Деревянные инструменты
При выколотке крупных глубоких рельефов удобнее применять не металлические, а деревянные чеканы. Они же незаменимы при выравнивании фона.
Деревянные чеканы делают из крепких пород дерева (дуба, бука, граба, иногда из березы). Этим инструментам не обязательно придавать изящные очертания. Деревянные чеканы - это четырехгранные бруски с застроганной нижней боевой частью. Им придается форма лощатника, пурошника, канфарника, расходника. Размерами они значительно больше по сравнению с металлическими чеканами. На рисунке 38 - деревянные чеканы и один металлический.
Рис. 38. Чеканы. Первый слева металлический, остальные деревянные
Боевую часть деревянных чеканов тщательно выравнивают напильником с мелкой насечкой и шлифуют наждачной бумагой для устранения возможных ребер и граней.
Для ударов по деревянным чеканам применяют обычную киянку.
В процессе изготовления чеканов и молотков учащиеся приобретают навыки слесарной работы на металлообрабатывающих станках, знакомятся со шлифовкой, закалкой, отпуском и отжигом металла, а также с отдельными операциями по деревообработке.
Рабочий процесс
Техника чеканки по листу представляет собой декоративный рельеф, воплощенный в металле.
Глубина чеканного рельефа может быть различной, от высокого скульптурного горельефа до почти плоского двухмерного контурного, напоминающего гравировку. Выбор того или иного решения зависит от задач, которые ставит перед собой создатель. Существуют определенные технологические этапы и режимы, являющиеся общими для высоких и низких рельефов, выполненных из листового металла.
Технология чеканки по листу разделяется на следующие этапы:
1. Подготовка рисунка. 2. Насмолка бляшки. 3. Перевод рисунка на металл. 4. Обводка контуров расходником и опускание фона. 5. Снятие бляшки, отжиг и отбеливание. 6. Выколотка рельефа. 7. Повторная насмолка. 8. Патинирование и оксидирование. 9. Оформление чеканки.
Рассмотрим подробнее технологические особенности каждого из названных этапов.
Подготовка рисунка
Рисунок создается в натуральную величину чеканки. Для удобства последующей работы со всех сторон на листе бумаги оставляют поля размером 30-40 мм. Манера рисунка - контурная со штриховкой. Все элементы должны быть четкими, ясно читаемыми, обведенными равномерной, проволочной линией. Места углубленных планов рекомендуется заштриховывать, а выпуклости оставлять светлыми. Если рисунок выполняют на тонированной бумаге, то белилами или мелом нужно высветлить бугристости рельефа, а впадины оставить цвета бумаги.
Общие контуры и силуэты композиции должны передаваться ритмично и декоративно. Следует добиваться не только четкости всех пластических форм и объемов, но красоты и узорности силуэта каждого элемента в отдельности.
Нужно стремиться сохранить ощущение материальности металла, его массивности, прочности и в то же время эластичности.
В рисунках разрешается умышленно допускать некоторую упрощенность в трактовке деталей, сохраняя при этом монументальную выразительность изобразительных форм. Хорошо стилизовать рисунок так, чтобы зритель мог без труда, с первого взгляда узнать, что именно изображено- животное или птица, растение или фигура человека, найти степень декоративного обобщения, подчеркнуть наиболее характерные признаки объекта.
Ни в коем случае нельзя переводить в чеканку фотографии или репродукции живописных картин и графических рисунков. Их нужно соответствующим образом переработать для чеканного рельефа и лишь тогда воплощать в металле.
На рисунках 39 и 40 показаны фотография льва и его изображение в чеканке.
Чеканка по металлу, как и всякое произведение декоративно-прикладного искусства, не существует изолированно; оно сочетается с определенным интерьером, который, в свою очередь, включается в общий ансамбль помещения или целого архитектурного комплекса. Если чеканные рельефы вмонтированы в какой-либо предмет, они должны способствовать созданию общего композиционного образа, подчиняться его эстетическому и функциональному назначению. На цв. ил. 15 - деревянная шкатулка, облицованная чеканными металлическими пластинами.
Нередко чеканные панно используют как составной элемент архитектурного ансамбля (например, накладная чеканка по алюминию на темном фоне, декорирующая стены станции метро "Варшавская" в Москве). В этом случае композиционный и образный строй должен подчиняться целому ряду специфических особенностей, "связанных с практическим применением предмета искусства. Вот его важнейшие особенности: 1) Тесная связь отдельного произведения с ансамблем, в результате чего возникает сложный суммарный образ... 2) Материальность, вещественность декоративной формы... определяемая задачей органического слияния с материальной средой. 3) Особый изобразительный язык, ограничивающий выбор тем и сюжетов, диктующий построение формы в соответствии... с архитектурой, со средой, пространственным окружением, функциональным назначением, условиями восприятия и т. д." (Чекалов А. К. Основы понимания декоративно-прикладного искусства. М., 1962, с. 8.).
