Развитие химии и дактилоскопии
Историю дактилоскопии – науки о папиллярных линиях, т. е. узорах, образуемых линиями кожи на внутренней поверхности кончиков пальцев, – можно прочитать в известной книге Ю.Торвальда «Век криминалистики», вышедшей на русском языке в 1984 г. и переизданной в 1990 г.
Каждый узор на пальце индивидуален, но составлен, как было установлено еще в 1686 г., из сочетания главным образом трех простых элементов – петель, дуг и завитков. Выделяют и более мелкие детали: вилки, крючки, озера, острова, пересечения. Рисунок образуется до рождения человека, на третьем-четвертом месяце его внутриутробного развития, и сопровождает его, не изменяясь до самой смерти (у детей он лишь увеличивается в размерах) (См. прил. Г).
До нас дошли отпечатки пальцев доисторических людей, рисовавших руками на стенах пещер. Известно, что еще в Вавилоне, т. е. примерно четыре тысячелетия назад, отпечатки пальцев на глиняных дисках использовались для скрепления сделок; в Книге Иова упоминается признание отпечатков вместо подписей. На глиняных печатях до сих пор можно увидеть отпечатки больших пальцев древних китайцев. Важные грамоты в Персии ХIV в. обязательно скрепляли отпечатками пальцев: персияне уже тогда знали, что людей с одинаковыми рисунками кожных узоров не бывает.
В 1892 г. в Англии вышла первая книга «Отпечатки пальцев», автор которой Френсис Галтон, племянник Ч.Дарвина, установил неизменность отпечатков в течение жизни человека. Он предложил классификацию отпечатков и рассчитал, что их совпадение имеет вероятность 1:64 000 000 000. Его система идентификации с некоторыми изменениями применяется и поныне.
Отпечатки подразделяют на три вида: видимые, вдавленные и скрытые. Четко видимые отпечатки пальцев возникают на месте преступления, когда руки преступника покрыты каким-либо окрашенным веществом, например кровью; вдавленные – когда он касается пластичных материалов типа влажной глины или непросохшей масляной краски. Однако и чистые руки на твердой поверхности неизбежно оставляют следы, которые невооруженным глазом могут быть незаметны. Это связано с тем, что в коже есть поры, ведущие к сальным железам и постоянно выделяющие разные соединения. На каждом квадратном сантиметре тела – от 150 до 330 таких пор.
Какие вещества можно обнаружить в кожных выделениях? Прежде всего – влагу, которая довольно быстро испаряется с поверхности. Содержание влаги в кожных выделениях составляет около 98 или 99%. Далее следует упомянуть соли, в частности поваренную – хлорид натрия, небольшое количество соединений калия и аммония. Наконец, органические производные, среди которых – аминокислоты, глюкоза, молочная кислота, пептиды, рибофлавин и др. Соли и некоторые органические продукты остаются на поверхностях довольно долго. Они и создают бесцветный, скрытый отпечаток кожных покровов.
Наличие индивидуальных отпечатков пальцев подтверждает биологическую близость человека и обезьян: на пальцах и ладонях приматов тоже есть неповторяющиеся рисунки.
Широкое введение системы идентификации по отпечаткам пальцев началось в разных странах в 1890–1900 гг.: в Аргентине – 1892 г., в Индии – 1897 г., в Англии – 1901 г. Английские и французские суды впервые приняли их как улику в 1902 г. К 1924 г. ФБР в США накопило 100 млн, а к 1971 г. – уже 200 млн карточек с отпечатками пальцев, причем среди этого великого множества до сих пор не обнаружено людей с одинаковыми узорами на пальцах. В последние годы наряду с традиционными используются карточки для компьютерной идентификации. В 1999 г.
ФБР планировало прекратить использование бумажных карточек с отпечатками, по крайней мере для новых «пациентов».
Обнаружить окрашенные, видимые отпечатки не составляло проблемы, для этого применяли увеличительные стекла и лупы, затем и фотоаппараты. Вдавленные отпечатки становятся видимыми при специальном освещении, что также позволяет их фотографировать. Сложнее находить и регистрировать скрытые, невидимые следы пальцев.
Первые способы обнаружения скрытых отпечатков пальцев на месте преступления заключались в нанесении на поверхность мелкого окрашенного порошка с помощью мягкой кисточки или специального приборчика типа пульверизатора и затем фотографирования. При этом сначала использовали сажу, мелко измельченный графит или соединения свинца (свинцовые белила, свинцовый сурик и др.). Частицы порошка прилипают только к невидимым тончайшим отложениям органических веществ и делают их не просто видимыми, но и очень контрастными.
