Репертуарный тест ролевого конструкта
Келли разработал "Репертуарный тест ролевого конструкта" (сокращенно Реп-тест) для оценки важных конструктов, которые человек использует при интерпретации значимых людей в его жизни. Первоначально Реп-тест мыслился как диагностический инструмент для того, чтобы помочь психотерапевту понять систему личностных конструктов клиента и то, как он использует ее для оценки своего социального и материального окружения.
Испытуемому предлагается список названий ролей - от 20 до 30 различных обозначений ролей людей, которые предположительно важны или были важны для испытуемого (например, учитель, который ему нравился). Испытуемого просят написать для каждой роли имя лично знакомого человека, который больше всего подходит к этой роли.
Люди, которых испытуемый внес в список, называются фигурами. После того, как перечень ролей заполнен, испытуемому предъявляют три имени фигур из перечня и просят установитъ "самое важное, что делает похожими две, но отличает их от третьей". Например, испытуемого могут попросить определить сходство или различие людей, которых он обозначил как сестру, брата и мать. Рассматривая триаду, испытуемый говорит, например, что брат и сестра похожи в том, что "спокойные", в отличие от матери, которая "гиперактивна". В терминологии Келли, конструкт, полученный таким "способом", это шкала "спокойный-гиперактивный".
Данную процедуру повторяют с несколькими друтими триадами (Келли рекомендует от 20 до 30 таких проб) для того, чтобы определигь, как испытуемый классифицирует и дифференцирует перечисленных имлюдеи.
Основываясь на вербальном содержании выведенных конструктов, психолог может сделать предположение о том, как испытуемый воспринимает значимых для него людей и общается с ними. Эта форма Реп-теста называется формой перечня и применяется индивидуально.
Келли также разработал технику репертуарнои решетки. Метод применения этой версии Реп-теста состоит в том, что испытуемому предъявляют специально подготовленную решетку или матрицу, в которой на одной оси перечислены значимые фигуры его жизни, а на другой - различные разряды, к которым он их относит. Испытуемый заполняет форму, обозначая людей, которые подходят к указанным ролям.
Затем испытуемого просят заполнить первый ряд матрицы под колонками, обозначив тех людей кружками. Эти кружки обозначают три фигуры, которых испытуемый считает перворазрядными. Например, первый ряд матрицы содержит кружки в клетках под колонками 9,10 и 11(то есть "начальник", "доктор" и "отвергаемый человек"). Испытуемого просят подумать о важной характеристике, которая делает двух из этих трех людеи похожими друг на друга и отличает их от третьего человека. Решив, чем эти две фигуры похожи, но отличаются от третьей, испытуемый перечеркивает два кружка, которые соответствуют двум похожим людям. Третий кружок остается не перечеркнутым. Затем испытуемый пишет короткое слово или фразу, которая показывает, чем эти две фигуры похожи, в колонке "полюс конструкта". В колонке "противоположный полюс"он пишет слово или короткую фразу, из которой ясно, чем третья фигура отличается от двух других. Напр., начальник и доктор похожи, потому что они "начальство", а отвергаемый человек "не начальство".
Этот процесс продолжается до тех пор, пока испытуемыи не заполнит все оставшиеся ряды.
КАК ИНТЕРПРЕТИРОВАТЬ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕП-ТЕСТА. Конечным результатом Реп-теста является модель конструктов, которые человек использует для интерпретирования своей социальной действительности.
С помощью Реп-теста можно определить относительную когнитивную сложность-простоту конструктной системы индивида. Одинаковые пометки обозначают малое количество конструктов и, следовательно, недифференцированное мнение о других (когнитивная простота). С другой стороны, неодинаковые пометки означают большое количество конструктов и, следовательно, высоко дифференцированную конструктную систему (когнитивная сложность).
По Байери, люди, характеризующиеся когнитивной простотой, вероятно, будут игнорировать информацию, которая противоречит их сложившемуся впечатлению о других. Они чрезмерно просты и неразнообразны в межличностном общении.
