Деревянные духовые инструменты.
Вторым объединением современного симфонического оркестра, способным к
большому разнообразию и богатству выражения, следует признать «семейство»
деревянных духовых инструментов. Обладая драгоценной способностью
выдерживать звук, они имеют перед струнными даже некоторое преимущество -
их сила звука в известной мере исключает необходимость чрезмерного
увеличения их числа. Технические и художественные средства деревянных
духовых не столь богаты, разнообразны и гибки. Это относится, прежде всего
к их объему. Они не могут свободно изменять степень силы звука и часто
оказываются даже не в силах управлять качествами своих крайних ступеней
внизу или самом верху звукопада. Все представители этого объединения
обладают подлинным pianno или надлежащим fone, и размах степеней силы
звука. Защищенные полной свободой в изменении силы звука, деревянные
духовые инструменты связаны также и с некоторыми особенностями извлечения
самого звука, на воспроизведение которого требуется сравнительно больше
времени, чем у смычковых. В своих чисто технических качествах, при
несомненных достоинствах , они также уступают струнным - деревянные духовые
инструменты относительно менее подвижны, и сложность поручаемых им
построений менее замысловата. Даже в средствах своего звукоизвлечения они
существенно отличаются от смычковых.
В настоящее время объединение деревянных духовых инструментов
представлено четырьмя основными и двумя добавочными видами, отличающимися
друг от друга не только чисто природными свойствами, но и присущими каждому
из них качествами и особенностями. В оркестре прошлого, которыми
композиторы пользовались до самого начала ХIХ столетия, деревянные духовые
инструменты применялись в достаточно ограниченном составе и не всегда
равномерно. С развитием более утонченных художественных средств оркестра,
вообще сильно возросли возможности и деревянных духовых.
Содружество деревянных духовых инструментов, как было уже сказано,
состоит из четырех основных и двух добавочных более или менее обособленных
видов. К основным - относится семейство флейт, гобоев, кларнетов и фаготов,
а к добавочным - семейства саксофонов и сарюзофонов. Все эти инструменты
принадлежат к так называемым широкомензурным инструментам, то есть таким,
основная трубка которых при относительно широком поперечнике сравнительно
коротка. Каждый музыкальный инструмент имеет свой особый способ
звуковедения, который зависит от возбудителя колебаний. Если у духовых
инструментов»звукообразующими элементами» являются грани среза звукового
отверстия, простые или двойные язычки - трости или губа исполнителя, а
возбудители колебаний - выдыхающий поток или струя воздуха, и «резонатором»
- столб воздуха, заключенный в трубке инструмента то, на основании этих
существенно - важных признаков, все духовые инструменты естественно
распадаются на три вполне обоснованных вида. К первому относятся
инструменты с «боковыми отверстиями» - так называемые губные или
глобальные инструменты» - от латинского labia - «губа». Ко второму -
инструменты с «язычком» или «пищиком» - язычковые или «лингвальные» от
латинского « - «язык» к третьему - инструменты с устьем или «амбушюром» -
амбушюрные от французского embouchure - «мундштук» , «устье».
В нотной записи не все деревянные духовые инструменты пользуются
единообразным письмом, когда ноты пишутся так, как и звучат в
действительности. Эти отступления в записи возникли в ходе развития и
совершенствования того или иного инструмента и в своем существе имеют
чрезвычайно глубокие корни о которых сейчас можно и не вспоминать, Вполне
достаточно только знать, что этот прием «условной» записи, когда инструмент
пишется на одной высоте или в одном строе, а читается в другом, носит
название транспонирования. Среди «деревянных духовых инструментов к «
транспонирующим» относится альтовые флейты, малый гобой, гобой д(амур,
английский рожок, все разновидности кларнетов и саксофонов. Этот довольно
странный на первый взгляд обычай писать ноты не так как они звучат в
действительности, имеет весьма веские основания. В то время, когда
некоторые древние духовые инструменты только еще создавались, их устройство
было крайне несовершенным. Все объединение деревянных духовых инструментов
состоящее из основных вполне самостоятельных и несколько обособленных друг
от друга семейств - флейт, гобоев, кларнетов и фаготов с их видовыми и
родственными им инструментами, и добавочных семейств - саксофонов и
сарюзофонов, не принимающих в современном оркестре столь длительного и
постоянного участия, в оркестровой партитуре обычно располагается в самом
ее верху и в том же порядке, в каком инструменты были упомянуты выше.
Некоторое исключение составляют только саксофоны, часто переводят их в
объединение медных духовых инструментов и помещают их где-то между трубами
и валторнами или даже тромбонами, что разумеется, никак не вяжется с
природой самих саксофонов, принадлежащих не к «амбушюрным» инструментам, а
к «язычковым», - то есть не с устьем - мундштуком, а с язычком - пищиком.
