Построение содержания образования в условиях личностной парадигмы
Постановка проблемы специфического содержания образования в образовательных системах, реализующих личностную парадигму, является закономерным следствием развития концепции. Педагогическое знание концептуально, если оно обогащает наши представления о содержании того опыта, который предстоит усвоить воспитанникам. Поворот образования к личности, вызванный глобальными процессами гуманизации и демократизации социума, кризисами в сфере экологии и социализации человека, сделал актуальным исследование содержания образования в личностно ориентированных образовательных системах.
Нет сомнения в том, что проблема гуманизации и гуманитаризации образования человека не может быть решена лишь через посредство специальных органов образования. Очевидно, в соответствующей реконструкции нуждаются не только отдельные органы, а весь общественный механизм. Общество как источник человеческой сущности и выступает в качестве сферы образования человека. В связи с этим рассматривать данную проблему лишь как дидактическую было бы ошибкой. Не случайно в японском правительственном документе «Доклад о реформе школы» говорится, что политика в области образования слишком важна, чтобы ею занималось только министерство просвещения1. Это ставит нас перед необходимостью более четко определить суть дидактического подхода к проблеме гуманизации образования, т.е. специфическое место педагогической науки в решении этой проблемы.
Определяя существо этого подхода, мы исходим из сложившегося в отечественной науке представления о предмете дидактики как наиболее развитом разделе педагогики. К педагогической действитель-
1 Семилетов С.С. Допрофессиональная подготовка в общеобразовательной японской школе. М., 1984. С. 13.
ности относится то, что «включается в педагогическую деятельность или возникает в ней»1. В соответствии с этим дидактика, как показывает В.В. Краевский, призвана исследовать в качестве существенной характеристики обучения единство его содержательной и процессуальной сторон2. Теория процесса обучения, если она разрабатывается в русле педагогики, должна иметь нормативный выход, т.е. не только описывать, как протекает процесс, но и отвечать на вопрос, как следует его строить, проектировать. Таким образом, концепция личностно ориентированного образования, построенная в соответствии с дидактическим подходом, призвана раскрывать способы построения дидактической системы и дидактического процесса, обеспечивающих достижение целей развития личности.
Дидактическая система, являясь научным основанием (проектом) процесса обучения, описывается такими понятиями, как цель, содержание, формы, методы и др. Дидактический процесс — это целенаправленно создаваемая динамика ситуаций обучения. Переход от системы к процессу выражается в известной трансформации дидактических понятий: цель — целеполагание; содержание — учебный материал; методы — методика, технология; формы — система учебных занятий; учебный план, учебный предмет — логика учебного процесса, и т.п.
Близость понятийного аппарата, описывающего дидактическую систему и процесс, обусловлена диалектическим единством этих двух сфер педагогической реальности. Чтобы «теория» в данном случае не была просто терминологической приставкой, следует сразу же сформулировать главный критерий дидактической концептуальное™, которому должна отвечать теория личностно направленного обучения.
Таковым является единство дидактической системы и процесса. Имеются все основания — это мы покажем далее — считать, что данный критерий в настоящее время не выполняется. Под влиянием неорганизованных (главным образом социально-политических) факторов идет стихийная гуманизация и гуманитаризация школьного образовательного процесса, что, однако, сдерживается консервативной дидактической системой, в основу которой в свое время были положены другие функции.
1 Теоретические основы процесса обучения в советской школе / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М., 1989. С. 26.
2 Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ. М. 1977. С. 74—76.
Для преодоления этого противоречия необходима, как это ни парадоксально звучит, гуманизация педагогического знания, следствием чего должна стать гибкая переориентация целей, содержания, Организационных структур и методов обучения с абстрактно понимаемого «социального заказа» на нужды и запросы развивающегося человека. «Без серьезной интеллектуальной разведки нельзя больше прямо и непосредственно переносить на тело школы так называемый социальный заказ, пусть он даже сформулирован в пакете самых ответственных документов»1.
