Религиозно-мифологические представления
Протоиндийской цивилизацией считается ранняя индская цивилизация, образовавшаяся в Индии около 3000 г. до н.э. В результате археологических раскопок стали известны более сотни древнейших городов; наиболее впечатляющими из них
являются сооружения в Мохенджо-Даро и Хараппе, где были найдены руины крупных городов, строившихся по строгому плану, зернохранилища, совершенная система водопровода, письменность, которую, однако, не удалось прочитать до сих пор. Чрезвычайный консерватизм этих культур - их наиболее яркая особенность. Население городов по своему этническому происхождению было близко к народам ближневосточного региона. Начиная с XVIII в. до н.э. цивилизации долины Инда начали приходить в упадок и в дальнейшем исчезли, не оказав существенного влияния на пришедшую им на смену культуру индоариев. Индоевропейские племена, называвшие себя ариями (благородными), около XV в. до н.э. заняли долину Инда и стали мигрировать далее на восток.
Для арийских племен был характерен высокий уровень материальной культуры, а их язык и верования определили исторический путь индийской цивилизации на долгие тысячелетия, вплоть до наших дней.
«Именно арии с их огромным вниманием к религиозной символике и мифологии, к культам и жертвоприношениям, с ведущей ролью жрецов-брахманов и обожествлением священных текстов - самхит [держаться вместе. -Ред.] выдвинули на передний план в этой цивилизации религиозно-духовные проблемы, подчеркнутый пиетет по отношению к которым стал со временем квинтэссенцией всей духовной культуры Индии», - отмечает известный исследователь культуры Востока Л.С. Васильев1. О религии создателей индской цивилизации можно только догадываться. Не обнаружено остатков царских захоронений и храмов; возможно, религиозные ритуалы жители совершали в домах. Найденные бассейны-купальни также могли использоваться в ритуальных целях: предполагается, что жители практиковали обрядовое омовение, сохраняющееся в Индии до сих пор.
Первым периодом в истории Индии со времени вторжения арийских племен считают ведический период (по названию древнейших религиозных текстов - Вед; «веда» означает знание).
1 Васильев Л.С. Указ. соч. Т. 1. С. 155.
Веды представляют собой собрания тестов, которые распадаются на четыре сборника: Ригведа - книга гимнов; Самаведа и Яджурведа - сборники молитвенных заклинаний и обрядов; самая поздняя Атхарваведа является книгой песнопений и магических заклинаний. В течение многих веков они передавались устно и были записаны гораздо позднее.
Религия арийцев - политеизм (в Ведах упоминается до 3000 богов). Ведические боги разделяются на две группы - асуры и дэвы. В позднейшее время асуры стали злыми духами, а дэвы -добрыми. В культе ведического периода центральную роль играли жертвоприношения, преимущественно бескровные, рассматривавшиеся как кормление богов. Исследователи считают, что в ведизме был выражен момент магии. Представления о загробном мире были неразвиты. Не было изображений богов, их святилищ и храмов. В истории Индии в начале I тыс. до н.э. выделяют брахманский период(по имени главного бога Брахмы). В это время складываются основы кастового строя. Четырьмя кастами, или варнами (на санскрите это слово означает «цвет»), были: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и князья), вайшьи (земледельцы, скотоводы и торговцы) и шудры (слуги). Три первые касты были арийскими по своему происхождению, четвертая включала потомков покоренного населения Индии, этнически отличавшегося от завоевателей.
В поздних ведийских текстах первочеловек Пуруша идентифицируется с Брахмой, из разных частей тела которого произошли касты: из уст его появились брахманы, из рук — кшатрии, из бедер - вайшьи, а из ступней - шудры. Каста брахманов имела наиболее высокий статус в обществе.
Подобно ведизму, брахманизм оставался политеизмом, а боги брахманизма могли обладать как зооморфными, так и антропоморфными чертами. Выделяется триада главных богов - Брахма, Шива и Вишну. Видное место начинают занимать женские божества, которые почти отсутствовали в ведической религии, причем у многих мужских божеств появляется своя пара.
Все культовые действия выполняли только брахманы, и даже сами боги получили характер кастовых богов. Так, главным богом брахманов был сам Брахма, а у кшатриев остался
единственный из ведических богов, сохранивших свое значение, - Индра. Именно в брахманскую эпоху формулируются основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма.
