ДИСПОЗИЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ Г.ОЛПОРТА.
Диспозиционное направление предполагает, что люди обладают некими устойчивыми внутренними качествами, сохраняющимися с течением времени и в различных ситуациях. Индивидуумы отличаются друг от друга по своим характерологическим признакам.
Олпорт выдвинул теорию черт личности, главная задача психологии – объяснение уникальности человека.
Личность – динамическая организация тех внутренних психических процессов, которые определяют характерное для нее поведение и мышление.
Черта личности – предрасположенность реагировать сходным образом на различные виды стимулов.
Характеристики черт личности:
черта – не только номинальное обозначение, т.е. черты реальны
черта является более обобщенным качеством, чем привычка (привычка относится к специфическим тенденциям)
черта движет или, по крайней мере, определяет поведение
существование черты можно установить эмпирически (долгосрочное наблюдение, биографии, статистические методы)
черта лишь относительно независима от других черт, в реальности они перекрывают друг друга
черта не является синонимом моральной/социальной оценки, это истинная особенность человека и описывать ее надо нейтральными словами
черту можно рассматривать как в контексте личности, у которой она наблюдается, так и по ее распространению в обществе
то, что поступки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия этой черты (черты могут быть противоречивыми, черта может проявляться только в определенных сферах)
Виды черт:
ü общие – любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры (умение пользоваться языком, политические/социальные установки, ценностные ориентации, тревога, конформизм), т.е. черты, по которым людей можно сравнивать (=черты личности)
ü индивидуальные – такие характеристики, которые не допускают сравнений с другими людьми; уникальные черты, которые и отражают структуру личности (=индивидуальные диспозиции)
Типы индивидуальных диспозиций:
ÿ кардинальная – настолько пронизывает человека, что все поступки можно свести к ее влиянию
ÿ центральные – не столь всеобъемлющие, но яркие характеристики (у одного человека 5-10)
ÿ вторичные – еще менее заметны, еще менее обобщены, менее устойчивы (человек никогда не ведет себя послушно, кроме случаев, когда его пинает мент)
Всеобъемлющий конструкт, объединяющий черты личности и дающий направление жизни человека, - проприум.
Стадии развития проприума:
1) телесная самость – осознание телесных ощущений (младенец)
2) самоидентичность – неизменность и непрерывность Я, независимо от происходящих изменений (ребенок выучил свое имя)
3) самоуважение – гордость за собственные достижения
4) расширение самости – Я начинает захватывать важные аспекты социального и физического окружения (мой мяч)
5) образ себя – в целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей (5-6 лет, «я плохой»)
6) рациональное управление самим собой – абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем
7) проприативное стремление – целостное чувство Я и планирование перспективных целей (подросток)
8) познание самого себя – стоит над всеми семью стадиями
Личность представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Мотивы взрослого человека не связаны с опытом прошлых переживаний, из которых они первоначально возникли, - концепция функциональной автономии.
Виды функциональной автономии:
A. устойчивая функциональная автономия связана с механизмами обратной связи в нервной системе – повторяющиеся действия (есть и ложиться спать в одно и тоже время)
B. собственная функциональная автономия – приобретенные интересы, ценности, установки, намерения.
Процессы собственной автономии подчиняются 3-м психологическим принципам:
· принцип организации энергетического уровня – собственная автономия возможна, потому, что уровень энергии, которым обладает человек, превышает уровень, необходимый для выживания и приспособления.
· принцип преодоления и компетенции – зрелым людям присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так же как и реализация поставленных пред собой целей.
· принцип построения проприотической системы – собственные мотивы уходят своими корнями в структуру Я, поэтому человек организует свою жизнь вокруг проприума для усиления Я, отвергая все остальное.
Зрелая личность:
· имеет широкие границы Я – может посмотреть на себя со стороны, имеет хобби, интересуется политическими и религиозными вопросами и т.д.
