ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ, ОСНОВАННЫЕ НА МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В искусствоведении сложилась точка зрения, свидетельствующая о том, что музыка родилась из двух источников — из слова (отделения интонации от слова) и движения (жеста, танца, пантомимы). Эти два источника привели к образованию, с одной стороны, интонаций, передающих эмоциональное содержание речи, — музыкально-речевых интонаций, с другой — пластических интонаций, передающих эмоциональное содержание движений.
При этом ряд исследователей считает, что в ходе развития общества в силу объективных причин (обряды, религия и др.) первично шло развитие ритмизованной двигательной деятельности. Звуковое оформление движения постепенно перешло в пение, т. е. было вторичным актом. Еще в Древнем Египте термин «петь» означал «производить руками музыку».
Очевидно, это можно объяснить тем фактом, что ритм существует в природе и присущ любым природным и жизненным процессам
(смена дня и ночи, времен года, и т.д., ритмичность человеческого организма: дыхание, ходьба, речь и т.д.).
Именно поэтому в музыкальном искусстве, как отражении закономерностей окружающей действительности, ритм является определяющим средством музыкальной выразительности. Если любую мелодию лишить ритма, то вместо нее останется лишь звуковысотная схема. В условиях же ритмической организованности этот же ряд звуков превращается в мелодию с ясным и четким строением музыкальных фраз, с ритмической организацией звуков в каждой фразе.
В структуре музыкальных занятий в детском саду эти два вида музыкальной деятельности занимают центральное место. При этом если пение — достаточно сложный для детей, формирующийся позднее ее вид, то движение под музыку—более доступный и ранний вид музыкальной деятельности. Кроме того, с самого раннего возраста реакция ребенка на музыку всегда экспрессивно-двигательная (замирания или возрастания двигательной активности), что свидетельствует о доминировании ритмического начала на первых стадиях развития музыкальности.
Потребность ребенка в различных движениях оказала влияние на методы народной педагогики. Среди произведений детского фольклора очень много игр с движениями, хороводов, укачиваний и пр.). Таким образом, можно утверждать, что является спорным вопрос о приоритете певческой деятельности (как еще очень часто бывает в детских садах) по сравнению с ритмической на ранних этапах музыкального развития ребенка.
Именно поэтому идеи создания программ на основе музыкально-ритмической деятельности интересуют многих специалистов, использующих в своей педагогической деятельности движение под музыку как универсальное средство целостного развития личности ребенка.
Программа «Ритмическая мозаика»1
Программа по ритмической пластике, направленная на целостное развитие личности детей от 3 до 9 лет, является составной частью комплексной программы «Гармония развития» (Д. И. Воробьева. — СПб., 1996).
Ведущая идея — использование музыкально-ритмических движений в качестве музыкально-ритмического психотренинга для детей и педагогов, средства психологического раскрепощения, само-
' Автор А. И. Буренина.
выражение ребенка через освоение своего тела, развивающего психические процессы: внимание, волю, память, мышление, а также музыкальность, эмоциональность, творческое воображение, фантазию, нравственно-коммуникативные качества, способность к импровизации в движении под музыку, что требует свободного и осознанного владения телом.
Авторы также рассматривают программу как своеобразный «донотный» период в процессе музыкально-двигательного воспитания детей, который помогает «настроить инструмент» (тело), научить его слышать музыку и выражать свое видение музыкального произведения в пластической импровизации.
В программе выделяются задачи по совершенствованию умений педагогов.
По каждому возрастному периоду (3 — 4, 4— 5, 5 — 7, 7— 9лет):
■ рассматривается основное содержание;
■ выделены показатели уровня развития;
■ рекомендуется репертуар.
При этом предлагаются требования к подбору музыки и подбору движений, а также определяются критерии доступности композиций.
Система работы предполагает вариативные игровые формы организации педагогического процесса на основе сотрудничества ребенка и взрослого.