Из всех известных сейчас музыкальных инструментов флейта принадлежит,
несомненно к числу тех, история которых восходит к глубокой древности. Само
слово «флейта» применялось древними весьма пространно и этим понятием они
обычно определяли вообще все духовые инструменты без различия их природных
особенностей и свойств.
Подлинным предком современной флейты являются отнюдь не такие
представители этой «породы», как флейта простая, фринийская флейта или
флейта двойная. Эти инструменты только именовались «флейтами» но собственно
к флейтам прямого отношения не имели. Разновидность «флейты», известная под
общим наименованием «косой» ли поперечной флейты уже к середине столетия
получила всеобщее признание и, несмотря на упорство, с которым держалась
еще в оркестре флейта с наконечником, косая или поперечная вышла на путь
решительного развития и совершенствования.
Флейта в ХVIII столетии пользовалась такой любовью своих
современников, что одно время стала чем-то вполне неотъемлемым в их
повседневной жизни. Играть на флейте вплоть до середины ХIХ века
почиталось признаком хорошего тона, и флейта также как и лютня, арфа или
фортепиано, вскоре появилось на сцене в качестве достойного участника
драматического спектакля. Среди разновидностей обыкновенных флейт
наибольшим распространением пользуется малая флейта и несколько меньшая -
альтовая.
Первая и наиболее распространенная разновидность «обыкновенной»
флейты, известна под именем малой флейты или флейты - piccolo. Она звучит
октавой выше обыкновенной флейты и в оркестре обычно предназначена для
усиления и продления вверх крайних октав родового инструмента. Звучность
малой флейты особенно в верхнем отрезке ее звукоряда и в forte, отличается
чрезвычайной резкостью и даже грубостью, а внизу, напротив она бесцветна,
очень слаба.
Вторая разновидность обыкновенной флейты использована Римским-
Корсаковым, стремившимся обогатить оркестр столь обаятельным в звучании
флейта низкими ступенями ее звукоряда. Наконец, последняя разновидность
флейты известна под именем басовой флейты, или альбизифона. Этот инструмент
был построен свыше пятидесяти лет тому назад, но в оркестре встречается , к
сожалению, еще крайне редко.
Второе семейство объединения духовых инструментов составляет гобой со
всеми своими многочисленными родичами. В истории инструментов гобой
известен чуть ли не с незапамятных времен. Современный гобой, располагает
всеми тонами передувания и потому, также как и флейта принадлежит к
«октавирующим» инструментам. В техническом отношении гобою, в сущности,
доступны все тонкости современного письма. Классики - симфонисты -Гайдн,
Моцарт и Бетховен - широко пользовались гобоем в своих произведениях.
На что же теперь способен гобой в оперно-симфоническом оркестре?
Как уже известно, его тембр, от природы немного гнусавый, очень напоминал
пастушеский рожок или дудочку - свирель.
Третий представитель семейства деревянных духовых инструментов -
кларнет, принадлежит к числу наиболее молодых участников этого объединения.
Он возник в Германии около 1700 года.
Кларнет в своем первобытном виде существовал с давних пор в еще
народной дудочки низшего порядка в очертании короткой цилиндрической
трубочки, а эти простые дудочки были известны нам с бьющимся языком
вырезанным из камыша или с подвязанным к клюву отдельным языком. Сейчас
кларнет представляет собою великолепный инструмент, располагающий огромным
объемом в четыре неполных октавы - от mi малой октавы по письму. В низком
регистре кларнет звучит немного мрачно и сурово.
Одним из самых выдающихся открытий в области инструментального
строительства середины прошлого столетия было создание нового духового
инструмента - саксофона, в котором чрезвычайно удачно объединились
характерные особенности медных и деревянных духовых инструментов.
Семейство саксофонов, предназначавшееся первоначально для военно-
духовых оркестров по крайней мере во Франции и Бельгии было тогда же и
введено. Со дня рождения саксофона прошло около семидесяти пяти лет, когда
Европа была буквально ошеломлена сначала слухами о возникновении jazza, а
потом - спустя несколько лет - восхищена и с головой увлечена прибывшим из
Нью-Йорка в Париж первым негритянским jazz - оркестром. Остается последний
представитель объединения деревянных духовых инструментов - фагот.
В ХVI столетии, еще задолго до изобретения фагота, все басовые голоса
духовых язычковых инструментов удерживались различными видами низких
инструментов. Во Франции и Германии усовершенствованные фаготы были приняты
в оркестрах военной музыки, и уже в 1741 году они были введены в оркестрах
французской гвардии и дианских полков маршала Саксонского. Таким образом
создался современный фагот - вполне совершенный в техническом отношении.
Его огромный объем простирается от si контроктавы до re второй и весь его
звукоряд распадается на несколько чрезвычайно характерных в своем звучании
регистров.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 549;