Мифологический характер первобытного мышления и осво- ения мира
Для первобытных людей миф был первой формой познания окружающего мира. С его помощью пытались объяснить различные явле-ния природы и общества. Кроме того, он выполнял важнейшие социаль-ные функции. Обосновывал устройство общества, его законы, моральные ценности, руководил практической деятельностью. Миф регламентировал поведение членов рода, обеспечивал гармонию в отношениях между миром и человеком, регулировал взаимоотношения между соплемен-никами, объяснял различные явления природной и социальной жизни.
Мифологическая символика выражалась в знаковых структурах обрядов, пения, танца, рисунка, татуировки, украшения оружия, предме-тов домашнего обихода. Его устная передача устанавливала единство взглядов всех представителей племени на окружающий мир. Накоплен-ный в мифах опыт передавался из поколения к поколению и сохранялся в социальной памяти. В результате, образовавшийся в мифе первичный уровень знаний способствовал появлению философии.
Для мифа характерны следующие особенности:
а) отсутствие временных границ: прошлое, настоящее и будущее в нем были неразрывно связаны между собой;
б) синкретизм основных областей духовной культуры: искусства, религии, зачатков научных знаний;
в) наличие художественных приемов: аллегории, гиперболы, мета-форы;
г) сочетание фантастических и реальных представлений.
К еще одной форме практического и духовного освоения мира чело-веком следует отнести религиозные верования.
Главной причиной появления религиозного мировосприятия было то, что первобытные люди не выделяли себя из окружающей среды и находились в постоянном страхе перед необъяснимыми явлениями природы. Пытаясь освободиться от этих страхов, человек пришел к обожествлению природы, созданию ее культа.
Наиболее распространенной и универсальной формой религиозных верований является анимизм – (с лат. дух, душа). Это вера в существо-вание духов и души у всех природных явлений и процессов. На основе анимистических представлений возникли культы предков и культы духов природы.
Вера в существование разного рода духовных существ получила свое выражение в том, что предметы, обладающие душой, стали рассматриваться как одушевленные, как фетиши – служащие местом пребывания духов. Вера в сверхъестественную силу неодушевленных предметов, которые выступали посредниками между людьми и богами, получила название фетишизм – (с фр. идол, талисман).
В первобытной культуре единство человека с природой и отождест-вление его с ее различными проявлениями приняла форму тотемизма, т.е. убежденности в том, что каждая группа людей произошла от какого-либо животного или растения (тотема) и находится с ними в родственных отношениях.
Еще одной древней формой первобытных верований является магия. В ее основе лежит вера в сверхъестественную связь между реальными объектами или действиями. А поскольку первобытный чело-век не отличал смысловую связь от причинной, то был убежден, что мож-но влиять на вещи с помощью мистической силы.
Вместе с мифологией и религиозными верованиями у древнего человека формировалась способность к художественно-образному вос-приятию и отображению действительности. Наиболее значительным проявлением была наскальная живопись, которая служила средством выражения космологических мифов.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 412;