Согласно представлениям брахманов, душа человека после смерти тела не погибает, а переселяется в другое тело, происходит перевоплощение души - реинкарнация. Следующее воплощение зависит от поведения человека в теперешней жизни и прежде всего от точности соблюдения им кастовых правил. Исполняя все правила поведения, человек может воплотиться в следующем рождении в более высокой касте. Нарушая правила, он может оказаться не только в более низкой касте, но появиться в облике животного. Непрерывное колесо превращений называлось сансарей. Теоретическим обоснованием учения о перерождении стала карма. Судьба человека истолковывается как результат его поступков в прежней жизни. Своим поведением человек создает свою будущую судьбу.
Значительное влияние в брахманский период получила религиозно-философская литература, в первую очередь многочисленные богословские трактаты - Упанишады. В них отражены шесть философских систем: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. «Страной философов» называют Индию ученые, отмечая, что философские диспуты и дискуссии были повседневностью индийских княжеских дворов. Одна из этих философских систем - йога - получила особое развитие в Индии и за ее пределами. Йога является аскетическим учением, применяющим религиозные и философские принципы для самосовершенствования. Целью практики йогов стало совершенствование души и сохранение чистоты тела. Они разработали приемы дыхания и специальные упражнения - асаны. Учение йоги позволяет человеку добиться поразительного психологического контроля над своей телесной природой. На рубеже VI—V вв. до н.э. в Индии распространяется новая религия - буддизм. Основоположником учения считается принц Сиддхартха Гаутама. При его рождении было предсказано, что он может стать либо великим царем, либо проповедником, если встретится со страданием. Предание рассказывает
о том, что отец, окружив сына роскошью, устранял из его жизни все, что могло опечалить юношу. Принц не подозревал, что в жизни есть страдание, нужда, старость, болезни и смерть. Он не покидал своих прекрасных дворцов и садов, женился на любимой женщине, у него родился сын. Но отцу не удалось уберечь принца Сиддхартху от встречи со страданием: принц увидел дряхлого старика, страдающего проказой больного, похоронную процессию и узнал, что старость, болезнь и смерть - удел всех людей. После встречи с нищим монахом молодой принц покинул дворец и семью и стал аскетом-отшельником. Но и годы аскетизма не принесли ему удовлетворения. Он пришел к убеждению, что его прежняя жизнь, полная удовольствий, и нынешняя жизнь с добровольными ограничениями и страданиями есть лишь крайности, далекие от правильного, «срединного» пути.
Однажды в момент мистического озарения он открывает четыре истины и становится Буддой - Просветленным: вся жизнь -страдание, человек рождается в страданиях, живет страдая, умирает также страдая; причина страданий заключается в желаниях человека; чтобы избавиться от страданий, нужно избавиться от желаний; путь избавления от страданий - это путь Будды, путь самоуглубления, ведущий к просветлению духа. Открыв свой путь, Будда начал проповедническую деятельность и посвятил ей 40 лет. У него было множество учеников и последователей по всей Индии.
Буддизм полностью принимает такие идеи брахманизма, как реинкарнация, сансара и карма. Но сансара не рассматривается как вечное колесо перерождений. Цель буддизма -выход из сансары, освобождение. Высшей формой перерождения является рождение именно человеком, так как только из этого состояния возможен переход в состояние нирваны. Нирвана в буддизме понимается как состояние вне жизни и вне смерти, состояние избавления от страданий. Избавиться от мучительной сансары и прийти к нирване человек может только сам, в этом ему не могут помочь боги, сами подчиняющиеся закону сансары. Будда как человек, достигший просветления, оказывается выше богов. Но и сам Будда не спасает, а лишь указывает правильный путь. Достичь нирваны, согласно буддизму, может любой человек независимо от своего социально-
го происхождения и касты (сам Будда был не брахманом, а принадлежал касте кшатриев). Буддийские общины представляли собой братства людей разных каст, живших исключительно подаянием и носивших одежду желтого цвета, который в Индии был присвоен низшей касте. Хорошая организация монашеских общин (повиновение старшим и дисциплина) содействовала широкому распространению буддизма.
