СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ, ОСНОВАННЫЕ НА ИСПОЛЬЗОВАНИИ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В настоящее время процесс создания образовательных программ продолжается. В сфере современного дошкольного музыкального образования также появляется большое количество различных пар­циальных программ и авторских методик, опирающихся на имею­щийся мировой опыт музыкального воспитания.

Перед дошкольным учреждением встает трудная задача — вы­брать программу, которая может быть успешно реализована педаго­гическим коллективом и будет способствовать эффективному раз­витию и воспитанию детей.

Для выбора программы музыкального образования детей, по мнению Г.А.Прасловой, необходимо уметь:

■ ориентироваться в основных тенденциях программно-методиче­ского оснащения музыкального образования детей;

■ анализировать программу, включая решение задач музыкально­го развития, выделять ключевые положения, понимать педагоги­ческие технологии;

■ оценивать достоинства программы, новаторство ее авторов, определять спорные позиции; оценивать трудности в реализа­ции программы;

■ прогнозировать работу педагогического коллектива и достиже­ния детей в области музыкального развития в условиях реализа­ции программы;


 

■ учитывать наличие учебно-методического обеспечения про­
граммы.

Среди многообразия современных программ по музыкальному воспитанию можно выделить наиболее общие тенденции, за­дачи которых:

■ формировать основы музыкальной культуры, народной культу­ры и общей духовной культуры личности;

■ определять приоритет художественно-творческого развития каждого ребенка, комплексный подход к нему, совместное твор­чество педагога и ребенка;

■ устанавливать иные, чем в авторитарной системе, взаимоотно­шения детей и педагога, поиск путей общения средствами раз­личных видов музыкальной деятельности;

■ предоставить педагогу лишь основные направления, ориентиры музыкально-педагогической деятельности, что предполагает

Схема 10

большее использование собственной инициативы, творческой импровизационной работы;

■ организовывать занятия с опорой на специфику искусства, на диалогический характер творческого общения: участие в раз­личных видах музыкальной деятельности как возможность сти­мулирования свободного творческого самовыражения, развитие коммуникативных способностей;

■ использовать на музыкальных занятиях с детьми синтеза ис­кусств.

■ создать эстетически развивающую среду, предметное и психо­логическое пространство для формирования эстетического от­ношения к окружающему, развития интеллектуальных и худо­жественно-творческих способностей (схема 10). Создаваемые программы музыкального воспитания основаны как

на использовании нескольких форм музыкальной деятельности, так и ее отдельных видов: слушанья-восприятия музыки, ритмических движений, музицирования и т. п.

Программа «Музыкальные шедевры»1

Научно обоснованная и методически выстроенная программа формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного воз­раста как части общей духовной культуры. Это реализуется через взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстети­ческой деятельности (ритмопластика, оркестровка, певческие им­провизации, рисование, сочинение сказок, детских опер, спектаклей-игр и др.).

Предлагаемая концепция обосновывает важность накопления, начиная с раннего возраста, музыкально-интонационного опыта восприятия искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребенком речью, и направлена на развитие эмоциональной отзывчивости, мышления и воображения дошколь­ников, активизацию проявлений творчества.

Основной принцип построения программы — тема­тический. Каждая из шести тем изучается в течение одного-двух месяцев и повторяется на новом материале в каждой возрастной группе. («Музыка выражает настроения, чувства, характер людей», «Песня, танец, марш», «Музыка рассказывает о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка о музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки».)


 


1 Автор О. П. Радынопа




При этом тема «Музыка выражает настроения, чувства, характер людей» является сквозной темой программы, важной для понимания детьми эмоциональной сущности музыкаль­ного искусства.

Особое место занимает и тема «Песня, танец, марш», поскольку осуществляет преемственность дошкольного и школьного образо­вания, так как является основной в программе Д. Б. Кабалевского, используемой в большинстве школ.

Принципы программы:

концентрический, или принцип цикличности, предполагает по­вторяемость тем во всех возрастных группах;

контрастного сопоставления репертуара — в каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близ­кими названиями;

адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индиви­дуальных и психофизиологических особенностей каждого;

синкретизма — это взаимосвязь музыкальной и художественно-эстетической деятельности при объединяющей роли восприя­тия музыки.

В программе представлены критерии оценки уровня сформиро­ванное™ основ музыкальной культуры детей в разных возрастных группах. Программа оснащена учебно-методическим комплектом, включающим методические рекомендации, нотные приложения, конспекты занятий и развлечений, комплект аудиокассет с методи­ческими рекомендациями и дидактическим альбомом.

Программа рекомендована Министерством общего и профес­сионального образования РФ.

