Принципы и средства архитектурной композиции


 

АРХИТЕКТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ - целостная художествен­но-выразительная система форм, отвечающая функциональ­ным и конструктивно-техническим требованиям.

Основу или исходные положения архитектурной композиции составляют следующие принципы:

- СТРУКТУРНОСТЬ - расчленение архитектурного объекта на функциональные элементы с организацией связи между ними (ГЛАВНОЕ и СОПОДЧИНЕННОЕ, КОНТРАСТ, МАСШТАБ);

- СОРАЗМЕРНОСТЬ - учет закономерностей восприятия ар­хитектурной формы человеком (ПРОПОРЦИОНАЛЬНОСТЬ, МАС­ШТАБНОСТЬ);

- ГИБКОСТЬ - способность архитектурного объекта к видоиз­менению (модификация, мобильность, динамика) при изменении требований (АСИММЕТРИЯ);

- ЦЕЛОСТНОСТЬ (единство) - визуальное равновесие динами­ческой системы (ГЛАВНОЕ и СОПОДЧИНЕННОЕ, СИММЕТРИЯ).

Типы объемно-пространственной композиции (рис. 3.3):

- ЗАМКНУТАЯ - архитектурный объект сформирован пери­метрально вокруг внутреннего двора;

- ЦЕНТРИЧЕСКАЯ - архитектурный объект имеет план ком­пактной формы (квадрат, круг), в центре которого расположено главное помещение, имеющее верхнее освещение;

- БАЗИЛИКАЛЬНАЯ - архитектурный объект имеет план вы­тянутой формы, в центральной части которого расположено про­дольное главное помещение, имеющее большую высоту;

- КОМПАКТНАЯ - помещения архитектурного объекта объе­динены в максимально обобщенном объеме, главное помещение не имеет естественного освещения;

- ОТКРЫТАЯ - архитектурный объект составлен из взаимо­связанных линейно протяженных объемов.

При проектировании архитектурного объекта используются сле­дующие средства гармонизации или СРЕДСТВА АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ.

 

Рис. 3.3. Типы объемно-пространственной композиции:

а - замкнутая; б - центрическая; в - базиликальная;

г - компактная; д - открытая

ЕДИНСТВО и СОПОДЧИНЕННОСТЬ. Здесь соподчиненность следует понимать как форму выражения единства сложной компо­зиции (рис. 3.4).

СИММЕТРИЯ - одинаковое расположение равных частей от­носительно оси, ДИССИММЕТРИЯ - частичное нарушение сим­метрии, АСИММЕТРИЯ - отсутствие симметрии при связи гармо­ний художественного единства (рис. 3.5).

Рис. З.4. Иерархическое построение системы главных и второстепенных композиционных осей

 

Рис. 3.5. Проявление симметрии в архитектуре:

а - симметрия;

б - диссимметрия;

в - асимметрия

РИТМ - закономерное чередо­вание одинаковых или однохарак-терных элементов и интервалов. Возможны следующие виды ритма (рис. 3.6):

- простейший - чередование одного элемента через равные ин­тервалы; метрический - чередова­ние нескольких элементов через равные интервалы;

- ритмический - чередование нескольких элементов через раз­личные интервалы.

Основная задача при выборе ритма заключается в избежании монотонности восприятия, что мо­жет быть достигнуто, например, использованием сложных видов ритма или разрывом ритма.

Рис. 3.6. Ритм в архитектуре: •

а -простейший; б - метрический; в - ритмическийй

 

ТЕКТОНИКА - художественное выражение конструктивно-матери­альной основы здания. Тектоничная конструктивная форма приоб­ретает художественную вырази­тельность, становясь архитектур­ной формой (рис. 3.7).

Рис. 3.7. Тектоничные конструктивные формы:

а - стеновая; б - каркасная (стоечно-балочная);

в - пространственно-стержневая; г- висячая (вантовая);

д - ствольная; е -сводчатая (оболочковая)

 

 

Тектонические формы могут иметь различные характеристики, часто совершенно не схожие, зависящие от материала или технологии строительства. Например, тек­тоника современных каркасных зданий, отличается от форм древних зданий стоечно-балочной конструктивной системы, а каменные или кирпичные своды имеют тектоническое выражение иное, чем совре­менные тонкостенные своды-оболочки.