Как учение буддизм весьма оригинален. Его иногда даже называют религией без бога, и в этом есть доля истины. Будда не отрицал существования богов брахманизма, но он считал, что они не в силах помочь человеку. Человек спасается от страданий только собственными усилиями. Буддизм несравненно демократичнее брахманизма, что способствовало успеху новой религии. Брахманизм обращался к аристократическим слоям, требовал дорогостоящих жертвоприношений и обременительных обрядов; буддизм благодаря простоте своей проповеди, обращенной к каждому человеку на простом разговорном языке, снискал себе множество сторонников. В III в. до н.э. буддийское учение стало господствующей религией в Индии. Цари династии Маурьев покровительствовали буддизму. Царь Ашока объявил буддизм государственной религией. Еще более широкое распространение получил буддизм в I-II вв. н.э. Распространившись в Индии, буддизм начал выходить и за ее пределы, в том числе в Китай и Японию. Сам буддизм также изменялся. В I в. н.э. буддизм распался на два течения: хинаяну (буквально означает «малая колесница») и махаяну (что означает «большая колесница»). Хинаяна оставалась «узким путем спасения» исключительно для монахов с многочисленными моральными запретами и ограничениями. Махаяна несколько отличалась от раннего буддизма и была в какой-то степени уступкой брахманизму: Будда стал почитаться почти как бог, возник культ Будды и появилось представление о множестве будд, в число которых были включены и брахманские боги. Число будд доходит до тысячи. Наиболее почитаются из них Шакьямуни — основатель буддийского учения; Майтрейя — ожидаемый, будущий учитель. Объектом почитания в махаяне стали также бодхисаттвы — люди, достигшие состояния перехо-
да в нирвану, но добровольно оставшиеся в мире ради помощи другим. Махаяна допускает, что не только монахам, но и мирянам может быть доступна нирвана. Души праведников, прежде чем достичь нирваны, пребывают в блаженной стране. В махаяне учение буддизма было приспособлено к менее утонченному восприятию, стало более понятным, и именно в этой форме буддизм проникал в различные страны.
В самой Индии буддизм, однако, не удержался. Исследователи объясняют это тем, что как религиозное учение он был направлен против кастовых различий. Выступая в качестве антитезы брахманизму, буддизм способствовал его изменению, демократизации и превращению в индуизм. В эпоху индуизма в традиционных верованиях индийцев возникают новые явления: общественные церемонии, обряды, места паломничества и храмы, устраиваются торжественные церемонии и процессии. Отличительными чертами индуизма стали крайняя веротерпимость и способность
поглощать иные культы благодаря учению об аватарах-воплощениях богов. Каждое небесное божество может иметь свою аватару - земное воплощение. Сам Будда оказывается одной из аватар бога Вишну. В индуизме складываются многочисленные секты, во главе которых стоят гуру -учителя мудрости. От брахманизма индуизм взял брахманистский пантеон богов, добавив учение об аватарах и включив в себя некоторые положения буддизма. Так, в индуизме появились боги-спасители; ими стали Кришна, Рама и тот же Будда. Индуизм сохранил политеизм и зооморфизм брахманистской религии, узаконил почитание животных.
В индуизме существует два основных направления - шиваизм и вишнуизм — в зависимости от того, какое главное божество почитается. Шива для своих адептов - высшее существо, олицетворяющее созидающие и разрушительные силы мира. Воплощением энергии Шивы является его танец (Шива - это и бог-покровитель танца). Многие устрашающие черты облика и культа Шивы связаны с тем, что в индуистской триаде (Брахма, Вишну и Шива — три лица Брахмана) он выступает как бог-разрушитель, уничтожающий мир и богов в конце каждого периода (кальпы). В одном из мифов рассказывается о том, что, разгневавшись на Брахму, Шива отсек от него пятую голову и за это был осужден на вечный аскетизм (поэтому он изображается то в виде аскета,
то в виде танцора). Бог Вишну олицетворяет энергию созидания. Основное содержание мифов об аватарах (воплощениях) бога Вишну составляет мотив торжества добра над злом. Вишну появляется во многих воплощениях как в облике животных (вепря, черепахи, рыбы), так и образе человека (Кришна и Рама).