И напротив, люди с когнитивной сложностью, вероятно, будут кодировать все нюансы и тонкости личности другого человека, включая неизбежные противоречия. Они также смогут прогнозировать поведение других лучше, чем те, кто отличается когнитивнои простотой.
Эта теория создана в рамках когнитивного подхода в психологии. Келли основал свою теорию на философии конструктивного альтернативизма – любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования.
Человек воспринимает мир при помощи четких систем или моделей – конструктов. У каждого человека своя уникальная конструктная система (=личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта.
Свойства конструктов:
· диапазон применимости – по отношению к какому количеству событий применим конструкт (плохой/хороший имеет большой диапазон, научный/ненаучный - более узкий)
· фокус применимости – рамки диапазона применимости (один применяет честный/нечестный деньгам, другой - деньгам, политике, браку)
· проницаемость – непроницаемость – допускает или не допускает конструкт в свой диапазон новее элементы, еще не истолкованные в рамках его границ (проницаемый конструкт компетентный/некомпетентный: пообщавшись с новым врачом, человек понимает, компетентен он или нет; непроницаемый конструкт: компетентных врачей нет)
Типы личностных конструктов:
ÿ упредительный – то, что попало в одну классификацию исключается из другой (он упрямый, всегда и во всем) → пересмотр и иная интерпретация невозможны
ÿ констелляторный – если явление относится к категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы (продавец=жулик) → ограничивается возможность для возникновения альтернативного мнения
ÿ предполагающий – элементы открыты для альтернативных конструктов (противоположен упредительному и констелляторному) → гибкое мышление
ÿ всесторонний/частный – включает большой/небольшой спектр явлений
ÿ стержневой/периферический – регулирует основную деятельность человека/ могут изменяться, не изменяя значительно основную структуру
ÿ жесткий/свободный – дает неизменный прогноз/различные прогнозы при сходных условиях
Для объяснения мотивации человека не нужны никакие концепции (влечения, поощрения), человек мотивирован тем фактом, что он жив и желает прогнозировать события, которые он переживает.
Основной постулат: процессы личности – это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события.
Выводы из основного постулата:
1. индивидуальность и уникальность личности - у каждого свой набор конструктов и каждый конструкт имеет свои отличительные черты от такого же конструкта у другого человека
2. конструкты имеют иерархическую организацию, призванную свести до минимума несовместимость и несоответствия; эта иерархия динамична
3. человек выбирает для себя ту альтернативу в дихотомическом конструкте, с помощью которой, как он ожидает, он получит большие возможности для понимания мира или уточнения конструктной системы
4. (3) → конструктная система разрабатывается в 2-х направлениях: уточнения = безопасность (при подтверждении прогноза) или расширения = риск (при подтверждении альтернативного прогноза)
5. изменения в конструктной системе происходят тогда, когда старая система не дает возможности для успешной интерпретации событий, но эти изменения ограничены проницаемостью конструктов
6. система конструктов – набор гипотез, который постоянно проверяется опытом (вывод о научении)
7. опыт – это перестройка жизни человека, основанная на пересмотре конструктов под влиянием текущих событий (человек 10 лет преподает: читает одно и то же как в первый год → у него нет опыта; постоянно, год от года совершенствует преподавание → у него 10-летний опыт работы)
8. если два человека имеют похожую систему конструктов, то они будут похоже интерпретировать события и похоже себя вести
9. чтобы плодотворно взаимодействовать, человек должен интерпретировать часть конструктной системы другого человека; т.е. системы не обязательно должны быть похожими, надо просто пытаться поставить себя на место другого
Метод исследования личностных конструктов – Реп-тест: оценивает личностные конструкты, которые люди используют в интерпретации ролевых отношений и других аспектов своего опыта. Вся система конструктов зависит от того, какие люди занимают какие роли, т.е. роли персонифицируются.
А) выделяется триада (например, отец, друг, учитель) – у двоих есть объединяющий признак, третий по этому признаку противоположен, получаются два полюса одного конструкта
Б) объясняются названия полюсов с помощью операторов:
- идти с поверхности (манифестация)- в чем признак проявляется
- идти в глубину – как сам человек объясняет себе этот признак, почему у этих людей такой признак
В)строится картинка репрезентативного мира: сам человек, на каком расстоянии от него находятся другие люди, какими конструктами они описываются
Джордж Келли: когнитивная теория личности.
