Диапазон. Развитие силы, объема и яркости.
Слово диапазон (dia pason) греческого происхождения и означает «через все», то есть - в музыке - через все звуки. Под музыкальным диапазоном понимается расстояние от самого низкого звука, который может издать инструмент или голос, до самого высокого. Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним.
Голос представляет собой функцию организма и, как функция, обладает определенными свойствами. Любая функция, в том числе и наш голос, имеет свою «область значений», в приложении к голосу этой областью значений являются интенсивность звуковой волны (громкость) и высотный диапазон – область частотных колебаний, которые создаются нашими голосовыми складками. Пусть вас не смущает такой «математический» подход, я не собираюсь переходить на формулы. Пока, не говоря о громкости, посмотрим на диапазон.
Я думаю, любой человек знает, что существуют самый низкий, располагающийся на грани шепота, и самый высокий, достигающий «визга» звук, которые и представляют собой границы нашего полного диапазона. Интерес представляет не столько точное определение этих звуков, сколько зависимости, особенности, существующие в диапазоне голоса каждого человека, то есть внутри этих границ.
Необходимо помнить, что понятие вокальный диапазон включает в себя исключительно звуки музыкальные, то есть звуки точно определенной высоты. Природа, создавая человека, понятия не имела о том, что когда-нибудь человек изобретет музыку, и не обеспечила нам четкого механизма переключения голоса от ноты к ноте (как скоростей современного велосипеда, например), с ее, природы, точки зрения, ступенчатое воспроизведение звука просто не нужно. А ведь вся музыка построена именно на «высотных ступенях»! Очевидно, что вокальный диапазон - всего лишь часть полного диапазона голоса.
Полный диапазон голоса может состоять из четырех «отрезков». На рисунке приведена примерная схема состава диапазона.
Сила голоса.
Сила звука (интенсивность) определяется силой проходящего через связки звукового потока. При громком пении усиливается давление воздуха, подкрепленное опорой на дыхание. При этом необходимо снять зажатие с внешних и внутренних мышц и освободить артикуляционный аппарат. Постепенное раздувание звука от тихого к громкому - к тихому называется филированием.
В речеведении понятия "сила" и "громкость" голоса не являются тождественными. Сила звука - это величина объективная, это реальная энергия звука, измеряемая в децибелах. Сила звучания зависит от амплитуды (размаха) колебания голосовых связок, степени их напряженности, а также от деятельности резонаторов (полости рта и носа).
Сила голоса у разных людей различна. У одних голос сильный, выносливый, способный справляться с большими речевыми нагрузками. У других людей голос слабый, по природе тихий. В условиях повышенной нагрузки неумелое пользование таким голосом может привести к возникновению различных функциональных, а порой и органических заболеваний. Голос нужно беречь, не перенапрягать, учитывать его возможности. Но, главное, его надо развивать.
Громкость голоса зависит от его силы. Но если сила голоса - величина объективная, то громкость - понятие субъективное, связанное с нашим восприятием звука. Громкость - это управляемое качество голоса. Ее можно и нужно менять в зависимости от различных обстоятельств общения. Гибкое изменение громкости голоса - это средство достижения выразительности речи, ее разнообразия, адекватности ситуации общения.
Речь лучше слушается благодаря правильно подобранному темпу, уместным паузам, разработанной артикуляции и так называемой полетности голоса.
Более того, сильное повышение громкости подавляет более тонкие, качественные параметры речи, в частности, упрощает и делает монотонным интонационный рисунок.
Кроме выше перечисленных причин (ситуации общения, цели) громкость голоса должна зависеть от содержания речи. Если вы рассказываете о грозе, громе, о событиях, наполненных громкими звуками, военных действиях, то вряд ли уместно использовать тихий голос. Если же вы описываете тихую летнюю ночь, шелест деревьев и шорох листьев, то в этом случае голос усиливать нельзя.
Объем голоса.
Кроме правильного дыхания, чтобы достичь звучности и объема голоса требуется мышечная свобода фонационных путей и ощущение резонанса, которое необходимо развить. Существует два типа резонаторов: верхний (головной), нижний (грудной). Головной резонатор - это полости, которые расположены выше нёбного свода, в лицевой части головы. Грудной резонатор - это трахея и крупные бронхи. Резонаторные ощущения в груди и в области головного резонатора помогают организовать работу голосовых связок так, что тембр голоса, будет содержать обертоны, которые будут вызывать резонанс в головном и грудном резонаторах.
Яркость голоса.
Звонкость, полётность, яркость голоса достижима только тогда, когда правильно сформирован исходный тембр голоса, на который отвечает головной резонатор. Для этого необходимо выполнять упражнения, которые помогали бы свободному рождению звука голоса с ощущением резонанса этого звука в лицевой части головы.
Итак, чтобы "был голос", требуется научиться расслаблять мышцы, а начинать надо с общего, а именно - научиться расслаблять всё тело. Для этого лягте и поочерёдно расслабьте все мышцы. Вначале снимите напряжение с мышц ног. Потом проследите за руками. Далее расслабьте мышцы шеи и челюстей. И в завершении проконтролируйте мышцы живота и спины. В таком положении полежите несколько минут. Затем встаньте, сохраняя тело свободным. Проследите, чтоб ни одна группа мышц не была в напряжении.
Для развития всех вышеперечисленных голосовых характеристик мы должны долго и упорно тренироваться, проделывая различные упражнения для расширения диапазона, развития силы, объема, яркости голоса.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2940;