Социальный заказ, будучи осмысленным в категориях педагогики, выступает как модель действительности, на которую ориентируется постановка целей, отбор содержания и других компонентов педагогической системы. Вместе с тем модель социальной действительности — лишь один из источников построения дидактической системы, тогда как имеются и другие источники ее конструирования — собственно педагогическая действительность с ее специфическими закономерностями, внутренний мир формирующегося человека и др. В связи с этим было бы наивно думать, что школа может выполнить все, что ей «закажут».
Очевидно, в самом общем виде социальный заказ, потребовавший гуманизации и гуманитаризации образования и в конечном счете его личностной ориентации, можно представить как необходимость подготовки человека к общественной жизни, в которой реализуются такие условия, как:
• отказ от доктринальных, «финалистских» целей общественного развития в пользу реализации актуального благосостояния человека;
• утверждение социальных, гуманистических приоритетов в сфеpax экономики, технологии, науки, политики, экологии;
• преодоление заранее установленных стандартов сознания, поведения, мышления и ориентация на саморазвитие и свободное волеизлияние человека;
• реальная политизация общественной жизни через создание демократических институтов власти, возрастание прав и ответственности людей;
• утверждение экономической, социальной и духовной самостоятельности человека.
1 Пахомов Н.Н., Татур Ю.Г. Технологический вызов — новая революция в Образовании? // Вестник высш. школы. 1988. № 1.
Гуманизация школы — составная часть гуманизации всего общества, процесса, которому сегодня, несмотря на все противоречия, нет альтернативы. Единство этих процессов обусловлено тем местом, которое занимают педагогические явления в системе общественной жизни, их активным отношением к ее материальным и духовным сторонам1.
Ориентация образования на личность, относящаяся к «мировым» проблемам цивилизации, требует тщательного рассмотрения и учета опыта, который накоплен в этом плане в других странах. «Материальный» источник усиливающегося на Западе интереса к человеку, его психологии, «человеческим отношениям», к слиянию технического и гуманитарного образования, возрастанию приоритета общеобразовательной подготовки по сравнению с профессиональной заключен в тех интенсивных изменениях, которые претерпевают сегодня производительные силы общества. Американский экономист Р. Рейч назвал новый этап научно-технического прогресса «эрой сложносистемного производства и человеческого капитала» . Производительные силы вступили в ту качественно новую фазу, когда их прогресс нельзя обеспечить чисто техническими факторами (в духе неопозитивизма) или одной лишь рационализацией труда (классический тейлоризм) без актуализации сил саморазвития, мотивации, соучастия и сотворчества каждого производителя. Таким образом, НТР обусловливает переход от использования «частичного» рабочего к разностороннему труженику, обладающему «полным гуманистическим развитием». Американские экономисты X. Боуэн, Д. Джоргенсон, Р. Рейч обеспечение такого развития именуют «человеческими инвестициями», отдача от которых по их достаточно строгим расчетам «несколько выше, чем от вложений в физический капитал»3.
Трактовки «человеческого капитала», даваемые экономистами, конечно, не столь развернуты, как хотелось бы педагогам, но все же заслуживают внимания. «Человеческий капитал», по их. мнению, состоит из приобретенных знаний, навыков, мотивации и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут исполь-
1 Шубинский B.C. Общая теория развития педагогических явлений как предмет методологических исследований // Сов. педагогика. 1982. №3. С. 40.
2 Reich R.B. Human capital and economic policy. N.Y., 1983. Vol. 30. № 3. P. 307-316.
3 США: экономика и образование: Реферативный сборник. М.: АН СССР, 1985. С. 25.
зоваться в течение некоторого периода времени в целях производства бюваров и услуг»1.
В чем источник высокой рентабельности «человеческих активов»? Да по-видимому, в том, что этот капитал, в отличие от физического, не устаревает морально, а обладает способностью к саморазвитию.
«Человеческие аспекты труда» важнее технологических умений, — отмечает А. Лич, — ибо последние устаревают, а первые нужны всегда»2. Способность к саморазвитию и есть главный показатель личностной образованности человека.