Таким образом, в архитектуре понятие тектоники означает пла­стическое построение формы сооружения в соответствии с его конструктивной сущностью [3].

ПРОПОРЦИИ - закономерное соотношение геометрических размеров здания и его элементов. Удачно найденные пропорции являются одним из существенных факторов, определяющих худо­жественную ценность архитектурного объекта. Наиболее известно пропорционирование по методу «золотого сечения» (рис. 3.8):

АС/СВ=АВ/АС = 1 /0,618 = 1,618 = Ф

 

Рис. 3.8. Способы пропорционирования по методу "золотого сечения"

Любое другое деление отрезка АВ не дает соотношений, кото­рые образуют пропорцию.

Ряд «золотого сечения» составляют следующие числа:

1; 1,618; 2,618; 4,326; ...; Фк

Распространенность пропорции "золотого сечения" в архитектуре объясняется тем, что оно выражает многие свойства строительной механики и отвечает законам зрительного восприятия человека. Од­ним из свойств "золотого сечения" является минимальное число различных отношений при делении отрезков, что отвечает принципу «экономии восприятия», дающей ощущение эстетической ценности.

Наличие пропорций в образе архитектурного объекта можно определить, выявив подобные фигуры. Например, подобие прямо­угольников, как известно, будет доказано, если выявлена парал­лельность или перпендикулярность их диагоналей (рис. 3.9).

Пропорции имеют большое значение в архитектурной компози­ции. Чем проще объемная структура здания, чем меньше на нем декоратив­ных элементов, тем яснее просматри­ваются и оцениваются его пропорции и тем большее значение они приобрета­ют в общей композиции сооружения.

АРХИТЕКТУРНЫЙ МАСШТАБ -характеристика крупности членений формы архитектурного объекта по отношению к ее габаритным разме­рам. Архитектурный объект может быть крупномасштабным или мелко­масштабным.

 

Рис. 3.9. Выявление пропорций в архитектурном объекте

Крупномасштабный объект харак­теризуется более обобщенной архитектурной формой. Его от­личают крупные членения или небольшое число чле­нений, с более обобщен­ными и крупными деталями. Посредством крупного масштаба можно придать монументальность неболь­шому по абсолютным раз­мерам архитектурному объ­екту (рис. 3.10, а).

Мелкомасштабные объекты имеют дробный характер отдельных частей и членений, более мелкие детали (рис. 3.10, б).

Масштабный строй раз­личен для зданий различно­го назначения. Мелкий масштаб характерен для зданий с большим количе­ством небольших помеще­ний малой высоты и боль­шим количеством часто расположенных окон мало­го размера. Большие раз­меры внутренних пространств, свободное расположение крупных световых проемов обусловливают более крупный масштаб зданий. Однако это положение не является непреложным правилом [3].

Рис. 3.10. Виды архитектурного масштаба: а - крупный; б - мелкий

 

 

МАСШТАБНОСТЬ - соразмерность членений формы архитек­турного объекта габаритам человека. Масштабность членений по­зволяет человеку легче адаптироваться в искусственно созданной среде. Для проверки масштабности проектируемого объекта при­нято изображать на чертеже фасада или перспективы фигурку че­ловека в масштабе изображения, что сразу делает наглядным по­рядок масштабности архитектурной композиции.

Нужно отметить, что помимо качественных представлений, ко­торые вкладываются в понятия «масштабный» и «немасштабный», в архитектурной практике часто сознательно нарушают масштаб­ность для выявления тех или иных архитектурных качеств. Подоб­ная практика известна как по отдельным памятникам архитектуры, так и по целым периодам в истории архитектуры [3].

 

Вопросы для самоконтроля

> Определите термин «архитектурная композиция».

> Перечислите принципы архитектурной композиции.

> Перечислите типы объемно-пространственной композиции.

> Единство и соподчиненность.

> Проявление симметрии в архитектуре.

> Ритм в архитектуре и его виды.

> Определите термин «тектоника».

> Определите термин «пропорции».

> Определите термин «архитектурный масштаб».

> Определите термин «масштабность».

 



Дата добавления: 2016-05-30; просмотров: 13239;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.