Джордж Келли был одним из первых персонологов, кто придал особое значение когнитивным процессам как основной черте функционирования человека. В соответствии с его теоретической системой, получившей название психология личностных конструктов, человек по существу – ученый, исследователь, стремящийся понять, интерпретировать, предвидеть и контролировать мир своих личных переживаний для того, чтобы эффективно взаимодействовать с ним. В отличие от многих теоретиков личности, Джордж Келли определенно признавал, что все концепции природы человека, включая его собственную, исходят из основных положений. Он построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции – конструктивного альтернативизма, дающего людям поразительное количество возможностей для выбора альтернативы банальному.
Как доктрина конструктивный альтернативизм доказывает, «что все наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене». Ничто не свято и ничто не оставляет неизгладимого следа. Не существует политики, религии, экономических принципов, социальных льгот или даже внешней политики по отношению к странам третьего мира, которые были бы абсолютно и непреложно «верными». Все изменится, если люди просто посмотрят на мир с другой стороны. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой «не может быть двух мнений». Осознание человека действительности – это всегда предмет для истолкования. По мнению Келли, объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному. Следовательно, ничто не постоянно и не окончательно. Правда, как и красота, существует только в сознании человека.
Келли придавал большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория конструкта, следовательно, сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни. Это приводит к модели личности Келли, основанной на аналогии человека как исследователя. Он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни. Разумеется, Келли не утверждал, что каждый человек буквально является ученым. Он предположил, что все люди – ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска.
То, что все люди рассматриваются как ученые, привело к ряду важных последствий для теории Келли. Во-первых, это предполагает, что люди главным образом ориентированы на будущие, а не на прошлые или настоящие события их жизни. Фактически Келли утверждал, что все поведение можно понимать как предупреждающее по своей природе. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь преходяща, она редко бывает сегодня такой же, как была вчера или будет завтра. Во-вторых, люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Человек не контролируется настоящими событиями (как предполагает Скиннер) или прошлыми (как предполагает Фрейд), а скорее контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в их жизни.
Личностные конструкты: модели для действительности.
Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт – это сам термин конструкт.
Личностный конструкт – это идея или мысль, которую человек использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Примерами личностных конструктов могут быть «взволнованный – спокойный», «умный – глупый», «мужской – женский»… Каждый из нас воспринимает действительность путем собственных моделей или конструктов, необходимых для создания непротиворечивой картины мира.
В соответствии с представлением о людях как об ученых Келли утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие в своем окружении, как он начнет проверять это предположение по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.
Келли предполагал, что все личностные конструкты биполярны и дихотомичны по природе, то есть сущность мышления человека заключается в осознании жизненного опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом отличаются от других. Этот когнитивный процесс наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Таким образом, по крайней мере три элемента (явления или предметы) необходимы для формирования конструкта: два из элементов конструкта должны быть похожими друг на друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух.
Все конструкты имеют два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются похожими или подобными, называется эмерджентным полюсом, или полюсом сходства конструкта; то, в чем они противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом, или полюсом контраста конструкта. Цель теории личностного конструкта – объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.
Формальные свойства конструктов.
Диапазон применимости – включает в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим. Келли заметил, что прогностическая эффективность конструкта подвергается серьезной опасности всякий раз, когда он обобщается сверх того набора явлений, для которого предназначен. Следовательно, все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться. Конструкт «хороший – плохой» имеет широкий диапазон применимости, так как он предполагает множество ситуаций, требующих личной оценки. А конструкт «непорочность – проституция» имеет значительно более узкие границы.
Фокус применимости относится к явлениям в рамках диапазона применимости, к которым конструкт наиболее применим. Например, конструкт «честный – нечестный» у одного человека имеет фокусом применимости то, что следует держать руки подальше от чужих денег и имущества. А другой человек может применить тот же конструкт к политическим событиям. Следовательно, фокус применимости конструкта всегда специфичен для человека, применяющего его.