С точки зрения экономических целей было бы заманчивым отделить в «человеческом капитале» те знания, умения, личностные свойства, которые составляют его непосредственно «производящую» часть, Однако такие попытки не увенчались успехом. Именно это позволяет ^проворить о включении в современное производство человека как Целостности и вследствие этого о невозможности отделить профессиональное образование от общего.
Тенденция гуманизации образования, особенно естественно-научного и технического, представлена в целом ряде научных концепций и государственных программ. К примеру, государственная программа по естествознанию в Великобритании3, правительственный «Доклад о реформе школы» в Японии, развиваемая в США концепция естественно-научной и технической подготовки «Наука-техника-общество», нацеленная на развитие у молодых людей способности к планированию общественной жизни, критического мышления, стремления к обновлению знаний4.
Само по себе развитие науки и технологии вне «человеческого измерения» не может быть панацеей от человеческих страданий5. Личностная ориентация образования предполагает гуманистическое развитие всей образующей человека среды. А. Вирт говорит, что вопрос не в том, чтобы подготовить человека к профессии, а в том, «как
1 Bower H.B. Investment in learning: The individual and social value of American higher education. San Francisco, 1978. XIX.
2 Leach A.J. Human Aspects of Work: Moving book to the Basics // Industrial Education. 1980. Vol. 69. №3. P. 15-16.
3 National Curriculum. Science for ages V to XVI. Proposals of the Secretary of State for Education and Science and Secretary of State for Wals August, 1988.
4 Воскресенская Н.М., Митина В. С. Обновление содержания образования в школах кап. стран // Сов. педагогика. 1989. №9. С. 119.
5 Парсонс Г.Л. Революция в психологии человека // Филос. науки. 1988. №12. С. 57.
создать такие профессии, которые одновременно служат выражению личности и социально полезны»1. Имеются, словом, все основания предполагать, что построение личностно ориентированного образования принадлежит к числу общечеловеческих проблем и ценностей,
как, впрочем, и сама образованность.
В ряде работ отечественных авторов делаются попытки указать конкретные приемы обеспечения личностной ориентации гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Отмечается, что это предполагает связь с жизнью, единство эмоционального и рационального, историзм, снятие психологического прессинга, этическую направленность обучения и многое другое2. Предлагается также относить к сфере личностной ориентации формирование экологического мышления и «чувства ответственности за то, что делает человек на Земле»3, развитие «целостного человеческого мышления»4.
Высказанные авторами предположения в принципе не вызывают сомнения. Сомнительно другое. Можно ли осуществить ориентацию образования на личность чисто эмпирическим путем, без выработки общего концептуального представления о сущности личностно ориентированного образования? Не имея такого представления, невозможно определить, какова должна быть степень единства эмоционального и рационального или каковой следует быть связи обучения с жизнью, чтобы реализовывался именно принцип личностной ориентации образования, а не какой-то другой. В этом случае как раз и необходима концепция с ее прогностической, эвристической, селективной и нормативной функциями. Предпосылкой развития педагогической концепции является разработка философского, общенаучного понимания проблемы личностно ориентированного образования. «Наличие концепта всегда предваряет системное представление объекта»5.
1 Wirth A.G. Review Article. Quality of Life in Werk and School vis-a-vis: Investing in our Children Business and / the Public Schools // Educational Theory. 1988. Winter. Vol. 38. №1. P. 153.
2 Бурлаков Л.Г. Гуманитаризация процесса обучения физике как средство развития познавательной активности учащихся. Рига, 1988. С. 6—7.
3 Разумовский B.Г., Тарасов Л.В. Развитие общего образования: интеграция и гуманитаризация // Сов. педагогика. 1988. № 7. С. 4
4 Неменский Б.М. Приоритеты на путях гармонизации образования // Сов. педагогика. Г989. № 1. С. 62.
5 Уемов А.И., Цофнас А.К. Формальный анализ принципа универсальности системного подхода // Филос. науки. 1988. №11. С. 31.