Программа содержит методические рекомендации, раскрывающие путь развития детей — от подражания к самостоятельности и творчеству, практический материал — 100 разнообразных музыкально-ритмических композиций и «Комплект видеофильмов», где раскрываются особенности организации педагогического процесса, характер взаимоотношений детей и педагога.
Программа «Топ-хлоп, малыши»1
Программа представляет собой систему музыкально-ритмического воспитания детей 2— 3 лет на основе использования игровых музыкально-ритмических упражнений, связанных с программами по физическому и музыкальному воспитанию.
В программе формулируются цели и задачи музыкально-ритмического воспитания:
■ развивать эмоциональную отзывчивость на музыку;
■ развивать музыкальные сенсорные способности;
1 Авторы Т. Н. Сауко, А. И. Буренина.
■ развивать слуховое внимание, двигательную сферу, выразительность движений;
■ воспитать общительность;
■ развивать умения пространственных ориентировок и др.
Важное место в программе занимает адаптация ребенка к коллективу. Обращается внимание на необходимость объединения усилий родителей и педагогов в воспитании детей, в подготовке праздников, которые выступают не как показ детей и демонстрация успехов воспитателей, а как общий праздник.
Предлагаемый репертуар представляет собой песенки, тексты которых сопровождаются соответствующими движениями. При этом игровые упражнения систематизированы в строгой последовательности и адаптированы для работы с детьми 2 — 3 лет.
В качестве основного метода музыкально-ритмического воспитания детей используется «вовлекающий показ» (С. Д. Руднева) двигательных упражнений, а также игровое взаимодействие со взрослым.
Для удобства работы воспитателей и родителей, не имеющих музыкального образования, к программе прилагается фонограмма всех мелодий, специально записанных в нужном темпе и в необходимой последовательности.
«Са-Фи-Дансе»1
Оздоровительно-развивающая программа по танцевально-игровой гимнастике (название составлено из имен разработчиков), цель которой — содействие всестороннему развитию личности дошкольника от 3 до 7 лет средствами танцевально-игровой гимнастики. Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию дошкольников.
Основные задачи программы:
■ укреплять здоровье;
■ развивать психомоторные и творческие способности, мышление, воображение и познавательную активность;
■ расширять кругозор;
■ формировать навыки эмоционального выражения движений под музыку, раскрепощенности и творчества в движениях;
■ развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества и трудолюбия.
' Авторы Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина.
Основные разделы программы:
■ танцевально-ритмическая гимнастика: игроритмика; игрогимнастика; игротанцы;
■ нетрадиционные виды упражнений: игропластика; пальчиковая гимнастика; игровой самомассаж; музыкально-подражательные игры; игры-путешествия;
■ креативная гимнастика.
В программе представлены характеристика каждого раздела, содержание в соответствии с годом обучения, конспекты уроков и сюжетных занятий. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий. Даны методические рекомендации по его применению, отражены требования по освоению знаний, умений и навыков.
Программа «В мире бального танца»1
Рассчитана на два года обучения детей от 5 до 7 лет.
Цель программы:
■ приобщать ребенка к миру танца;
■ формировать пластику, культуру, выразительность движений;
■ способствовать развитию творческих проявлений.
Задачи программы:
■ способствовать физическому развитию ребенка;
■ формировать эмоционально-эстетическое восприятие окружающего мира через музыку и движение;
■ учить понимать язык музыки и выражать его в танце;
■ развивать умение применять элементы бального танца в импровизации;
■ обучать основам этикета.
Программа состоит из двух разделов, соответствующих содержанию 1 -го и 2-го года обучения с учетом динамики развития танцевальных возможностей детей. В каждом разделе дается перечень необходимых элементов бального танца и их описание, формулы современных танцев, приводятся примерные конспекты занятий, этюды для танцевальных импровизаций.
Программа включена в пособие «Фольклор — музыка — театр» (под ред. С.И.Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.