Проницаемость – непроницаемость. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Он открыт для объяснения новых явлений. С другой стороны, непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Проницаемость относится только к области пригодности конструкта – конструкт по определению непроницаем для какого-то опыта, выходящего за диапазон применимости.
Типы конструктов.
Келли предположит, что личностные конструкты можно классифицировать в соответствии с природой контроля, который они имплицитно осуществляют над своими элементами.
1. упредительный конструкт стандартизирует («упреждает») элементы для того, чтобы они были исключительно в его диапазоне. Это тип классификационного конструкта; то, что попало в одну классификацию, исключается из другой. Упредительное мышление отвергает право пересмотра или иной интерпретации для других или для себя, не позволяя увидеть оцениваемое явление в новом свете.
2. в констелляторном конструкте элементы могут одновременно принадлежать другим областям, но они постоянны в составе своей сферы. То есть, если явление относится к какой-то категории одного конструкта, другие его характеристики фиксированы. Шаблонное мышление иллюстрирует этот тип конструкта. Пример: «если этот человек продавец автомобилей, он скорее всего нечестен, жуликоват и умело обращается с клиентом». По определению, констелляторные конструкты ограничивают наши возможности для альтернативных мнений; раз мы относим человека к данной категории, мы наделяем его всеми соответствующими ей характеристиками.
3. предполагающие конструкты оставляют свои элементы открытыми для альтернативных конструкций. Они прямо противоположны упредительному и констелляторному конструктам, так как позволяют человеку быть открытым для нового опыта и принимать альтернативную точку зрения на мир. Индивид открыт для нового опыта и может изменять существующие конструкты.
Хотя есть соблазн интерпретировать упредительный и констелляторный конструкты как нежелательные типы, а предполагающий конструкт – как желательный, Келли утверждал, что это не так. Если бы мы пользовались только предполагающими конструктами, мы испытывали бы массу трудностей, так как не могли бы принимать неотложные решения.
Личностные конструкты можно классифицировать несколькими способами. Например, есть всесторонние конструкты, которые включают в себя относительно широкий спектр явлений, и частные конструкты, включающие в себя небольшой диапазон явлений (то есть имеющие более узкий диапазон возможностей). Есть основные конструкты, которые регулируют основную деятельность человека, и периферические конструкты, которые могут меняться, не изменяя значительно основную структуру. Некоторые конструкты являются жесткими, то есть дающими неизменный прогноз, а другие – свободными, так как позволяют делать прогнозы при сходных условиях.
Келли никогда не предлагал точного определения термина «личность». Он считал, что личность есть абстракция, созданная персонологами из психических процессов, которые они наблюдают и/или подразумевают в других. Узнать личность – значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт.
Мотивация.
Келли характеризует современные теории мотивации и противопоставляет их своей точке зрения следующим образом: «теории мотивации можно разделить на два типа – теории толчка и теории тяги. В теории толчка можно найти такие термины, как влечение, мотив и даже стимул. В теории тяги используются такие конструкты, как цель, ценность или потребность. Используя хорошо известную метафору – есть теории сенных вил, с одной стороны, и теории моркови, с другой. Но наша теория не относится ни к одной из них. Так как мы предпочитаем заглянуть в природу самого живого существа, нашу теорию, вероятно, лучше всего назвать ослиной теорией». Теория личностных конструктов рассматривает человека в качестве активного и думающего организма просто потому, что он живой. Следовательно, «мотивация» - это излишний конструкт. Направление деятельности человека Келли объясняет с помощью основного постулата.
Основной постулат: «процессы личности – это проложенные в психике каналы, в русле которых человек прогнозирует события». Поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события. То есть, все поведение человека (мысли и поступки) направлено на прогноз событий. Постулат также подразумевает, что Келли интересует человек как таковой, а не какие-то отдельные аспекты его поведения.
Выводы из основного постулата.
