Процессоры управления систем звуковоспроизведения
Процессоры управления систем звуковоспроизведения — это достаточно сложные устройства, представляющие собой комбинацию различных систем кроссоверов, эквалайзеров, лимитеров, линий задержки и устройств управления параметрами сигналов системы звуковоспроизведения. Они могут иметь самое различное исполнение и возможности. Тем не менее все эти процессоры предназначены для решения одной задачи — повышения максимальной отдачи системы звуковоспроизведения при минимальном риске повреждения.
Процессоры управления систем звуковоспроизведения содержат множество блоков автоматизированного управления и коррекции характеристик сигнала, чутко реагирующих на всевозможные ошибки, которые могут представлять опасность для системы звуковоспроизведения. Например, одним из таких устройств является пороговый управляемый фильтр. Если на вход такого фильтра попадает резкий бросок уровня, фильтр сдвигает все частотные полосы многополосной системы воспроизведения в область более высоких частот, благодаря чему мощность, излучаемая акустическими системами
понижается. После того, как бросок уровня прекратится, фильтр возвращает граничные частоты полос в прежнее положение. Временное ослабление мощ-ности системы звуковоспроизведения, выполненное таким образом, гораздо менее заметно на слух, чем обычное ослабление уровня, производимое ли-митером.
Большинство процессоров управления системами звуковоспроизведения используют для анализа выходные сигналы усилителей мощности отдельных полос, производя коррекцию раздельно в каждой из этих полос. Эти сигналы подаются на анализирующие входы процессора непосредственно с выхода усилителей мощности. Такое подключение позволяет процессору получать наиболее достоверную информацию о состоянии выходов усилителей и точно реагировать на любое изменение тока акустических воспроизводящих систем. Если по какой-либо причине этот ток превысит предельное значение, процессор управления моментально произведет ограничение сигнала. Это ограничение может состоять из нескольких ступеней. При многоступенчатом ограничении, во время небольшого превышения мощности выходного сигнала, вызванного, например, самовозбуждением, включается мягкое ограничение выходного сигнала процессора, немного ослабляющее возрастание выходной мощности усилителя. Если дальнейшее повышение мощности выходного сигнала все-таки достигнет опасного предела, процессор управления переходит в режим жесткого ограничения и строго ограничивает или даже уменьшает уровень выходного сигнала усилителя, предохраняя систему звуковоспроизведения от разрушения.
В состав процессора управления может входить фиидбакдестроер ( Feedbackdestroer ). Он мгновенно определяет частоты, вызывающие обратную связь и устанавливает крайне узкий фильтр, устраняющий эти частоты, оставляя сигнал практически нетронутым. Благодаря различным режимам, можно справиться с любой концертной ситуацией, или использовать его как творческий инструмент формирования тона с 24 полосами полной параметрической эквализации и частотной коррекции.
Директ-бокс (D-box) — устройство прямого подключения.Главное предназначение директ-бокса состоит в согласовании высокого выходного сопротивления гитары, (или любого другого высокоомного источника) и низкого входного сопротивления пульта. Кроме того, директ-бокс может повышать уровень гитарного сигнала и имеет симметричный выход. Это позволяет использовать длинные кабели, не опасаясь за повышенный уровень шумов и помех.
Пассивный директ-бокс не требует источника питания и не осуществляет усиление сигнала. В качестве его недостатков можно указать возможные искажения и ослабление высокочастотных составляющих сигнала, но это более характерно для простых моделей. Основным элементом пассивного директ-бокса является трансформатор. Переключатель позволяет «разорвать» общий провод («землю») между инструментом и остальным оборудованием, что дает возможность избежать образования «земляных петель» и уменьшить уровень помех в звуковом тракте. Правильное положение переключателя определяется на слух.
Активный директ-бокс имеет электрическую схему усиления сигнала и лишен недостатков пассивного устройства, но требует источника питания. В его качестве может выступать внутренняя батарея или фантомное питание микшера.
Мониторные системы
Мониторной системой называют опорную звуковоспроизводящую систему концертного комплекса. Эта система предназначена для создания в некоторой части озвучиваемого помещения дополнительного звукового поля, характеристики которого не зависят от характеристик основного звукового поля. Это дополнительное звуковое поле является контрольным. Оно необходимо для того, чтобы исполнители могли ориентироваться в звучании, независимо от баланса, выстраиваемого оператором в основной системе звуковоспроизведения. Для решения этой задачи изначально применялся отдельный мониторный канал основной системы звуковоспроизведения, но постепенно возрастание масштабов концертных комплексов, произошедшее за последние годы, привело к превращению этого мониторного канала в отдельную независимую и чрезвычайно сложную мониторную систему звуковоспроизведения. Необходимость применения громоздкой мониторной системы объясняется тем, что в тех огромных масштабах, которых достигли современные концертные комплексы, звучание, создаваемое мониторной системой, это единственное звучание, которое могут слышать исполнители на сцене.
