Советская культура 80-х годов XX века
Восьмидесятые годы — время сосредоточения художественной культуры вокруг идеи покаяния. Мотив всеобщего греха, плахи заставляет художников прибегать к таким формам художественно образного мышления, как притча, миф, символ. В свою очередь, познакомившись с романом «Плаха» Ч. Айтматова и фильмом «Покаяние» Т. Абуладзе, читатель и зритель рассуждали, спорили, вырабатывали собственную гражданскую позицию.
Важнейшей особенностью художественной ситуации восьмидесятых годов является возникновение мощного потока «возвращенной» художественной культуры. Эта культура осмысливалась и понималась с тех же позиций, что и современная, то есть созданная для зрителя, слушателя, читателя тех лет.
Культура восьмидесятых годов отличается наметившейся тенденцией дать новую концепцию человека и мира, где общечеловеческое, гуманистическое значимее, чем социально-историческое. По многообразию творческих стилей, эстетических концепций, пристрастий к той или иной художественной традиции культура конца 80-х — начала 90-х годов напоминает начало XX века в русской культуре. Отечественная культура как бы добирает несостоявшийся естественный момент своего развития (спокойно пройденный западноевропейской культурой XX века) и насильственно остановленный известными социально-политическими событиями у нас в стране.
Таким образом, ключевая проблема художественной культуры восьмидесятых годов, связанная с самосознанием личности в ее отношениях с миром природы и миром людей, в стилевом выражении обозначилась движением от психологизма к публицистичности, а затем к мифу, синтезирующему стили разных эстетических ориентации.
ЛИТЕРАТУРА_____________________________________
Боффа Дж. Р1стория Советского Союза. Т. 1. — М., 1994;
Горький М. Несвоевременные мысли. — М., 1990.
История культуры России. Курс лекций для негуманитарных специальностей. —
М., 1993.
Ленин В. И. О пролетарской культуре. Поли. собр. соч. Т. 41.
Ленин В. М. Партийная организация и партийная литература. Поли. собр. соч. Т. 41*
Первый всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчет. —
М., 1934.
Тоталитаризм и культура // Вопросы литературы. — 1992. Вып. 1.
глава 5
охрана национального культурного наследия
О преемственности в освоении культуры. Организационные
Основы охраны национального культурного наследия
Русская усадьба — важнейшая часть культурного наследия
Возрождение религиозно-культовой культуры
Программа Российского фонда культуры «Малые города России»
Судьба национальных художественных промыслов и ремесел
Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 2439;