Ориентация образования на личность «немедленно оборачивается диалогом о личностном самообосновании человека»1. Когда говорят о целостности гуманистического мышления (Б.М. Неменский), то следует иметь в виду и целостность его предметной области (о чем мы мыслим?), основой которой выступает человек как своего рода квинтэссенция мироздания, и целостность метода — открытость этого мышления всем культурам, подлинная диалектичность.
Нарушением принципов личностного подхода является формулировка образовательной цели в «безличных», нехарактерологических категориях, выражающих функционально-деятельностные, поведенческие, исполнительские, «индивидные», а не личностные характеристики человека. Это имеет место при выражении педагогической цели в понятиях «подготовка», «готовность», «обученность», «воспитанность» и т.п. Так формулируют одну из целей деятельности школы:
«Экономическая готовность (или готовность к экономической деятельности) — сложное структурное образование. Оно включает в себя следующие основные компоненты: экономические потребности и интересы; экономическую общеобразовательную подготовку; экономически осознанное отношение к труду, к продуктам труда и природной среде»2. Подобная формулировка, строго говоря, вряд ли выражает цель воспитания, ибо неясно, какое в нравственном смысле имеется в виду «отношение к труду», «потребность» в чем и «интерес» к чему. Указанная формулировка цели схематична, поскольку в ней потеряны собственно «человеческие» качества воспитанника.
«Цели-готовности» обусловлены некорректным пониманием социального заказа, подлинных интересов общества. Последние состоят не только в том, чтобы подготовить человека к чему-либо, но и в том, чтобы подготовить просто человека. Общественные потребности, во [имя которых развертывается процесс воспитания, — это в конечном счете потребности конкретных людей, а не нечто самодовлеющее.
Нарушением гуманистических идеалов является и попытка сформулировать цели в виде неких универсальных «моделей», по которым следовало бы «измерять» (диагностировать) и корректировать «воспитанность» конкретных индивидов. Подобные «модели личности», как правило, носили тотально-идеологический характер и никак не могли претендовать на отражение ее всесторонности.
1 Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге. М., 1989. С. 27.
2 Розов В.K., Шемякин Б.П. Экономическое образование и воспитание школьников // Сов. педагогика. 1983. № П. С. 88.
В чем истоки трудностей в разработке педагогической концепции целеполагания? В известной фетишизации наших представлений об обществе как о чем-то таком, чему надо поклоняться! Тогда надо лишь развить личность до уровня его требований.
Мы знаем, к чему привела когда-то эта официальная доктрина: к подчинению личности даже не обществу, а государству! Режим, в котором официальная идеология — мерило всех целей воспитания, не может породить всесторонне развитую личность, ибо по своей сути ориентирован на ее односторонность. Так, В.И. Сагатовский пишет о том, что сформировать гармоническую личность — значит «дорастать личное до уровня общественного, чтобы последнее принималось как свое внутреннее»1 и т.п. Ясно, однако, что в понятие «до уровня общественного» может вкладываться различный смысл. Не только личность должна быть «слепком» общества, но и общество должно нести черты личности — ее человечности, разумности, свободы, избирательности.
В систему целей воспитания включались, к сожалению, только те задачи, которые «выходят непосредственно из общественных потребностей... Не формулировалась, ясно и четко, необходимость формирования индивидуального стиля жизни, обеспечения условий для полноценного проживания каждого этапа детства, отрочества, юности, зрелости; не ставилась поэтому и задача формирования способности к социокультурному самоопределению как стержневому свойству личности»2.
Вместо абстрактно-функциональных (т.е. выражающих некую общую подготовленность к какой-либо общественной функции) «целей-готовностей» (к труду, к семейной жизни, к самообразованию, к службе в армии и т.п.) необходимо положить в основу целей интегральные ориентиры, выражающие непреходящие общечеловеческие свойства индивида — ответственность за свои поступки, оптимизм и жизнелюбие, уважительное отношение к старшим и стремление помочь младшим, творческий подход к делу, умение преодолеть себя и достичь цели, способность слушать чужое мнение и смело выражать свое3.
