Павел I и его время
После смерти Екатерины II на российский престол взошел ее сын Павел I(1754-1801, Рисунок 22). Павел Петрович ненавидел свою мать, обвиняя ее в убийстве отца и узурпации власти. Поэтому свое царствование он начал с целого ряда мер, отрицавших мероприятия предшествующего царствования.
Прежде всего, Павел I позаботился об изменении старого петровского закона о престолонаследии, который, по его мнению, создавал почву для узурпации власти. Новый закон был разработан и вдень коронации императора – в апреле 1797г. - утвержден. Согласно новому положению о престолонаследии, теперь не монарх, а закон определял наследника престола. Можно сказать, что это был первый в России правовой акт, который ограничивал в этой сфере волю самодержца.
Однако если в целом давать оценку эпохи правления Павла I, то ее, по выражению В.В.Леонтовича, можно определить как эпоху радикальной реакции. Его политика полна глубоких противоречий, в ней отсутствует какая-либо продуманная система, а в основе принятия решений были не право, а воля и пристрастия самодержца.
Павел полагал, что наиболее одиозным несоответствием идеалам самодержавия являлась дворянская вольница. После Екатерины, которая пыталась культивировать в российском обществе идеи подданства и гражданские добродетели, Павел стремился все сословия, в том числе и дворянство, уравнять в бесправии по отношению к трону. Как отмечал Н.М.Карамзин, он «считал нас не подданными, а рабами; казнил без вины, награждал без заслуг».
С этих позиций он оценивал опасность чрезмерного усиления крепостнического режима, а значит и усиления самостоятельности и независимости дворянства от царской власти. Это позволяет правильно оценить знаменитый Указ Павла I об ограничении барщины для владельческих крестьян тремя днями в неделю. Сам же Павел был убежденным сторонникам крепостного права. Он считал, что крестьянам за помещиками жить гораздо лучше, чем быть свободными.
Единственным сословием, которое могло быть довольным правлением Павла I, было духовенство, которому Павел благоволил. При Павле возникли две духовные академии – в Петербурге и Казани.
Между прочим, Павел был довольно миролюбивым в отношении к раскольникам. Именно в его царствование, по ходатайству митрополита Платона, старообрядцам было разрешено публичное отправление богослужения в так называемых единоверческих церквах.
В результате заговора Павел I был убит 11 марта 1801 г.
Глоссарий:
Есте́ственное пра́во (лат.jus naturalis)— понятие философии права и юриспруденции, означающее совокупность неотъемлемых принципов и прав, вытекающих из природы человека и независимых от социальных условий. Естественное право противопоставляется позитивному праву, во-первых, как совершенная идеальная норма— несовершенной существующей, и во-вторых, как норма, вытекающая из самой природы и потому неизменная— изменчивой и зависящей от человеческого установления.
Третье сословие (лат. ertius status, фр.tiers état)— во Франции старого порядка(с конца Средних веков до 1789года) все группы населения за исключением привилегированных, а именно— дворянства и духовенства В отличие от первых двух сословий, третье сословие платило налоги. Верхушка третьего сословия (буржуазия) имела представительство на Генеральных штатах, а также доминировала в составе парижского и провинциальных парламентов.
Радикальная реакция -общественное движение в направлении, резко противоположном предшествовавшему или современному общественному строю.
Вопросы:
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 1835;