Панно, помещенные в интерьере, дополняют эмоциональную среду, окружающую человека, повседневно оказывают влияние на его вкус. Если чеканное панно готовится для оформления класса, пионерской комнаты, вестибюля или иного помещения школы, его композиционное построение, рельефное и цветовое решение должны сочетаться с окраской стен, цветом занавесей, расстановкой мебели. Весьма важен выбор места на стене, где бы чеканка наиболее выгодно освещалась.
Что касается современных жилых квартир с гладкими полированными плоскостями мебели, четкой, геометрической формой отдельных предметов, то здесь обретают важное значение своеобразные "пятна радости", вводимые для эмоциональной разрядки. Ими может стать чеканка, выделяющаяся текучим металлическим рельефом, разнообразной фактурой, искусно нанесенной патинировкой.
Все эти факторы необходимо учитывать, создавая рисунок для непосредственного перевода его в металл.
Насмолка бляшки
Подготовка бляшки. Работа по чеканке начинается с жестяных операций - разметки и разрезания листового материала и отбортовки кромок заготовки. Бляшку (медная, латунная, алюминиевая) отрезают с некоторым запасом по сравнению с величиной рисунка. Это нужно для того, чтобы в процессе работы пластина прочнее держалась на смоле. Если бляшка изогнулась при резании, ее выправляют на стальной плите легкими ударами деревянного молотка или киянки. Затем карандашом проводят на пластине осевые линии, которые в дальнейшем будут служить ориентиром при переводе рисунка на металл.
Перед насмолкой бляшки нужно отбортовать (загнуть под прямым или близким к нему тупым углом) все кромки. Можно поступить и несколько проще - отогнуть лишь четыре уголка (рис. 41). На этом предварительная работа с бляшкой заканчивается.
Рис. 41. Подготовка бляшки к насмолке
Варка смолы. Процесс насмолки заключается в прочном закреплении на вязкой основе (битум с наполнителем) металлической пластинки, подготовленной под чеканку. Для этого, прежде всего необходимо подготовить рабочий расплав смолы с наполнителем. В сосуд с электроподогревом или в обычный котел, подвешенный над костром, закладывают смолу. Огонь под днищем нужно поддерживать умеренный, чтобы не произошло воспламенение смолы. Чтобы при засыпании наполнителя содержимое котла не уходило через край, нужно убавить огонь, а затем тщательно перемешать металлической лопаткой весь состав и хорошо прокипятить.
При подготовке рабочего расплава битума следует знать, что при большом количестве наполнителя смола твердеет.
Горячую смолу разливают по заранее подготовленным ящикам с невысокими (4-5 см) бортами. Ящики могут быть деревянными или металлическими. Пока смола горячая и жидкая, нужно укрепить в ней подготовленную бляшку.
Насмолка бляшки. При насмолке бляшку погружают в рабочий раствор битума, сначала один край, а затем опускают пластинку всей плоскостью. Так поступают для того, чтобы не дать возможности воздуху скопиться под металлом. Соприкасаясь с расплавом смолы, пластинка сильно нагревается. Чтобы не обжечь пальцы рук, при насмолке обязательно надевают брезентовые рукавицы. Нужно быть особенно внимательным с жидкой горячей смолой. Она дает сильные ожоги. В этом случае кожу следует смочить спиртом, а затем смазать глицерином или борным вазелином. При более сильных ожогах необходимо обратиться в медпункт или обмыть обожженное место раствором марганцевокислого калия и спиртом, а затем смазать мазью (например, сульфидиновой эмульсией).
Если смола в ящике не свежая, а старая, то перед насмолкой бляшки ее следует разогреть. Расплавление смолы в ящиках производят по-разному: на специальных электронагревательных приборах, на электроплитках (в металлических ящиках), в духовках газовых плит или под пламенем паяльной лампы. Над местом разогрева смолы следует сделать вентиляционный кожух с отводом, чтобы отсасывать газы, выделяемые из разогретого битума.
Если наполнителем служит песок, он по мере нагревания состава постепенно оседает на дно, обнажая битум. Поэтому, чтобы получить нормальный рабочий состав смолы для чеканки, его нужно перемешать металлической лопаткой до образования однородной массы. При перемешивании в смолу попадает воздух. Чтобы его выпаривать, ящик вновь нагревают 10-15 мин.
Насмоленная бляшка должна остыть. С ней не работают, пока смола не затвердеет. Обычно ящик с насмоленной пластинкой оставляют на ночь, чтобы с утра переводить рисунок.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 389;