Доминирование общечеловеческого компонента в воспитательных целях требует иного подхода к изучению человека как исходного для
1 Сагатовский В.И. Философские основания педагогической деятельности //Вестник высш. школы. 1987. № 1. С. 3.
2 Газман О.С. Воспитание: цели, средства, перспективы // Новое педагогическое мышление. М., 1989. С. 229.
3 Соколов Я.В. Некоторые проблемы современного школьного воспитания // Сов. педагогика. 1989. № 1. С. 15.
педагогики «материала». В первую очередь вместо функционального изучения (в функции школьника, студента, учителя, труженика) необходимо изучение его самого, без заранее установленных границ и мерок. Представления цели образования и воспитания в качестве «модели личности» непродуктивно, т.е. это неизбежно ведет к «подгонке» под модель реальных личностей. Еще вреднее, если эта «модель» строится на основе отживающих теоретических догм и доктрин.
Цели формирования человека для определенных «функций», в частности «для труда», порождены господством в обществе технократического или, по выражению В. В. Давыдова, «вещного мышления»1, подозрительностью и недоверием по отношению к идее свободного развития личности. Образцом технократизма в педагогике является предусмотренная «реформой» 1984 г. трудовая подготовка учащихся, в соответствии с которой дети и родители ограничивались в правах профессионального и образовательного выбора. В связи с этим нельзя не отметить элементы истины в критике реформы, прозвучавшей у западных публицистов: «.. .советские родители, когда им удастся найти квартиру, тем самым не только определяют школу для своего ребенка, но и профессию... а следовательно, всю его трудовую жизнь»2. На смену такой недемократической системе должно прийти «открытое» обучение, дающее возможность выбора предметного состава (учебного плана), содержания, форм и методов обучения, способов общения с учителем3.
Утрачивает смысл разделение в структуре педагогической цели образовательного и воспитательного компонентов. Она так же едина, как и формирующаяся личность и весь процесс ее формирования. Личностные свойства — это те же знания и умения, но получившие особый личностный смысл, значимость в регуляции поведения человека. Формированию установок, убеждений, ценностных ориентации предшествует возникновение соответствующих знаний, умений4, накопление жизненного опыта. Нет знаний — нет и мнения о них, убеждения и соответствующего ему поведения (Г. И. Школьник).
1 Философско-психологические проблемы развития образования /Под ред. В.В. Давыдова. М., 1981. С. 67.
2 Rich V. Reforms in Soviet Union to Implement «Leninist Aims» // International Herald Tribune. 1984. 16 May.
3 Муссен П., Конгер Дж. и др. Развитие личности ребенка: Пер. с англ. М.» 1987. С. 21.
4 Коссов Б.Б. Психологические проблемы трудового воспитания и профориен-тации // Вопр. психологии. 1984. № 6. С. 20.
Известны и другие подходы к решению этой проблемы, утверждающие ведущую роль нравственных норм, личностного опыта в развитии индивида. По мнению И. С. Марьенко, «именно нравственность, а не образование определяет меру и значение знаний»1. B.C. Ильин писал: «Одним из типичных фактов гипертрофирования... является встречающаяся переоценка роли знаний для человека. Такое гипертрофирование роли знаний застилает видение того, как совершается формирование социальной зрелости личности... Вот почему так необходимо связать процесс вооружения учащихся разносторонними знаниями с формированием личности в целом»2.