В индуизме почитается огромное количество богов вместе с их аватарами, существуют местные культы и секты, поэтому назвать его единой религией можно лишь весьма условно. Из-за сложнейшей системы мифов индуизм как учение с трудом поддается логическому изложению. Догматов, обязательных для всех верующих (они называются индусами), немного: это признание священного авторитета Вед, учение о переселении душ и о карме, вера в богоустановленность каст. Историки Индии считают, что именно пестрота религиозных организаций индуизма сделала возможным сначала мусульманское завоевание Индии, а позднее подчинение ее англичанам. В учении индуизма индийцы снова вернулись к религиозному обоснованию кастовой системы. В конце I тыс. н.э. на территории Индии начинает распространяться ислам. Мусульмане жили рядом с индусами, перенимая у них многие мифы и религиозные обряды. В сравнении с индусами мусульманские племена имели более сильную политическую систему, их объединяла монотеистическая религия, поэтому достаточно быстро Индия попала под власть сначала Делийского султаната, а затем династии Великих Моголов. Ислам, будучи монотеистической религией, качественно отличался от предыдущих религиозных учений, которые индуизм мог успешно ассимилировать благодаря своей гибкой структуре. Идеи ислама оказали огромное влияние на развитие культуры Индии: было образовано первое в эпоху Средневековья централизованное индийское государство, ислам на севере Индии укрепился как государственная религия, возникло индийское мусульманское искусство.
Мир повседневности
Исследователи считают, что уровень жизни индийцев XVII-XVIII вв. был сравним с уровнем жизни европейцев благодаря высокопродуктивному земледелию (два урожая в год), но XIX в.
отмечен экономическим отставанием Индии от Запада, пережившего промышленную революцию. Особенностью Индии стали бесчисленные ремесленники — обильная и низкооплачиваемая рабочая сила, — мастерство которых славилось по всему миру. Были ремесленники, творившие предметы роскоши для царя и двора, и были деревенские ремесленники. Принципы деревенского ремесла чаще всего базировались на местных традициях. Творчество было полностью анонимно. Мир повседневности индийца был миром кастового деления. Каждая из каст вела свой собственный образ жизни. Касты располагаются по иерархической лестнице тем ниже, чем более они причастны к занятиям, считающимся оскверняющими, например уборке мусора. Жизнь индуса, принадлежавшего касте брахманов, делится на четыре стадии. Во время первой из них (до 20-25 лет) индус осваивает правила поведения в семье и касте, получает образование, соответствующее его рождению. Если юный брахман изучал санскрит и знакомился со священными текстами, то юный кшатрий должен был постигать воинское искусство. На второй стадии индус становится семьянином и домохозяином. Положение женщин в индийском обществе весьма противоречиво. Нередко девушка впервые видит мужа на собственной свадьбе. Ее статус
повышается с рождением ребенка, особенно мальчика (согласно представлениям индийцев, только сын, совершив похоронный обряд, способен обеспечить отцу благополучный переход в иной мир). Постепенно права женщины расширяются, и в будущем она может стать хозяйкой дома, старшей женщиной в большой индийской семье, где под одной крышей проживает несколько поколений. Третья стадия характеризуется ослаблением семейных уз и подведением итогов. Четвертая стадия - отрешение от мира, отшельничество и поиск истины, ценящийся в Индии очень высоко. Сведения о жизни простых индийцев и представителей высших каст можно почерпнуть из памятников индийской литературы. Как и в любом традиционном обществе, главнейшая роль в Индии принадлежала религии. Богатейшая мифологическая система сначала брахманизма, а затем и индуизма задавала ту систему образов и ритуалов, которые сопровождали
индийца на протяжении всей жизни. Танцевальное и музыкальное творчество индийцев основывалось именно на мифах, представляло их и распространяло. В мифах и легендах, вошедших в эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», индийцы черпали темы для своих творений, обрядов и ритуалов.
Эти ритуалы были очень многоплановы. В них использовались песни и танцы, живопись, магические формулы. Вся огромная страна воспринимала единый язык ритуала, общую символику. На протяжении всего индуистского года один за другим следовали многочисленные праздники, в которых участвовали все индийцы. Праздники сопровождались танцами, музыкальными и театральными представлениями.
Различные религии, перекрещивавшиеся в Индии, представляли и различные трактовки любви. Если для буддизма идеалом было безбрачие, то брахманизм и индуизм, напротив, придавали эротике сакральный характер, приписывая ей мистическое значение. Чувственной любви были посвящены литературные произведения и трактаты. Самый знаменитый из них «Камасутра» представляет любовные отношения как науку и искусство. В целом же отношение индийцев к женщине, как уже отмечалось, было двойственным. Она не имела возможности проявить собственную инициативу, приветствовались ее покорность и преданность мужчине. При этом в искусстве и любовной игре женщина становилась богиней. Отношения между мужчиной и женщиной в индийской культуре стали особой формой культурного развития. Это связано с тем, что они рассматривались религией не как греховные, а напротив, как сакральные.