· способен к теплым, сердечным социальным отношениям – может проявлять дружеские отношения и сочувствие, которое проявляется в терпимости к различиям между собой и другими
· демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие – положительно относится к самому себе, терпим к собственным недостаткам, умеет справляться с собственными эмоциональными состояниями
· демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания – видит вещи такими, какие они есть, а не такими, какими он хотел бы их видеть
· демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора
· обладает цельной жизненной философией – видит целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни; цельная жизненная философия дает некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придает значимость и смысл практически всему, что делает человек
ордон Олпорт: диспозициональная теория личности.
Что такое личность.
В своей первой книге «Личность: психологическая интерпретация» Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. В результате многократных корректировок он предложил определение личности: «Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Олпорт отмечает, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности, и объясняет, как каждый из них можно легко отличить от собственно личности. Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. Т.е. характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер. Темперамент, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт считал это понятие особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума.
Концепция черты личности.
Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга. Олпорт определяет черту как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Т.е. черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
Черты – это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответный реакций. Разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение. Многие ситуации, воспринимаемые человеком как равнозначные, дают толчок к развитию определенной черты, которая затем сама инициирует и выстраивает разнообразные виды поведения, эквивалентные в своих проявлениях данной черты. Эта концепция эквивалентности стимула и реакций, объединенных и опосредованных чертой, является главной составляющей теории личности Олпорта. Следует подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. Люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Олпорт предлагает 8 основных критериев определения черты личности:
1. черты личности – это не только номинальное обозначение, они являются реальной и жизненно важной частью существования любого человекаю
2. черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности поведения.
3. черты личности являются движущими или, по крайней мере, определяющими элементами поведения. Они побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся.
4. существование черт личности можно установить эмпирически посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени.
5. черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой, скорее личность представляет собой набор перекрывающих друг друга черт.
6. черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки.
7. черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе.
8. то, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Это объясняется тем, что не у каждого человека черты имеют одинаковую степень интегрированности, один и тот же человек может обладать противоречивыми чертами, кроме того, бывают случаи, когда поведение обусловлено в большей мере общественными условиями, чем личностными чертами.
Олпорт проводил различие между общими чертами и индивидуальными.
Общие черты (измеряемые, узаконенные) включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры.
Индивидуальные черты (морфологические) обозначают такие характеристики индивидуума, которые не допускают сравнений с другими людьми. Эта категория черт, проявляющихся уникально у каждого конкретного человека, наиболее точно отражает его личностную структуру.
Типы индивидуальных диспозиций (три типа черт личности).
Индивидуальные черты – индивидуальные диспозиции.
1. кардинальная диспозиция (главная страсть) – настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Олпорт утверждал, что очень немногие люди обладают кардинальной диспозицией.
2. центральные диспозиции не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие характеристики человека, это строительные блоки индивидуальности. Центральные диспозиции – это такие тенденции в поведении человека, которые могут легко обнаруживать окружающие.
3. вторичные диспозиции – черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые. Сюда следует включить предпочтения в еде и одежде, особые установки и ситуационно обусловленные характеристики человека. Олпорт отмечал, что надо очень близко знать человека, чтобы обнаружить его вторичные диспозиции.
Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Поэтому, можно предположить, что существует некий принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое. Согласно Олпорту, для решения проблемы познания и описания природы личности необходимы конструкты такого уровня обобщенности, как эго или стиль жизни. Но все эти термины содержат слишком много неоднозначных побочных оттенков значения и семантических неясностей, так что Олпорт вводит новый термин – проприум. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое», т.е. это не что иное, как самость. Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства, и выделил семь различных аспектов «самости», участвующих в развитии проприума с детства до зрелости. Эти проприотические функции эволюционируют медленно, и в результате их окончательной консолидации формируется «Я», как объект субъективного познания и ощущения. Приводимые ниже отличительные функции личности представлены в порядке их последовательного появления у развивающегося индивидуума:
1. ощущение своего тела – телесная самость – в результате младенцы начинают отличать себя от других объектов.