Уважая позиции названных авторов, полагаем, что спор о том, чему отдать предпочтение — знанию или нравственности, «познавательным элементам» или «личности в целом», — в данном случае лишен смысла. Нормы морали и всевозможные другие ценностные ориентиры, не ставшие достоянием сознания, не могут выступать эффективными регуляторами поведения человека. Но они не могут стать достоянием сознания, не обретя форму содержания образования и воспитания, которое надлежит усвоить. Другое дело, что содержание личностно ориентированного образования не сводится к совокупности понятий, способов деятельности, познавательных и практических операций, а включает еще межсубъектное общение, несущее нравственный потенциал, личностный опыт. Поэтому напрашивается уточнение: не просто гипертрофируется роль знаний, а нарушается структурная композиция элементов содержания образования, ее адекватность личностно-развивающим целям школы. И еще. Личность, ее духовный мир, бесспорно, отличны от той информации о внешнем мире, от тех объективно существующих оценок и мнений, которые заложены в содержании учебного материала. Все эти элементы претерпевают особую «переработку» в сознании обучающегося субъекта. Однако нельзя отрицать и того, что этот опыт первоначально должен существовать в виде содержания — чувственного, вербального или практико-операционного. В этом смысле и метод, и форма обучения также выступают как источник личностных знаний, опыта, чувств.
Корни недостатков личностного развития человека следует искать не только в авторитарном общении учителей с учащимися, хотя и это,
1 Маръенко И.С. Нравственный опыт как условие формирования активной жизненной позиции школьников // Сов. педагогика. 1981. №1. С. 27.
2 Ильин B.C. Формирование личности школьника — целостный процесс. М., 1984. С. 71.
несомненно, важный вопрос, но и в содержании и организации I обучения. Именно здесь в конечном счете проектируется человек, недополучающий общегуманитарные знания, а значит, мыслящий узкими, прагматическими понятиями, «естественными» представлениями и потому заведомо безответственный. Сухая логика, не обогащенная колоритом чувств, деревянная расчетливость, не ведающая красоты, утилитаризм, не знающий доброты, неизбежно оборачиваются ущербом для общества.
Личностно ориентированное образование — это образование, устанавливающее связь человека со всей объективной действительностью, а не только с так называемым «социумом». «Человек — вселенский объект, частичка бесконечной природы, а потому его сущность и действительное богатство — в богатстве взаимоотношений со всей действительностью, включая, разумеется, и систему общественных отношений»1. Но поскольку эти отношения человека с миром действительной природы могут быть адекватно усвоены только через естественно-научное образование, то и оно должно быть ориентировано на личность, гуманизировано. Следует отметить также, что гуманизированное естественно-научное знание есть в конечном счете знание человека о самом себе. Благодаря этому самопознанию возрастает действенность знаний и о находящемся вне человека мире. «Освоение человеком внешнего мира, возможность достижения жизненно важных целей во все большей степени обнаруживает свою зависимость от освоения человеком самого себя»2.
Ущербность современного образования в том, что знание о целостном мире человека и опыт целостной деятельности в этом мире оказались отодвинутыми на второй план по сравнению с научной «монокультурой», кстати, иногда даже не научной, а поверхностно-информационной. В школьном образовании «логическая компонента... Преобладает в ущерб историко-культурной и социокультурной составляющей знаний»3.
Таким образом, учитывая движение педагогической мысли, можно предположительно выделить следующие направления развития содержания образования в связи с его личностной ориентацией.
1 Акулов В.Л. Нечто об абстрактном гуманизме, боженьке и методологической Грамотности // Филос. науки. 1988. № 10. С. 110.
2 Дубровский Д.И. К анализу методологических аспектов биосоциальной проблемы // Биология и современное научное познание. М., 1980. С. 325.
3 Зитенко В.П. Образование. Мышление. Культура // Новое педагогическое мышление. М., 1989. С. 92—93.
Главная функция содержания такого образования состоит в том, чтобы обеспечить целостную ориентировку в мире с позиций интересов человека — главного продукта генезиса природы, общества и саморазвития духа. В этой связи образование предполагает такой уровень и характер усвоения содержания наук, при которых это знание может быть эффективно использовано для утверждения интересов человека, оптимизации его отношений с миром природы, техники и познания.
Для разработки такого содержания образования нужно решительно
отказаться от формулировки целей через функционально-исполнительские установки («готовности» к различным социальным функциям), необходим переход к личностно-этической композиции целевых установок образования. Формулировки целей образования, в том числе и естественно-научного, должны обеспечить отказ от универсальных моделей «обученности» и «воспитанности» и ориентировать образовательный процесс на формирование индивидуального стиля жизни и мышления, полноценного проживания каждого ее этапа, социокулыурного и мировоззренческого самоопределения каждой личности.