Затем был введен способ перенесения уже обнаруженных и проявленных порошком отпечатков на специальную прозрачную пленку (типа скотча), что позволяло их надежно сохранить и упрощало фотографирование. Пленку липкой стороной прикладывают к отпечаткам, быстро и аккуратно сдергивают, а затем защищают «оттиск», наклеивая его на плотную бумагу.
Сейчас в арсенале специалистов имеются порошки различных цветов: черные, серебристые, двухцветные, белые. Выбор зависит от цвета исследуемой поверхности: необходимо, чтобы на любой поверхности отпечаток выглядел контрастно. Чаще других используют, конечно, черные порошки. Но более универсальны двухцветные, которые состоят из смеси двух веществ и выглядят на светлых поверхностях черными, а на темных – серебристо-серыми. Их видно и на месте преступления, и на прозрачной бумаге.
Для проявления отпечатков на таких материалах, как отдельные пластики, упаковочные покрытия, блестящие обложки журналов, стали применять магнитные порошки. Они обладают преимуществами при обнаружении отпечатков на текстурированных поверхностях, например тисненых виниловых заменителях кожи и приборных панелях автомобилей.
Известно, что притягиваться к магниту могут не только некоторые металлы, но и окрашенные оксиды, в частности тот же магнетит Fe3O4. Использование магнитных порошков началось еще в 1960-х гг. Нанесение этих порошков требует особой техники: их набирают на кончик аппликатора – особой палочки, внутри которой находится стержень из магнитного материала, – и осторожно, не задевая аппликатором поверхности и касаясь ее только налипшим на кончик порошком, проводят по поверхности. Метод удобен тем, что позволяет наносить ровно столько порошка, сколько требуется для получения наиболее четкого изображения: избыточный, замазывающий изображение порошок легко удалить с помощью того же аппликатора.
В сухую погоду магнитные порошки применяют после увлажнения исследуемой поверхности с помощью «теплого дыхания» (те, кто носит очки, используют подобный прием перед протиранием стекол). Увлажнение помогает выявить дополнительное количество скрытых отпечатков. Если есть подозрение, что преступник был в том или ином автомобиле, то поиски отпечатков в этом автомобиле сначала ведут с помощью обычных порошков, а затем – для нахождения дополнительного числа отпечатков – с помощью техники «теплого дыхания» и магнитных порошков.
Ни один из первоначально применявшихся порошков нельзя было использовать на влажных поверхностях, хотя во многих случаях это позволило бы выявить отпечатки, оставленные сравнительно давно. Дело в том, что органические компоненты кожных выделений на воздухе рано или поздно испаряются или разлагаются, а на погруженных в воду поверхностях остаются неизменными сравнительно долго. Вода не только не взаимодействует с выделяемыми из кожного покрова органическими веществами, но и служит изолятором, мешающим испарению этих веществ. Насколько были бы облегчены усилия сыщиков, если бы удавалось надежно обнаруживать следы преступников, например, в затопленной лодке или сброшенном в реку автомобиле.
Следователи об этом не могли и мечтать, но химики решили эту задачу. Средство было найдено, а его разработка потребовала знаний не только неорганической, но и коллоидной химии. Это средство – дисульфид молибдена, коричневато-черный порошок, применяемый так же, как твердая смазка. Используется не сам порошок, а его стабилизированная точно дозированными добавками поверхностно-активных веществ (тех же веществ, которые способствуют удалению грязи с помощью стиральных порошков) взвесь. Для устойчивости этой взвеси, содержащей около 3% твердой фазы, требуется также строгое регулирование кислотности среды. После распыления на влажную поверхность готовой взвеси следует высушить эту поверхность и затем исследовать отпечатки обычными способами.
Есть сообщения, что применение МоS2 позволяет обнаружить отпечатки пальцев на осколках стекла даже после пожара.
На окрашенных предметах, где порошки черного или серебристого цвета не дают контрастной картины, с середины 1970-х гг. стали использовать флюоресцирующие порошки. Эти разновидности порошков считают гораздо менее пачкающими, чем обычные, поскольку расход материала здесь очень мал. Уже во время нанесения небольшого количества стандартным способом – с помощью мягкой кисточки – необходимо освещать поверхность специальным источником света, например галогеновой лампой. Фотографирование обнаруженных следов проводят на цветную пленку через светофильтры. Флюоресцирующие порошки могут быть одновременно и магнитными
Историю дактилоскопии – науки о папиллярных линиях, т. е. узорах, образуемых линиями кожи на внутренней поверхности кончиков пальцев, – можно прочитать в известной книге Ю.Торвальда «Век криминалистики», вышедшей на русском языке в 1984 г. и переизданной в 1990 г.
