Римская школа (творчество Палестрины),
Подъем римской школы во главе с Палестриной внешне нельзя не связать с периодом контрреформации. Однако истинная суть искусства Палестрины подтверждает мнение о том, что в нем реализовались важные творческие идеи Ренессанса, получившие, правда, своеобразное воплощение в новых исторических условиях.
Наступление контрреформации сказалось в общем изменении духовной атмосферы, в которой развивалось искусство от середины к концу XVI в. Передовые художники не могли не ощущать гнета католической реакции, преследовавшей «еретиков», действий инквизиции, стеснение прогрессивной мысли, т. е. в корне антиренессансной программы действий, которую приняло и проводило папство. Высшее художественное равновесие, достигнутое в искусстве Высокого Ренессанса, неизбежно пошатнулось и нарушилось.
Джованни Пьерлуиджи да Палестрина родился около 1525 г. и получил свое прозвание по месту рождения (Палестрина, близ Рима). С детства пел в соборе родного города, а с 1534 г. стал певцом капеллы в Риме. С этого момента, практически всю жизнь Палестрина был связан со знаменитыми церквами папской столицы. Эта исконная связь с католическим культом и католическими кругами, глубокая религиозность, свойственная его миросозерцанию, не могла не сказаться на его творчестве. После Тридентского собора за Палестриной закрепилась легенда «спасителя церковной музыки»; одна из его месс, исполненная в доме кардинала, убедила высшее духовенство в том, что полифоническая музыка может не затемнять смысла слов и, следовательно, не нарушать церковного благочестия. До конца дней Палестрина не склонен был изменять образ жизни, хотя многие правители приглашали его к своему двору. Лишь в последние годы, вероятно, утомившись своими обязанностями в Риме, Палестрина захотел вернуться на родину. Но его смерть 2 февраля 1594 г. не позволила осуществить эти намерения.
Творческое наследие Палестрины поражает своими масштабами. В его обширном наследии около 105 месс, «Оффертории на весь год» (уникальный по масштабу и замыслу цикл, содержащий 68 офферториев), около 140 мадригалов и более 300 мотетов. Из других жанров церковной полифонии (в сущности, те же мотеты) 72 гимна, более 40 магнификатов, 11 литаний, Плачи пророка Иеремии100 месс, более 300 мотетов, более 100 мадригалов. В его музыке преобладает настроение сосредоточенно-спокойного, возвышенного созерцания. Творческий расцвет Палестрины был достигнут тогда, когда эпоха Возрождения для других искусств уже уходила в прошлое. Он же составил музыкальную вершину этой культуры, и основную её идею - идею совершенной гармонии человека и мира — воплотил с той идеализированно-обобщающей красотой, какая до него была еще невозможна, а после него - уже невозможна в итальянском хоровом искусстве.
· течение музыки должно быть динамичным, а не статичным или малоподвижным;
· между нотами в мелодии не должно быть слишком много резких переходов;
· скачки́, если таковые все же имеют место, должны быть несущественными и незамедлительно компенсироваться поступенным движением в обратном направлении;
· диссонансы должны ограничиваться краткими нотами и слабыми долями; их появление в сильных долях должно незамед-лительно разрешаться в консонанс
В стиле Палестрины (которое относили к так называемой «первой практике») продолжали писать музыку композиторы Римской школы, ученики Палестрины, Джованни Нанино, Руджеро Джованелли, Арканджело Кривелли, Теофило Гаргари, Франческо Сориано и Грегорио Аллегри. Считается также, что возможно учениками Палестрины были Сальваторе Сакко, и Джованни Драгони, который позже впоследствии стал капельмейстера при церкви San Giovanni в Латеране[11].
Есть два полных издания произведений Палестрины: 33-х томное издание под редакцией Франца Ксавьера Хаберля(Breitkopf und Härtel, Лейпциг, 1862—1894) и 34-х томное издание второй половины двадцатого века под редакцией Роберто Казимири.
Все его творчество отличается ярко ренессансной трактовкой: интонационной близостью к фольклору и ноэлям, колоритной звукозаписью, возникающими то тут, то там пародийными мотивами.
В то время как итальянское, французское и испанское Возрождение на юге Европы развертывало одну из самых блестящих страниц истории мировой литературы и искусства, на северо-западе континента, в Нидерландах, образовалась в XV в. мощная школа хоровой полифонии.
Повсюду бродили менестрели, создавшие свои школы в Брюгге и других центрах. В церквах в свободное от служб время происходили концерты органной музыки. Закрытые школы-приюты, так называемые метризы, готовившие с детских лет певцов и органистов-профессионалов, были очагами музыкального образования и теории. Из метриз вышли такие крупные мастера-полифонисты, как Гийом Дюфэ, Жиль Беншуа и другие.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 416;