В зависимости от количества исполнителей на сцене, или их групп, формируются мониторные линии — самостоятельные сценические акустические системы со своим звуковым балансом между инструментами, независимым от общего баланса в зале. Этот баланс формируется по желанию исполнителя на сцене и должен помогать ему слышать партии других музыкальных инструментов. Сигнал в мониторные линии отправляется при помощи канальных посылов — Aux, или специальных мониторных отборов. Естественно, в таком режиме необходимы префейдерные посылы (Aux send pre), чтобы общий баланс не влиял на баланс в мониторе. Таких самостоятельных мониторных линий может быть 4-6 и более.
Так как и в основной системе звуковоспроизведения, в мониторной системе сигнал системы может разделяться на полосы с помощью пассивных
или активных кроссоверов. К частотному разделению с помощью активных кроссоверов прибегают, если мониторная система должна иметь высокую
мощность. Если мощность основной воспроизводящей системы невысока, в мониторной системе лучше применять многополосные акустические систе-
мы с пассивными кроссоверами и внутренним частотным разделением. При подзвучивании групп, исполняющих хард рок или хэви метал, целесооб-
разно использовать многополосную мониторную систему большой мощности, которая могла бы успешно конкурировать с мощностью гитарных усилителей.
Боковые мониторные акустические системы применяются для повышения общей громкости звучания мониторной системы на сцене. Они располагаются елевой и правой стороны сцены позади стоек акустических систем основной системы звуковоспроизведения. Звук этих мониторных акустических систем направляется вовнутрь пространства сцены. Если подзвучиваемая сцена имеет высокую протяженность, такие же акустические системы располагают вдоль переднего края сцены через определенные примерно равные интервалы. Это позволяет получить на длинной сцене согласованное равномерное звучание.
Независимая мониторная система. Центральной частью независимой мониторной системы является мониторный микшерный пульт. Этот микшерный пульт располагается в непосредственной близости от основного микшерного
пульта и подключается к распределительному устройству сцены отдельным многопроводным соединительным кабелем.
Теоретически мониторный микшерный пульт должен иметь такое же количество входных каналов, как и основной микшерный пульт, однако в большинстве случаев для управления мониторной системой достаточно меньшего количества каналов. При работе с небольшой группой исполнителей можно вполне ограничиться 12-канальным мониторным микшерным пультом, хотя большее количество каналов делает настройку мониторной системы более наглядной и удобной. Для больших концертов требуется сложная и гибкая мониторная система, мониторные микшерные пульты таких систем имеют несколько групп канальных регуляторов уровней, располагаемых в канальных секциях пульта аналогично регуляторам уровней дополнительных выходов основного микшерного пульта. Каждая линия этих регуляторов уровней позволяет производить независимую регулировку баланса отдельного выходного канала, количество которых равно количеству линий канальных регуляторов уровней. После регуляторов уровней каждого из выходных каналов входные сигналы, смешанные в различных пропорциях, подаются на входы отдельных эквалайзеров, затем — на отдельные усилители, каждый из которых имеет свою группу мониторных акустических систем.
Общее количество полученных таким образом каналов может достигать 16. На настройку такой мониторной системы требуется значительное время, поэтому подобные системы применяются только в больших стационарных концертных комплексах. В концертных комплексах средних размеров мониторный микшерный пульт может иметь 4, 6 или большее количество линий в зависимости отсложности и назначения комплекса.
Многоканальная мониторная система решает туже задачу, что и одноканальная — создает независимый баланс звука на сцене. Но ее главное отличие от одноканальной мониторной системы состоит в том, что баланс, создаваемый многоканальной системой в разных областях сцены, может быть различным. Балансом звука любой из областей сцены можно управлять, изменяя настройку одного из каналов многоканальной мониторной системы. К этому чрезвычайно сложному способу управления распределением мониторного звука по пространству сцены приходится прибегать из-за индивидуальных особенностей восприятия общего звука каждым из исполнителей. Любой исполнитель слышит себя совершенно по-другому, чем всех остальных и нуждается в отдельном опорном балансе для исполнения своей партии.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 375;