Каждый узор на пальце индивидуален, но составлен, как было установлено еще в 1686 г., из сочетания главным образом трех простых элементов – петель, дуг и завитков. Выделяют и более мелкие детали: вилки, крючки, озера, острова, пересечения. Рисунок образуется до рождения человека, на третьем-четвертом месяце его внутриутробного развития, и сопровождает его, не изменяясь до самой смерти (у детей он лишь увеличивается в размерах).
До нас дошли отпечатки пальцев доисторических людей, рисовавших руками на стенах пещер. Известно, что еще в Вавилоне, т. е. примерно четыре тысячелетия назад, отпечатки пальцев на глиняных дисках использовались для скрепления сделок; в Книге Иова упоминается признание отпечатков вместо подписей. На глиняных печатях до сих пор можно увидеть отпечатки больших пальцев древних китайцев. Важные грамоты в Персии ХIV в. обязательно скрепляли отпечатками пальцев: персияне уже тогда знали, что людей с одинаковыми рисунками кожных узоров не бывает.
В 1892 г. в Англии вышла первая книга «Отпечатки пальцев», автор которой Френсис Галтон, племянник Ч.Дарвина, установил неизменность отпечатков в течение жизни человека. Он предложил классификацию отпечатков и рассчитал, что их совпадение имеет вероятность 1:64 000 000 000. Его система идентификации с некоторыми изменениями применяется и поныне.
Отпечатки подразделяют на три вида: видимые, вдавленные и скрытые. Четко видимые отпечатки пальцев возникают на месте преступления, когда руки преступника покрыты каким-либо окрашенным веществом, например кровью; вдавленные – когда он касается пластичных материалов типа влажной глины или непросохшей масляной краски. Однако и чистые руки на твердой поверхности неизбежно оставляют следы, которые невооруженным глазом могут быть незаметны. Это связано с тем, что в коже есть поры, ведущие к сальным железам и постоянно выделяющие разные соединения. На каждом квадратном сантиметре тела – от 150 до 330 таких пор.
Какие вещества можно обнаружить в кожных выделениях? Прежде всего – влагу, которая довольно быстро испаряется с поверхности. Содержание влаги в кожных выделениях составляет около 98 или 99%. Далее следует упомянуть соли, в частности поваренную – хлорид натрия, небольшое количество соединений калия и аммония. Наконец, органические производные, среди которых – аминокислоты, глюкоза, молочная кислота, пептиды, рибофлавин и др. Соли и некоторые органические продукты остаются на поверхностях довольно долго. Они и создают бесцветный, скрытый отпечаток кожных покровов.
Наличие индивидуальных отпечатков пальцев подтверждает биологическую близость человека и обезьян: на пальцах и ладонях приматов тоже есть неповторяющиеся рисунки.
Широкое введение системы идентификации по отпечаткам пальцев началось в разных странах в 1890–1900 гг.: в Аргентине – 1892 г., в Индии – 1897 г., в Англии – 1901 г. Английские и французские суды впервые приняли их как улику в 1902 г. К 1924 г. ФБР в США накопило 100 млн, а к 1971 г. – уже 200 млн карточек с отпечатками пальцев, причем среди этого великого множества до сих пор не обнаружено людей с одинаковыми узорами на пальцах. В последние годы наряду с традиционными используются карточки для компьютерной идентификации. В 1999 г.
ФБР планировало прекратить использование бумажных карточек с отпечатками, по крайней мере для новых «пациентов».
Обнаружить окрашенные, видимые отпечатки не составляло проблемы, для этого применяли увеличительные стекла и лупы, затем и фотоаппараты. Вдавленные отпечатки становятся видимыми при специальном освещении, что также позволяет их фотографировать. Сложнее находить и регистрировать скрытые, невидимые следы пальцев.
Первые способы обнаружения скрытых отпечатков пальцев на месте преступления заключались в нанесении на поверхность мелкого окрашенного порошка с помощью мягкой кисточки или специального приборчика типа пульверизатора и затем фотографирования. При этом сначала использовали сажу, мелко измельченный графит или соединения свинца (свинцовые белила, свинцовый сурик и др.). Частицы порошка прилипают только к невидимым тончайшим отложениям органических веществ и делают их не просто видимыми, но и очень контрастными.
