Предмет отечественной истории
Уважаемые первокурсники!Вы приступаете к изучению отечественной истории. Этот курс отличается от школьного целями, содержанием и формами занятий. Его главная задачазаключается не в повторении или расширении знаний, полученных в школе, а в их углублении и систематизации; не в описании исторического процесса, а в его анализе.
Общество исследуется различными гуманитарными науками. Разобраться в сложных процессах, происходящих в социальной, политической и иных сферах деятельности человека, вам поможет изучение социологии,политологии и других общественных дисциплин. Но история в этом ряду занимает особое место. Она стремится показать развитие общества в целом, в единстве и многообразии.
Часто говорят, что история – это наука о прошлом, коллективная память человечества. Это верно, но лишь отчасти. Люди обычно стремятся забыть неприятные события. Историк такого права не имеет, он должен быть объективен, ведь минувшее задает программу настоящему. Человек не может изменить прошлого, но представления о нем меняются часто. Так, сегодня, благодаря археологическим открытиям, мы знаем о первобытном обществе гораздо больше, чем знали древние греки, жившие хронологически ближе нас к тому обществу, но имевшие о нем весьма смутное представление, называя его счастливым «золотым веком».
Особенно интенсивно история «переписывается» в периоды общественных кризисов, часто в угоду каким-то социальным группам, партиям, личностям, а не в интересах истины и общества в целом. Поэтому одна из задач нашего курса – дать, по возможности, объективное представление об отечественной истории и постараться помочь выработать навыки самостоятельного анализа общественных процессов. Ведь от того, насколько верно мы оцениваем прошлое и настоящее, во многом зависит наше будущее.
При изучении истории, на наш взгляд, важно не только попытаться понять ее закономерности, логику, но и в какой-то степени вжиться в нее, почувствовать неровный пульс времени, сопричастность прошлому, настоящему и будущему своего народа, ощутить себя участником и творцом истории. Но разве может обычный студент или врач активно воздействовать на ее ход? Став студентами, вы сделали заявку на вступление в социальную группу российской интеллигенции. От глубины ее исторических знаний и обоснованности суждений в немалой степени зависят формирование общественного мнения и системы ценностей, решения, принимаемые политиками, да и в целом судьба России.
Формы занятийпо нашему предмету разнообразны: лекции, семинары, экскурсии, самостоятельная работа с литературой, консультации, зачет и др. От вашего отношения к ним, особенно от активности в подготовке докладов, защите рефератов, в дискуссиях на семинарах будет зависеть не только эффективность наших занятий, но и выработка таких профессиональных качеств будущего врача, как умение обосновать свою точку зрения и убеждать других, навыки работы с научной литературой и системного анализа. Последние крайне необходимы для формирований клинического мышления: человек, как и общество, – это сложный организм, и для того, чтобы поставить диагноз, определить стратегию лечения, необходимо знать, из каких систем он состоит, как они функционируют и взаимодействуют.
Теперь остановимся на некоторых важных современных теоретических проблемах анализа исторического процесса, а также категориях и понятиях, с которыми нам предстоит работать. В советской исторической науке с 1930-х гг. безраздельно господствовала марксистская формационная теория. В 1990-е гг. она уступает место цивилизационному подходу к изучению и преподаванию истории. В чем их различие?
Люди давно пытались понять смысл своего существования и логику развития общества. В древности и Средние века, когда история еще не была наукой и в основном сводилась к составлению хроник «по царям», господствовали мифологические или религиозные представления о том, что все происходит по божественной воле, а мир движется по кругу (циклу) – от рождения к гибели и новому рождению. В новое время, особенно в эпоху европейского Просвещения (ХVIII в.), когда история начинает приобретать черты логически обоснованной теории, утверждается идея о том, что не только Бог, но и человек может творить историю и при этом прогрессивно развиваться. Прогресс заключается в том, что общество становится все более разумным, справедливым и технически сильным. Великий немецкий философ XVIII–XIX вв. Г. Гегель, применив к анализу истории диалектику (учение о развитии), объединил обе названные модели исторического процесса – циклическую и прогрессистскую («векторную», «линейную»). В итоге появился образ развития общества «по спирали». Всемирную историю Г. Гегель разделял на три этапа (витка спирали): Восточный мир, Греческий и Римский мир, Германский мир (Западная Европа в Новое время) [*].
В середине XIX в. К. Маркс, опираясь на учение Г. Гегеля, создал новую оригинальную концепцию философии истории. Принципиальным отличием марксизма от всех предшествующих теорий было материалистическое понимание истории, при котором главной причиной прогресса считается рост материальных потребностей людей. К. Маркс и Ф. Энгельс считали, что общество развивается не путем постепенной эволюции, а через качественные революционные скачки, обусловленные противоречиями между производительными силами и производственными отношениями. Разные типы производственных отношений (феодальный, капиталистический и др.) К. Маркс объединил заимствованным из геологии термином «формация».
Формация, или способ производства, по Марксу, является базисом общества, определяющим тип надстройки – социальных, политических и духовных отношений (в советском обществоведении в понятие «общественно-экономическая формация» включались и базис, и надстройка). Формационный подход к истории позволил представить ее как спираль, каждый виток которой – это новый, более прогрессивный способ производства. Всего их 6:
Дата добавления: 2016-07-22; просмотров: 1700;