Гуманизация образования невозможна без его открытости многим культурам как в историческом, так и в социально-педагогическом плане. Гуманистическая тенденция в образовании требует разносторонности его содержания, усиления связи с жизнью, историзма, свободомыслия и толерантности, этической и экологической направленности, единства эмоционального и рационального, отказа от стандартизации и унификации образования, возрастания роли рефлексивных знаний, а также умений, ориентирующих обучающегося на последующее непрерывное образование1.
Учитывая эти тенденции развития содержания гуманистически направленного образования, целесообразно перейти к рассмотрению процессуального аспекта образования в условиях его личностной ориентации. Самое первое и достаточно бесспорное утверждение состоит в том, что проектируемое обучение должно содержать ситуации, требующие нравственного переживания и адекватного действия обучающегося. «Каждая морально-нравственная конфликтная ситуация, требующая от индивида сознательно-волевого усилия, формиру-
1 Образование в поисках жизненных смыслов / Под ред. Е.В. Бондаревской. Ростов-на-Дону, 1996. С. 15—26.
ет его как личность, а решение, принятое в этой ситуации, может быть показателем его нравственной личностной зрелости»1.
Вместе с тем нравственная направленность обучения — это не то же самое, что «практическая», «политехническая» и т.п. Она не может быть превращена в некий моральный тренинг. Тренировка «нравственного поведения» чаще всего ограничена сферой самого поведения, в то время как личностная ориентация связана с «морально-нравственной конфликтностью», сознательно-волевыми усилиями индивида. Каковы место, способы «предъявления», дозировка таких ситуаций в образовательном процессе? Понятно, что традиционное обучение, в котором все сферы человеческого мира редуцировались к информированию об этих сферах, выполнить такую функцию не может. «Никакие знания об отношениях людей к миру и друг другу не заменят самих этих отношений»2.
Процессуальный аспект обучения в условиях его личностной ориентации выражается в изменении мотивации усвоения и применения знаний: из средства лишь «добывания новых знаний» в средство самоутверждения через использование этих знаний в практике. Это самоутверждение — необходимый компонент «умственного производительного труда» (по выражению Д.И. Фельдштейна)3.
Реконструкция процессуально-методической стороны обучения, приведение в соответствие с ее целями личностно ориентированного содержания требуют разрешения фундаментальных вопросов о том, через какие ситуации познания и жизнедеятельности необходимо провести ученика, чтобы он овладел соответствующим личностным опытом, какова технология создания таких ситуаций. Необходимая для этого система методов должна представлять собой, как и всякая другая, комбинацию разнообразных элементов, в данном случае — типов обучения. В самом общем виде можно предположить, что в ее состав будут входить типы прямого и контекстного обучения, диалогового и инструктивного, информирующего и исследовательского, индивидуального и коллективного, внешне регулируемого и самообразовательного. Обуче-
1 Философско-психапогические проблемы развития образования /Под ред. В.В. Давыдова. М., 1981. С. 83.
2 Шубинский B.C. Об общем составе содержания образования и воспитания //Методологические основы построения целостного учебно-воспитательного Процесса. М., 1984. С. 95.
3 Фелъдштейн Д.И. О разных формах производительного труда школьников // Вопр. психологии. 1985. №4. С. 51.
ние по своей организации должно быть так же разнообразно, как то, чему учат, т.е. как личностный опыт индивида.
Содержание обучения представляет единство его содержательной и процессуальной сторон. Форма — не просто оболочка. Она — часть и содержания, и методов, и технологии обучения. Суть ее в том, что она — способ взаимодействия деятельностей преподавания и учения, а также управляющего воздействия первой на вторую.