1 Автор Н. П. Циркона.
Программа «Путешествие в страну "Хореография"»1
Направлена на развитие творческих способностей дошкольников средствами хореографического искусства, на проявление себя посредством пластики, вводит в мир хореографии, посредством игры знакомит с ее жанрами, видами, стилями.
Цель программы:
■ привить интерес к хореографическому искусству;
■ развить творческие способности детей посредством танцевального искусства.
Задачи программы:
■ овладеть основами классического экзерсиса;
■ ознакомить детей с историей развития танца;
■ снять мышечное и психологическое торможение.
Программа состоит из трех разделов, соответствующих возрастным периодам дошкольного возраста (4—5, 5—6, 6—7 лет), учитывающих особенности и динамику развития годичного цикла ребенка и преследующих вначале обучающую цель, а затем — развитие творческих способностей.
По каждой возрастной группе задачи уточняются, предлагается содержание работы и музыкальное сопровождение, даются методические указания.
Занятия проводятся в игровой форме. В приложении дается музыкальный материал и игры.
Программа включена в пособие «Фольклор — музыка — театр» (под ред. С.И.Мерзляковой), допущенное Министерством образования и науки РФ.
Программа «В мире музыкальной драматургии»2
Цель программы:
■ формировать активное восприятие музыкального искусства у дошкольников 3 — 7 лет через осознание драматургии музыкального произведения;
■ воспитывать желание к передаче музыкальных образов средствами ритмопластики.
1 Автор А.А.Матяшина.
2 Автор Т. Ф. Коренева.
Задачи программы:
■ развивать основы музыкальной культуры, музыкальные способности, способность эстетически переживать музыку и передавать музыкальные образы в движениях;
■ знать простейшие музыкальные понятия;
■ формировать выразительность и пластику движений, развивать творческие способности и пр.
Содержание программы учитывает особенности восприятия музыки детьми и анатомо-физиологические данные возрастного периода.
Программа состоит их четырех разделов по возрастным группам детей.
Весь репертуар представлен по следующим темам:
■ характер музыки, средства музыкальной выразительности;
■ музыкальная форма;
■ комплексы ритмической гимнастики;
■ танцевальные композиции, игры и упражнения с предметами;
■ историко-бытовой танец, парные композиции, элементы бального, народного и современного танца;
■ игровое танцевальное творчество;
■ инсценирование песен;
1 постановка ритмопластических спектаклей.
В программе приведены примерные конспекты занятий по рит-1ике, а также сценарий ритмического спектакля, предлагаемого для постановки в конце года.
Программа включена в пособие «Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей», допущенное Министерством образования и науки РФ.
Программа «От жеста к танцу»1
Программа по развитию у детей 5—7 лет творчества в танце. Ее лавная цель — научить детей творчески осмысливать и воплощать
1 Автор Е. В. Горшкова.
образное содержание в танце через освоение языка выразительных движений.
Развивающее обучение проходит в два этапа.
1 -й этап
Дети знакомятся с обобщенно-образными «значениями» пантомимических и танцевальных движений, с помощью которых учатся осмысленно и выразительно передавать различные настроения, отношения и др.
2-й этап
Дошкольники учатся артистично исполнять сюжетные танцы и музыкально-пантомимические спектакли, а также импровизировать собственные танцевальные композиции
Особенность методики: от обучения языку выразительных движений к исполнительскому, а затем — к «композиционному» творчеству в танце.
В программе раскрываются теоретические основы, принципы методики развития у дошкольников творчества в танце. Описываются методы работы с конкретными танцевальными упражнениями, этюдами и развернутыми спектаклями. Даются планы-конспекты занятий с детьми.
Комплект пособий «От жеста — к танцу» состоит из трех книг. Первая — изложение методики, а вторая (музыкальный репертуар) и третья (словарь пантомимических и танцевальных движений) — приложения к первой.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 474;