2. ощущение самоидентичности (неизменности и непрерывности «Я», независимо от происходящих изменений) – когда посредством языка ребенок осознает самого себя в качестве определенного и постоянно важного лица.
3. чувство самоуважения – чувство гордости, которое ребенок испытывает тогда, когда он выполняет что-то самостоятельно.
4. расширение самости – «Я» начинает охватывать важные аспекты социального и физического окружения (начиная примерно с 4-6-летнего возраста). Дети приобретают этот опыт по мере того, как они начинают осознавать, что им принадлежит не только их собственное физическое тело, но также и определенные значительные элементы окружающего их мира, включая людей.
5. образ себя – в целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания других значимых людей – начинает развиваться в 5-6 лет.
6. рациональное управление самим собой – абстрактная аргументация и применение логики для разрешения повседневных проблем – между 6 и 12 годами ребенок начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности, но он еще не доверяет самому себе настолько, чтобы быть морально независимым. Эта стадия развития проприума отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.
7. проприативное стремление – целостное чувство «Я» и планирование перспективных целей.
Кроме того, Олпорт предложил еще один аспект – познание самого себя, - который стоит над всеми остальными и синтезирует их.
Основной в теории Олпорта является идея о том, что индивидуум представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Он предлагал свой собственный анализ мотивации, перечисляя требования, которым должна отвечать адекватная теория мотивации:
1. она должна признавать согласованность мотивов во времени
2. она должна признавать существование различных видов мотивов
3. она должна признавать динамическую силу когнитивных процессов (Олпорт придавал большое значение когнитивным процессам и, в особенности, планированию будущего и стремлениям)
4. она должна признавать реальную уникальность мотивов
необходимый фундамент для теории мотивации обеспечивает концепция функциональной автономии, которая означает, что мотивы зрелой личности не определяются прошлыми мотивами, т.е. причины, по которым взрослый человек ведет себя так или иначе, не зависят от того, какие причины изначально побудили его к такому поведению. По Олпорту, личность свободна от прошлого – связи с прошлым исторические, а не функциональные. Первоначальной причины поведения больше нет, а поведение сохраняется – в этом состоит суть концепции функциональной автономии.
Олпорт различал два типа функциональной автономии:
1. устойчивая функциональная автономия связана с механизмами обратной связи в нервной системе. Эти нейрофизиологические механизмы не меняются с течением времени и помогают поддерживать организм в функционирующем состоянии
2. собственная функциональная автономия относится к приобретенным интересам человека, его ценностям, установкам и намерениям. Это главная система мотивации, которая обеспечивает постоянство в стремлении человека к соответствию с внутренним образом себя и достижению более высокого уровня зрелости и личностного роста.
Процессы собственной автономии подчиняются трем психологическим принципам:
1. принцип организации энергетического уровня: собственная автономия возможна, потому что уровень энергии, которым обладает человек, превышает необходимый для удовлетворения потребности выживания и приспособления.
2. принцип преодоления и компетенции: зрелым людям внутренне присуща мотивация преодоления и извлечения из окружающего мира уроков для себя, так же как и реализации поставленных целей. Поэтому любое поведение, ведущее к повышению уровня компетенции индивидуума, включается в контур его собственной мотивации.
3. принцип построения проприотической системы: все собственные мотивы уходят своими корнями в структуру «Я» индивидуума. В результате человек организует свою жизнь вокруг проприума во имя цели усиления «Я», отвергая все остальные.
Олпорт полагал, что созревание человека – это непрерывный процесс становления. Он видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой (невротической). Психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами:
1. зрелый человек имеет широкие границы «Я», может посмотреть на себя «со стороны»
2. зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям: дружеской интимности и сочувствию.
3. зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие.
4. зрелый человек демонстрирует реалистическое восприятие, опыт и притязания
5. зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора
зрелый человек обладает цельной жизненной философией.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4353;