Вывод об индивидуальности особенно полезен для понимания уникальности личности: «Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события». Кроме того, что личностные конструкты имеют отличительные черты, они и организованы в человеке по-разному. Вывод об организации: «Каждый человек специфически развивает в соответствии со своей возможностью прогнозировать события систему анализа, определяющую ранговые отношения между конструктами». Конструкты организованы в пирамидальную структуру так, что некоторые из них находятся либо в подчиняющей, либо в подчиненной позиции относительно других частей системы. Люди создают различную иерархию личностных конструктов. Келли предположил, что только если мы знаем, как человек организует конструкты, мы можем правильно судить о его поведении.
Вывод о выборе: «Человек выбирает для себя ту альтернативу в дихотомическом конструкте, с помощью которой, как он ожидает, он получит большие возможности для расширения и определения своей системы». Если мы стоим перед выбором (то есть перед ситуацией, в которой мы должны использовать наши конструкты тем или иным образом), мы выберем то, что наиболее вероятно либо расширит наше понимание мира, либо уточнит нашу конструктную систему. Келли назвал это «продуманный выбор». Вывод о выборе также предполагает, что наша конструктная система разрабатывается либо в направлении определения, либо в направлении расширения. Келли характеризует разницу между определением и расширением либо как безопасность, либо как риск. Люди должны постоянно решать, какой из этих двух способов в дальнейшем будет формировать их личностные конструкты.
Келли представил различные модели для иллюстрации действий человека перед лицом новой или неопределенной ситуации. Ключевым моментом является цикл ориентировка – выбор – исполнение, который состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации. В ориентировочной фазе человек рассматривает несколько конструктов, которые можно использовать для интерпретации данной ситуации – то есть он намеренно обдумывает различные возможности, которые могут иметь место. Фаза выбора наступает, когда человек ограничивает число альтернативных конструктов (гипотез) до количества, наиболее приемлемого в данной ситуации. Во время фазы исполнения он выбирает направление действий и сопровождающее его поведение. Выбор делается на основании оценки, какой альтернативный конструкт наиболее вероятно приведет к расширению или к определению системы.
Вывод об опыте: «Конструктная система человека меняется в соответствии с успешностью интерпретации повторных явлений».
Вывод о научении предполагает, что система личностных конструктов – это набор гипотез о нашем вечно меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Обратная связь, позволяющая судить о том, насколько хорошо эти гипотезы помогли нам прогнозировать будущее, приводит к изменению конструктов, которые, в свою очередь, используются как новые гипотезы для последовательного изменения системы. По Келли, опыт человека – это перестройка его жизни, основанная на пересмотре конструктов под влиянием текущих событий. Это означает, что человек приобретает мало опыта или вообще не приобретает его, если после наблюдения реальной последовательности событий он все же интерпретирует события по-старому.
Вывод о модуляции уточняет условия, при которых изменяется конструктная система человека: «Изменение конструктной системы человека ограничено проницаемостью конструктов в пределах того диапазона применимости, в котором находятся эти изменения». Чем более проницаемы (открыты) подчиняющиеся конструкты человека, тем больше возможность изменения внутри структур, к которым они относятся. Если у человека нет подчиняющихся конструктов для интерпретированного изменения, то изменение не может иметь места в его системе. Такой человек психологически ригиден. Следовательно, человек должен быть способен не только интерпретировать новые события или пересматривать старые, но также анализировать само изменение.
Вывод об общности: «Если человек интерпретирует опыт в какой-то мере подобно тому, как это делает другой человек, то его психические процессы подобны психическим процессам другого человека». Если два человека разделяют взгляды на мир (то есть схожи в своей интерпретации личного опыта), вероятно, и вести себя они будут похоже (то есть они будут схожими личностями). При этом люди похожи не потому, что они пережили одни и те же события в жизни, и не потому, что их поведение похоже – они похожи потому, что события для них имеют приблизительно одинаковое психологическое значение.
Вывод о содружестве: «Один человек может играть роль в социальном процессе, включающем другого человека, в той мере, в какой первый анализирует интерпретационные процессы второго». Социальное взаимодействие состоит из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность».
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 5963;