Программа «Искусство слышать»1

Программа направлена на воспитание у детей музыкальной куль­туры как части общей духовной культуры. Программа базируется на теории развивающего обучения В.В.Давыдова и Д.Б.Эльконина и на концепции педагога-музыканта Д. Б. Кабалевского и рассчитана на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Одной из основных задач программы является развитие музыкального восприятия — основы приобщения к искусству, которое осуществляется


в процессе детского художественного творче­ства: «омузыкаливания» загадок и пословиц, музицирования на детских музыкальных инструментах, разыгрывания песен, народных музыкальных игр и т. д. В основу технологии, таким образом, ложит­ся перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры.

Основополагающими принципами программы являют­ся:

моделирование процесса художественного творчества: ре­бенок с помощью различных видов музыкально-художественной деятельности (композитора, исполнителя, слушателя) проходит путь рождения музыки, воссоздает ее, что можно реализовать в народных музыкально-поэтических произведениях, где испол­нители становятся поэтами, музыкантами, заново создающими музыкально-поэтическое произведение;

органичного рождения танца (пластическое интонирование), движения как естественного выражения того или иного чувства, переживания или характера музыки;

образно-игрового вхождения в музыку — предусматривает соз­дание образно-игровых ситуаций, также требующих от детей перевоплощения, работы фантазии, воображения.

В программе четыре раздела, в каждом из которых тема «Как можно услышать музыку» рассматривается под определенным углом зрения.

 

Раздел первый «Искусство слышать» отвечает на вопрос: как можно услышать музыку — она доносится ветром, звучит в душе и т. п.
Раздел второй Позволяет решить проблему, как можно услышать музыку, через воспитание у детей любви к творчеству, к «сочинению уже сочиненного»
Раздел третий Усиливает внимание к слову слышать: дети должны осознать особенности музыкальной ткани в выразительных значениях ее возможности в отображении внутреннего мира человека и окружающей его жизни
Раздел четвертый Концентрируется внимание на том, что такое музыка! Его функция — обобщить и предопределить дальнейшее музыкальное развитие детей

 


1 Авторы В.О.Усачева, Л.В.Школяр, В. А.Школяр.



Программа рекомендована Министерством образования и нау­ки РФ.


Программа «Камертон»1


 


Программа «Гармония»1

Программа разностороннего .музыкального развития дошколь­ников всех возрастов, рассматриваемого как средство общего пси­хического развития (воображения, творческого мышления, комму­никативных способностей и др.), нравственного и общекультурного воспитания детей.

Основным видом музыкальной деятельности в реализации по­знавательной и коммуникативной функций музыки в программе выступает ее восприятие и анализ.

Введение ребенка в мир музыки, по мнению авторов, связано с необходимостью:

■ подбора музыкального peпepтуapa и методов работы с ним;

■ использования на занятиях по слушанию музыки других видов музыкальной деятельности, в том числе музыкальных игр-драматизаций;

■ использования произведений других видов искусства (изобра­зительного, литературного и др.).

Принципы программы:

связь музыки с ведущими интересами детей: музыкальные за­нятия строятся по тематическим блокам, доступным и интерес­ным детям этого возраста: «Игрушки», «Животные», «Мои род­ные и я сам» и др.;

сочетание в музыкальном репертуаре высоко художественной народной, классической и современной музыки;

сюжетно-игровое единство занятия на основе единого сю­жета с эмоциональным и сознательным «погружением» детей в

него;

импровизационность — у всех участников педагогического
процесса (педагога и детей) создается «установка на творчество»,
импровизацию.

Авторами предлагаются программы по каждому виду деятель­ности, где сформулированы задачи и даны некоторые методические подходы к их решению, а также хрестоматия музыкального репер­туара и записанная на кассеты музыка.

1 Авторский коллектив под руководством К. В. Тарасовой.


Программа музыкального образования детей от рождения до 7 лет, ориентированная на развитие музыкальности каждого ребен­ка и его музыкальной культуры.

Программа представлена в виде семи ступеней музыкального образования в соответствии с семью основными ступенями звуко­ряда. На каждой представлены все виды детской музыкальной дея­тельности, даны ее задачи и содержание (музыкальный репертуар), а также характеристика возрастных возможностей детей, показате­ли развития и овладения музыкальной деятельностью.

Впервые в завершение каждой ступени выделены задачи обще­го развития личности ребенка:

■ творческие, художественные, интеллектуальные, физические способности;

■ познавательные процессы и личностные новообразования и т. д.

Доминирующее место отведено задачам развития универсально­го вида музыкальной деятельности — восприятию музыки. Большое внимание уделяется развитию музыкально-сенсорного восприя­тия у детей, так как дошкольный возраст благоприятен для развития сенсорики, способствующей развитию их интеллекта.

В программу введен раздел, посвященный участию родителей в музыкальном воспитании и развитии своего малыша. Учтены также здоровьесберегающий и оздоровительный факторы, что связано с охраной голоса ребенка, созданием психологического комфорта и эмоционального благополучия для каждого.