Затем был введен способ перенесения уже обнаруженных и проявленных порошком отпечатков на специальную прозрачную пленку (типа скотча), что позволяло их надежно сохранить и упрощало фотографирование. Пленку липкой стороной прикладывают к отпечаткам, быстро и аккуратно сдергивают, а затем защищают «оттиск», наклеивая его на плотную бумагу.
Сейчас в арсенале специалистов имеются порошки различных цветов: черные, серебристые, двухцветные, белые. Выбор зависит от цвета исследуемой поверхности: необходимо, чтобы на любой поверхности отпечаток выглядел контрастно. Чаще других используют, конечно, черные порошки. Но более универсальны двухцветные, которые состоят из смеси двух веществ и выглядят на светлых поверхностях черными, а на темных – серебристо-серыми. Их видно и на месте преступления, и на прозрачной бумаге.
Для проявления отпечатков на таких материалах, как отдельные пластики, упаковочные покрытия, блестящие обложки журналов, стали применять магнитные порошки. Они обладают преимуществами при обнаружении отпечатков на текстурированных поверхностях, например тисненых виниловых заменителях кожи и приборных панелях автомобилей.
Известно, что притягиваться к магниту могут не только некоторые металлы, но и окрашенные оксиды, в частности тот же магнетит Fe3O4. Использование магнитных порошков началось еще в 1960-х гг. Нанесение этих порошков требует особой техники: их набирают на кончик аппликатора – особой палочки, внутри которой находится стержень из магнитного материала, – и осторожно, не задевая аппликатором поверхности и касаясь ее только налипшим на кончик порошком, проводят по поверхности. Метод удобен тем, что позволяет наносить ровно столько порошка, сколько требуется для получения наиболее четкого изображения: избыточный, замазывающий изображение порошок легко удалить с помощью того же аппликатора.
В сухую погоду магнитные порошки применяют после увлажнения исследуемой поверхности с помощью «теплого дыхания» (те, кто носит очки, используют подобный прием перед протиранием стекол). Увлажнение помогает выявить дополнительное количество скрытых отпечатков. Если есть подозрение, что преступник был в том или ином автомобиле, то поиски отпечатков в этом автомобиле сначала ведут с помощью обычных порошков, а затем – для нахождения дополнительного числа отпечатков – с помощью техники «теплого дыхания» и магнитных порошков.
Ни один из первоначально применявшихся порошков нельзя было использовать на влажных поверхностях, хотя во многих случаях это позволило бы выявить отпечатки, оставленные сравнительно давно. Дело в том, что органические компоненты кожных выделений на воздухе рано или поздно испаряются или разлагаются, а на погруженных в воду поверхностях остаются неизменными сравнительно долго. Вода не только не взаимодействует с выделяемыми из кожного покрова органическими веществами, но и служит изолятором, мешающим испарению этих веществ. Насколько были бы облегчены усилия сыщиков, если бы удавалось надежно обнаруживать следы преступников, например, в затопленной лодке или сброшенном в реку автомобиле.
Следователи об этом не могли и мечтать, но химики решили эту задачу. Средство было найдено, а его разработка потребовала знаний не только неорганической, но и коллоидной химии. Это средство – дисульфид молибдена, коричневато-черный порошок, применяемый так же, как твердая смазка. Используется не сам порошок, а его стабилизированная точно дозированными добавками поверхностно-активных веществ (тех же веществ, которые способствуют удалению грязи с помощью стиральных порошков) взвесь. Для устойчивости этой взвеси, содержащей около 3% твердой фазы, требуется также строгое регулирование кислотности среды. После распыления на влажную поверхность готовой взвеси следует высушить эту поверхность и затем исследовать отпечатки обычными способами.
Есть сообщения, что применение МоS2 позволяет обнаружить отпечатки пальцев на осколках стекла даже после пожара.
На окрашенных предметах, где порошки черного или серебристого цвета не дают контрастной картины, с середины 1970-х гг. стали использовать флюоресцирующие порошки. Эти разновидности порошков считают гораздо менее пачкающими, чем обычные, поскольку расход материала здесь очень мал. Уже во время нанесения небольшого количества стандартным способом – с помощью мягкой кисточки – необходимо освещать поверхность специальным источником света, например галогеновой лампой. Фотографирование обнаруженных следов проводят на цветную пленку через светофильтры. Флюоресцирующие порошки могут быть одновременно и магнитными.
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2248;