно небольшие размеры, компактность усилителей продолжает повышаться, что способствует снижению затрат на их перевозку и установку.
По типу используемых электронных усилительных элементов усилители мощности разделяются на ламповые и транзисторные. Сравним их характеристики:
Ламповые УМ | Транзисторные УМ |
Сравнительно небольшая мощность (до 100-150 вт) | Мощность достигает нескольких киловатт |
Большие размеры вес и вес из-за конструкции блока питания и дополнительного выходного трансформатора | При значительной мощности имеют меньшие размеры |
Низкий КПД (50-60%) | Высокий КПД (до 90%) |
В последнее время применяются инструментальных комбо-усилителях | Сфера применения не ограничена: от комбо-усилителей до портального усиления |
Качество звука этих типов усилителей также отличается. Транзисторные электронные схемы имеют чрезвычайно чистый, «сухой» тип звучания с минимальным количеством гармонических составляющих, что делает их незаменимыми в портальном усилении. Ламповые усилители, наоборот, имеют больший уровень гармоник, что создаёт субъективное ощущение богатого, «теплого» звука. Это свойство определяет их применение в инструментальных усилителях.
Существуют комбинированные усилители, или комбо-усилители, которые состоят из предварительного усилителя с темброблоком, усилителя мощности и динамического громкоговорителя, размещенных в одном корпусе. Область их применения — инструментальные усилители. Такие усилители ограничены в мощности (до100 вт) из-за веса и размеров. Инструментальные усилители большей мощности конструктивно выполняются в виде отдельного громкоговорителя («кабинета») и усилителя («головы»). Комбо-усилители высокого качества и стоимости имеют ламповый усилитель мощности (фирмы Fender, Marshall, Messa Boogie).
Акустические системы
Акустические системы (АС) делятся на две большие группы: активные и пассивные. Активные АС — акустические системы со встроенным усилителем мощности (УМ). Пассивные АС, соответственно, не имеют встроенных УМ. Сравним их характеристики:
Активные АС | Пассивные АС |
Сравнительно небольшая мощность (до 800-1000 вт) | Мощность не ограничена |
Компактность | При значительной мощности имеют большие размеры |
Большой вес (из-за веса УМ большой мощности) | Вес отдельных АС относительно невелик и позволяет формировать усилительные комплексы любой конфигурации |
Применяются для озвучивания малых концертных площадок, конференц-залов и небольших клубов | Сфера применения не ограничена: от небольших помещений до открытых площадок и стадионов |
Главный элемент любой акустической системы — динамический громкоговоритель, который преобразует усиленный электрический сигнал в звуковые колебания. Из-за невозможности изготовления динамиков с шириной частотного диапазона, равного диапазону восприятия человеческого уха (20-20.000гц), их выпускают в виде специализированных головок для низки средних и высоких частот (иногда для большего числа диапазонов: низких, средних низких, средних высоких и сверхвысоких частот). По такому же принципу разделяют и сами АС, которые состоят непосредственно из динамического громкоговорителя и корпуса для него. Тип конструкции корпуса АС в области низких и средних частот имеет большое значение. В случае совпадения частоты акустического резонанса корпуса с паспортной резонансной частотой динамика, КПД и звуковое давление АС значительно возрастает.
Однополосные акустические системы позволяют гибко комплектовать концертные усилительные комплексы любой конфигурации и мощности и оперативно заменять вышедший из строя элемент.
В последнее время все чаще стали применяться многополосные акустические системы. Эти системы могут воспроизводить полный или почти полный диапазон частот, так как в каждом корпусе такой акустической системы содержатся динамические головки, способные воспроизводить все частотные полосы — низких, средних низких, средних высоких и высоких частот. Исключение может быть сделано только для низких и сверхнизких частот, которые могут воспроизводиться отдельной акустической системой, устанавливаемой дополнительно. Такой комплект из двух акустических систем, многополосной и низкочастотной, называется составной многополосной акустической системой. Такие акустические системы имеют ряд преимуществ в сравнении с однополосными:
― многополосные акустические системы имеют хорошо сбалансированное звучание;
― на установку и подключение акустических систем требуется меньше времени;
― многополосные акустические системы занимают меньше места на сцене и при транспортировке;
― за счет простоты установки и подключения многополосных акустических систем снижается вероятность ошибки при сборе системы звуковоспроизведения.
Высокочастотные АС снабжаются специальными раструбами («горнами») для увеличения угла рассеивания звуковых волн. Они выполненяются из металла или пластика.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 305;