Каковы тенденции развития организационно-методического, процессуально-технологического аспектов обучения в условиях его личностной ориентации? Передовая практика и выполненные в последнее время исследования показывают, что учебно-познавательная деятельность оказывается эффективной, когда органически сочетается с другими — общением, игрой, экономической и технической практикой1. В качестве тенденции можно выделить также усиление тематического, «модульного» подхода к уроку, когда вокруг его стержневой идеи концентрируется внугрипредметный и межпредметный материал, связанный с «человеческим измерением» изучаемой проблемы.
Нет сомнения в том, что многообразие линий общения участников учебного процесса имеет принципиальное значение для личностной ориентации образования. Способ учебной работы не задан только учителем. Он — результат взаимодействия обучения и личного опыта ребенка2. Стиль общения ученика и учителя задается теми компонентами содержания образования, благодаря которым от ученика и учителя «ожидается» определенная деятельность, а не только «усвоение чего-то».
Фундаментальная роль общения в учебном процессе отмечалась неоднократно. Речевая деятельность при усвоении знаний помогает ученику оценивать себя с точки зрения партнеров по общению, т. е. правильности, точности, ясности и понятности речи для окружающих. Такое «отстраненное» отношение к своему речевому действию способствует и осознанию собственной мысли.
Обобщая сказанное, можно увидеть в процессуально-методической стороне обучения действие тех же тенденций гуманизации, что и
1 Панчешншова Л.М. Опора на дидактику в методических исследованиях // Сов. педагогика. 1986. №5. С. 70—71.
2 Божович Е.Д., Якиманская И.С. Психолого-педагогические требования к современному уроку // Сов. педагогика. 1987. №1. С. 31.
3 Крейтсберг П. Общая методика конкретизации целей обучения // Исследования по педагогике и возможности их внедрения. Тарту, 1988. С. 24.
в его содержательной сфере. Речь идет о последовательном расширении границ общения, ориентировки, выбора — от выбора форм и методов к выбору содержания и целей обучения. Сущностной чертой этого процесса является включение деятельности учения в структуру процессов саморазвития и вследствие этого обретение обучаемым новых жизненных смыслов.
Технократически организованное обучение, напротив, бедно по жизненно-смысловому содержанию. Как не вспомнить в этой связи знаменитый этюд Б.М. Теплова о Моцарте и Сальери. «Сочинение музыки было для Моцарта включено в жизнь, являясь своеобразным переживанием жизненных смыслов, тогда как для Сальери никаких смыслов, кроме музыкальных, на свете не было, и музыка, превращаясь в единственный и абсолютный смысл, роковым образом стала бессмысленной»1.
Такое же смысловое вырождение претерпевает и обучение в условиях технократического образования «ради программы», «усвоения материала». Смысловая ценность, «означенность» учения тем выше, чем более полно реально действующий мотив его выражает общечеловеческую ценность (значение) науки и познания.
Вопрос о наличии специального вида содержания образования, связанного с развитием личности, пока остается открытым. Так, в фундаментальной монографии Н.А. Алексеева «Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики» специальный раздел, посвященный такому виду содержания образования, отсутствует. Правда, раскрывая сущность личностно-ориентированного обучения, он использует понятие личностного опыта. Его «включение» в содержание образования означает определенные действия и переживания субъекта. «Содержательно личностный опыт переживания обеспечивается за счет противоречивости точек зрения, несоответствия иерархии смыслов, неоднозначности учебного текста, изменения статуса и др., задаваемых в учебной ситуации»2.
Существенное продвижение в разработке теоретико-методологических оснований содержания личностно-ориентированного образования сделано Л.М. Перминовой. Построение современного образования таково, что субъект как бы отторгнут от образования, хотя последнее Должно быть продуктом его собственной деятельности. Построение
1 Теплов Б.М. Избр. труды. М., 1985. Т. 1. С. 308.
2 Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение: проблемы теории и практики. Тюмень: ТГУ, 1997. С. 66—67.
содержания образования представлено автором как своего рода исторический, многоуровневый процесс его постижения. В этой связи выделяются несколько ступеней и
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 486;