Языческие представления древних славян
В культуре древних славян центральное место занимала языческая религия. Язычество – это ранняя форма религиозного освоения мира. Языческие религии представляют собой многобожие. Как и у других наро-дов, формирование религиозных представлений древнеславянского наро-да, прошло определенную эволюцию.
На первом этапе главными объектами были Мать-Земля, вода, леса, рощи, злые (упыри) и добрые (берегини) духи, управляющие стихиями (водными источниками, лесами и т. п.). Почитали и боялись домовых, леших, водяных, русалок. Защитить себя пытались с помощью оберегов, амулетов, заговоров.
На втором этапе сложился культ предков, семьи и домашнего очага. Почитали Рода – творца Вселенной и Рожаниц – богинь плодородия. Верили в потусторонний мир.
На третьем – сложился большой пантеон божеств, в разной степени популярных в различных местностях. Особым почетались: Перун – громо-вержец; Сварог – небесного огня; Даждьбог – света и солнца, податель всех благ; Стрибог – ветра; Волос (Велес) – домашних животных и богатства; Мокошь – женское божество плодородия и домашнего хозяйства; солнечные боги – Ярило, Хоре, Кострома, Купала. Местом исполнения культа служили капища, требища, храмы, в которых волхвы (жрецы языческой религии) приносили жертвы богам и совершали обряды. Храмы строили деревянные, многокупольные. Поклонение идо-лам и жертвоприношения сопровождались языческими ритуалами, кото-рые не уступали христианским по пышности, торжественности и воздей-ствии на психику.
Мир славяне представляли в виде трех сфер:
Навь – подземное царство, где обитали души умерших;
Явь – земля, где существовал одушевленный мир людей, животных, растений;
Правь – небо, где обитали высшие боги.
Все три мира соединялись священным деревом: березой, сосной или дубом.
Непрерывная борьба светлых и темных сил природы была отражена в представлениях славян. Смена времен года и сельскохозяйственные работы сопровождались торжественными праздниками. В декабре встре-чали бога Зимы – Коляду. Весна начиналась циклом праздников, посвя-щенных солнцу. На Масленицу жгли соломенное чучело зимы, пекли блины, устраивали пляски и кулачные бои. Прилет птиц отмечали приго-товлением обрядового печенья («жаворонки»). Лето встречали в русальную неделю веселыми свадьбами с песнями в честь Лады и Леля – покровителей любви. Для гаданья о новом урожае использовались особые сосуды – чары. На них часто изображали 12 различных рисунков, составлявших замкнутый круг – символ 12 месяцев.
Языческие верования и традиции нашли свое выражение в прикладном искусстве и в фольклоре. До наших дней дошли поговорки, скороговорки, загадки, сказки, пословицы, некоторые заговоры и закли-нания. Особое место в фольклоре занимали былины, среди которых наибольшей известностью пользовались былины, связанные с деятель-ностью князя Владимира и подвигами трех богатырей (Добрыни Никити-ча, Алеши Поповича и Ильи Муромца).
Первую попытку реформировать язычество и придать ему вид монотеистической религии, князь Владимир предпринял в 980 году, стремясь поднять народные верования до уровня государственной религии.
Дата добавления: 2020-10-14; просмотров: 417;