Репертуар программы подобран с учетом возрастных возмож­ности детей и связи содержания музыкальных произведений с их жизнедеятельностью.

Автор применяет личностно ориентированную модель музыкаль­но-педагогического процесса с субъектным партнерским взаимо­действием.

Важным условием для успешности организации музыкальной деятельности является, по мнению автора, музыкальная предметно-развивающая среда.

Новым является подход к процессу подготовки и проведения праздников: основной груз ложится на плечи взрослых — педагогов и родителей, а дети подключаются к их деятельности. При этом зри­тели, как таковые, отсутствуют.

' Автор Э. П. Костина.


 




Программа допущена Министерством образования и науки РФ.


Окончание таблицы


 


Программа «Музыка»1

Предназначена для работы с детьми 4—5 лет в системе дополни­тельного музыкального образования: в доинструментальных группах музыкальных школ, в группах раннего развития, в семейном вос­питании.

Цель программы: развивать музыкальные (чувства ритма, ладового чувства, звуковысотных представлений) и общие способ­ности детей (воображения, мышления, фантазии и интуиции) с по­мощью музыкально-творческой игры.

Задачи программы:

■ развивать навыки импровизации и сочинения в различных ви­дах музыкальной деятельности;

■ познакомить с элементами музыкальной грамоты;

■ развивать координацию движений под музыку.

Задания программы изложены в порядке возрастающей слож­ности, с усложнением характера музыкально-образного и логиче­ского мышления ребенка.

Программа «Ребенок в мире музыки»2

Программа музыкального развития детей старшего дошкольного возраста в группах кратковременного пребывания.

Цель программы: обеспечить необходимые условия для базового музыкального образования детей 5—б лет. В задачах и со­держании программы отражен минимум знаний, умений и навыков в музыкальной деятельности, представлений о музыке, которыми должен овладеть ребенок для обучения в школе.

В основе содержания программы четыре основных компо­нента.

Эмоциональный

Осознание ребенком эмоциональной природы музыки, накопление опыта эмоциональных переживаний


 

Познавательный Знания и представления детей о музыке как искусстве, средстве развития мышления
Деятельностный Музыкальное развитие ребенка в процессе музыкальной деятельности
Социально- личностный Творческое самовыражение, сопереживание настроению музыки, как база для установления положительных взаимоотношений с окружающими

В рекомендациях к программе выделен раздел «Взаимодействие с семьей», где намечены подходы к организации этой работы, вклю­чены примерные конспекты занятий и развлечений с их участием.

В программе выделяются следующие основные направле­ния:

■ «Музыка вокруг нас»,

■ « Музыка внутри нас »,

■ «Музыка с нами»,

■ «Мы сами можем творить музыку».

Акцент в обучении делается на взаимодействии музыкальной и театрализованной деятельности и на использовании музыкального фольклора, являющегося связующей основой для этих видов деятель­ности.

Программа «Каждый ребенок — музыкант»1

Целостная система воспитания музыкой детей от 3 до 9 лет, на­правленная на то, чтобы подвести ребенка к восприятию музыки, показать ему, как можно взаимодействовать с ней. Занятия по про­грамме, по мнению автора, можно рассматривать как общеподгото­вительные, поскольку они способствуют выработке качеств и способ­ностей, необходимых в учебной деятельности. Они также развива­ют:

■ понимание и чувствование явлений природы;

■ культуру общения;


 


1 Автор С. А. Рогова.

2 Авторы Л. Н, Комиссарова, Г. В. Кузнецова.


' Автор Т. А. Рокитянская


 




■ исторический, географический, этнографический кругозор.

Занятия строятся в определенном порядке, который опирается на ритм дня, времена года, годовые праздники, что способствует развитию ритмической системы ребенка — залога успешной учеб­ной деятельности.

Пособие разбито на разделы, каждый из которых посвящен одно­му виду упражнений:

■ речевые игры;

■ двигательные упражнения;

■ ритмические игры и т. д.

Большое место занимают в программе произведения музыкально­го фольклора, прежде всего календарные песни, становящиеся цен­тральным звеном в занятиях. Автор отказывается от обычной в детских садах подготовки концертов «напоказ».

В программу включен также раздел «Образно-двигательная му­зыкальная грамота». Образная — потому что действует через душу, эмоции; двигательная — через тело, мышцы; грамота — через ум, мышление.

Раздел программы «Упражнения с флейтой» опирается на срав­нительную легкость овладения этим инструментом. Предлагается подробно разработанная система занятий, направленная на обучение детей игре на флейте.

Большое значение отводится в программе театрализованной деятельности. При этом отмечается, что театральная работа являет­ся обобщающей, так как в ней соединяются все направления работы по программе.



Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 466;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.027 сек.