Искусство
Наследие индийского искусства необъятно. Религиозные идеи и моральные установки индийского общества запечатлены в первую очередь в литературных памятниках. На протяжении длительного периода (с середины II тыс. до н.э. до IV в. н.э.) складывались два индийских эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна». В основе сюжета первого из них - вражда двух царских родов: братьев Пандавов и Кауравов, которая заканчивается торжеством попранной справедливости. В сюжет вплетены
многочисленные вставные эпизоды, сказания, даже философский трактат «Бхагавадгита». Царевич Рама, герой «Рамаяны», отправляется на поиск похищенной демоном Раваной своей жены Ситы. Оба эпоса существовали в устной традиции и на протяжении многих веков передавались певцами-сказителями.
«Махабхарата» и «Рамаяна» до сих пор очень популярны в Индии, по их сюжетам поставлены кинофильмы. Оба эпоса всегда были неисчерпаемым источником тем и сюжетов индийского искусства.
Памятники изобразительного искусства с середины II - по середину I тыс. до н.э. почти не сохранились. Брахманская традиция не знала храмового строительства и развитого изобразительного искусства. Проследить развитие индийского искусства можно лишь с III в. до н.э., с эпохи правления династии Ашоки, по повелению которого строились буддийские храмы и каменные колонны, украшенные капителями. Знаменитая львиная капитель стала национальной эмблемой современной Индии.
В эпоху Гуптов сложилась практика храмового строительства. В Индии появляются вначале пещерные храмы (в частности, вблизи города Аджанты). Содержанием росписей пещерных храмов становится жизнь Будды. В правление Гуптов успехи в архитектуре и живописи столь значительны, что этот период можно считать «золотым веком» индийского искусства. Изображение Будды приобретает все большую углубленность и одухотворенность. Рассказы о перерождениях Будды занимают значительное место в литературной прозе Древней Индии.
Особую роль в культуре Индии играло искусство танца. Разнообразные школы классического индийского танца возникали и оформлялись в первые века н.э. Театральное искусство включало в себя танец, сценическую игру и музыку. Танец являлся неотъемлемой частью театра, а впоследствии выделился в самостоятельный жанр. Индийцы рассматривали танец как зримую поэзию. Воздействие танца должно было соответствовать воздействию прекрасной поэзии. Танцевальные движения, позы, жесты, мимика, представляли собой своеобразный символический язык. В танцах оживали индийские мифы и сказания. Особенностью индийского танца являются именно жесты. В своей статье, посвященной классическому танцу Индии, Сунил Кот-
хари пишет: «Жесты могут быть подражательными, описательными, подсказывающими и даже символическими, они передают целую гамму чувств и мыслей. Они говорят: приди, уйди, нет; они благословляют, ладонь становится благословляющей чашечкой лотоса, с кончиков пальцев слетают птицы, движения могут обозначать небо и землю, семь морей и преисподнюю. Они говорят, в буквальном смысле говорят. Постепенно входя в мир этого танца, зритель начинает легко читать символику движений и помещать прочитанное в конкретный контекст»1. В европейской культуре танец никогда не был таким доминирующим видом искусства, как в индийской культуре. Современный индийский кинематограф (имеющий, кстати, самого массового зрителя) в некоторой степени позволяет представить, какую роль играют в Индии танец и музыка. Герои, отвлекаясь от текущих событий, начинают петь и танцевать. Во многих случаях танец — своеобразная «пластическая трактовка» сюжета.
Индийский танцевальный язык выполняет внутри цивилизации коммуникативную функцию. Даже священные тексты Вед сопровождает мелодическая основа. Танец аккумулирует в себе самое существенное из индийской истории. Искусство танца оказало огромное воздействие на изобразительное искусство, поскольку характерной особенностью танца является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Синтез исконно индийской и мусульманской традиции в искусстве Индии проявился как в танце, так и в изобразительном искусстве, в частности в индийской миниатюре.
С историей индийского народа и его бытом связано декоративно-прикладное искусство. Изделия индийских ремесленников - ювелирные украшения и оружие, ткани и ковры, статуэтки и сосуды -поразительны по своему художественному мастерству; в них выражены представления индийцев о красоте и гармонии.
Модернизация
Индия обладала богатыми природными ресурсами и плодородными землями. Главными
богатствами ее были текстиль, хлопок, шелк. Еще в XIV-XV вв., когда мусульманские купцы
стали
1 Сунил Котхари. Классический танец Индии // Индия. М, 1987. С. 17-18.
вести активную торговлю индийскими товарами, было построено множество удобных портов. Через эти порты в Европу поступали экзотические индийские товары, благодаря которым сложилось впечатление о сказочном богатстве Индии. Европейцы, торговавшие с Индией, постепенно сосредоточили в своих руках контроль над портами и даже вмешивались в политическую борьбу местных правителей. В это время Индия была политически нестабильной страной. Империя Великих Моголов переживала период упадка, на ее наследство претендовало несколько государств. В колонизации Индии наиболее сильны были позиции англичан и английской Ост-Индской компании, объединившей в своих руках как торговые, так и дипломатические отношения с Индией. Уже к началу XIX в. практически вся Индия была под контролем англичан. В 1858 г. государственная власть в Индии перешла к представителю Великобритании со статусом вице-короля, и Индия стала британской колонией.
В результате завоевания Индии англичанами страна превратилась в сырьевой придаток Великобритании и слабела год от года. Ее несметные богатства потекли на Запад. Но в то же время Индия включилась в мировой рынок: англичане строили дороги и открывали промышленные предприятия, создавали новую администрацию. Английский язык для страны, говорящей на разных языках, стал объединяющим началом. В Индию проникали европейский опыт, знания, образ жизни. Знакомство с Западом стало реальностью для социальных верхов индийского общества, для индийских интеллектуалов оно способствовало распространению европейских культурных ценностей.
Но если в городах Индии шел активный процесс модернизации, то деревня оставалась по-прежнему традиционной. Радикальные партии не имели в Индии массовой поддержки, так как индийцам традиционно были близки идеи ненасилия.
В XX в. самым известным политическим лидером, сыгравшим особую роль в истории Индии, стал Махатма Ганди, возглавивший партию Национальный конгресс и разработавший теорию ненасильственного сопротивления. Ганди сумел обратить нравственные ценности своей страны на такую сферу, как политика. Возглавляемое им движение набирало силу, и Индия получила независимость. За десятилетия своего независимого разви-
тия Индия решила задачи огромной важности. Процесс модернизации продолжался: развивалась промышленность, страна сама обеспечивала себя продовольствием, возникали наукоемкие отрасли, проводились социальные реформы.
Современная Индия - светское и демократическое государство, которое достаточно успешно идет по пути научно-технического развития. Однако процесс модернизации охватил далеко не все слои населения. В Индии реально существуют как бы два общества: образ жизни примерно пятой части индийцев повторяет европейский с его ценностями и стандартом жизни, а остальное население ведет привычную для их предков жизнь. Обе части остаются достаточно обособленными и живут в одной стране каждая по своим законам.
Самой большой проблемой современной Индии является неконтролируемый демографический рост. В отличие от Китая, где жесткие меры контроля над рождаемостью, введенные государством, помогли снизить рост народонаселения, Индия не имеет такой программы. Попытки поставить рождаемость под жесткий контроль оказались неудачными, вызвав грандиозную волну стихийного недовольства. Темпы прироста населения составляют 2% в год. По прогнозам социологов и демографов, именно Индия будет самой многонаселенной страной в XXI в.: около 1,5 млрд человек к 2050 г. Парадоксальность ситуации заключается в том, что древнейшая цивилизация мира состоит в основном из юных и молодых людей.
Высокие темпы рождаемости не позволяют стране решить экономические и социальные проблемы, повысить уровень жизни населения, обеспечить образование и медицинское обслуживание всех индийцев. Современная Индия дает миру треть всех неграмотных. Большая часть средств, выделяющихся в государственном бюджете Индии на образование, тратится не на преодоление безграмотности (в стране не учится половина детского населения), а на развитие высшего образования. Возможно, работает инерция тысячелетних представлений об образовании как привилегии высших каст.
Былые представления о кастовой иерархии претерпевают изменения: конституция защищает неприкасаемых (для них резервируются места в учебных заведениях, на государственной служ-
бе). В то же время современные производства и институты часто организуются по кастовому
принципу - существуют кастовые кооперативы, колледжи, банки. В брачных объявлениях
обязательно указывается кастовая принадлежность невесты.
Согласно некоторым прогнозам, Индия может стать очередным экономическим чудом Азии.
Такие выводы позволяет сделать, например, рост экспорта индийского программного обеспечения,
который составляет 33% мирового вала.
Индия - слишком большая страна, чтобы можно было определить ее развитие по простой формуле.
История этой «вечной цивилизации» может быть интерпретирована по-разному, так же, как и ее
будущее.
Китай
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 388;