Трубы и каналы постоянного и переменного поперечного
сечений.В трубах с особенностью границы области течения изображены на рис. 6.7 - 6.10. Расчеты выполнены при следующих значениях исходных параметров по методикам главы 5: Pr=6,1; =1атм; Ro=0¸10; =0,084м; Re=160¸1600; D=0,007м.
На рис.6.7 приведены распределения относительной скорости на оси трубы ( ) по длине канала в зависимости от безразмерного расстояния X=x/(R×Re) (Re= ), отвечающие различным значениям параметра закрутки Ro=WR/ (числа Россби). Здесь - скорости на оси трубы и входе в канал соответственно; R- радиус трубы; n- вязкость жидкости; Wr- окружная скорость во входном сечении; x, r - цилиндрические координаты. Значки n - экспериментальные данные В. Пфеннингера [14], представляющие осевую скорость на начальном участке трубы в прямоточном движении. Пунктир: линии 2, 3 - численное решение [15]; 4 - приближенное аналитическое решение М.А. Гольдштика [16] (Ro=10, ). Сплошная линия - расчет, полученный на основе предложенной численной модели при следующих значениях определяющих параметров: 1 - Ro=0, 2 - 4, 3 - 5, ReD=160; 4 - Ro=10, .
Из рисунка видно, что при Ro>4 появляется зона возвратных движений. С увеличением Ro зона возвратов существенно увеличивается, а точка минимального значения скорости смещается вниз по течению.
На рис.6.8 представлена кривая обратных токов, полученная расчетным образом (сплошная линия) и по приближенному аналитическому решению М.А.Гольдштика [16] (пунктир). Здесь X=x/(R×Re). График позволяет оценить размер зоны, где скорость на оси симметрии имеет противоположное основному потоку направление.
На рис.6.9 показаны зависимости коэффициента трения =cfRed от приведенной длины X3=x/(h×Red). Здесь cf=2tw/(rв ), , tw- напряжение трения на стенке, rв - характерная плотность среды, d - диаметр входного сечения, D=2R - диаметр камеры, h=(D-d)/2 - высота уступа, Uв - средняя скорость во входном сечении; Red=Uв×d/n - число Рейнольдса, H=h/d - коэффициент расширения потока, - параметр закрутки (m = 0.41). Сплошные линии (1-5) - расчет по предлагаемой модели; значки 1 - ¡, 2 - n, 3 -t, 4 - ¨, 5 - h- результаты измерений в круглой трубе. Кривые 1,2 отвечают соответственно значениям: Red=10 и 250; (H=0,5). Эти расчеты выполнены в условиях экспериментов Дж.П. Льюиса, Р.Х. Плетчера [17]. Кривые 3-5 соответствуют значениям S=0,94; S=0,41; S=0 (Red=100, H=4,5) соответственно.
На рис. 6.10 приведены распределение относительной осевой скорости по радиусу трубы с внезапным расширением в различных точках по длине. Высота уступа d/D=0.5, Re=100. 1-0.8D, 2-1.6D, 3-2.5D, 4 -3.5D.
Рис. 6.7. Распределение относительной скорости на оси трубы в зависимости от приведенной длины X=x/(R×Re) при различных значениях параметра Россби Ro. | Рис. 6.8. Кривая обратных токов в зависимости от изменения чисел Россби (Ro) и приведенной длины X. Здесь сплошная линия – расчет по настоящей модели, пунктир – данные расчета М.А. Гольдштика [16]. |
Рис. 6.9. Изменение коэффициента трения =cfRed от приведенной длины X3=x/(h×Red). | Рис. 6.10. Радиальные распределения относительной осевой скорости по длине трубы с внезапным расширением. Значки – опыт Льюиса. |
Здесь линии- расчет, значки-опыт (J.P. Lewis). Видно, что алгоритм весьма эффективен в предсказании периферийных рециркуляционных процессов. Имеется удовлетворительное совпадение результатов расчета с опытом. Это позволяет заключить о высокой степени надежности представленного алгоритма в изучении механизмов отрыва и присоединения потоков к стенкам трубы, тех мест, где интенсифицируются процессы переноса импульса из-за вихреобразования.
6.1.2. Теплообмен при ламинарном режиме. В качестве полезной информации о корректности методики и использовании этих сведений для оценки возможностей построенных алгоритмов можно привести также данные изменений по длине трубы коэффициентов локального трения сf (рис. 6.11) и теплоотдачи Nu (рис. 6.12). Пунктир – проявление влияния переменности теплофизических свойств на интенсивность обмена. Из рисунков видно, что за участком гидродинамической стабилизации численное решение хорошо удовлетворяет закону Стокса и процессам тепловой стабилизации с заданием на стенках граничных условий I рода, причем переменность теплофизических свойств привносит более быстрое выравнивание полей по сечению в сравнении с теплообменом при постоянных свойствах.
На рис. 6.13 наглядно проиллюстрировано развитие профиля скорости в области входного участка трубопровода с характерной длиной L= 10D. На рис. 6.14 цветовое решение показывает отличия в изменении поля температуры при ламинарном движении капельной среды с учетом (верхний схема) и без учета (нижняя схема) переменности теплофизических свойств. Видно, что изменение динамической вязкости и коэффициента теплопроводности на 10D заметно меняет тепловое поле.
На рис. 6.15, 6.16 изображены изотермы в области течения входного участка трубы со скачком площади поперечного сечения (высота уступа d/D=0.5, Re=100.). Видно, что в зоне непосредственно за ступенькой имеют место рециркуляцтонные токи и это сопровождается интенсивными диффузионным движением.
Расчеты гидродинамики и теплообмена в трубах и каналах со скачком поперечного сечения показывают, что изменение геометрии усложняет теплодинамическую картину. При высоких скоростях среднего движения в осевом направлении за уступом возникают рециркуляционные зоны (см. рис. 6.9 - 6.18). Эти области хорошо предсказываются моделью. Отличие с опытом в рис 6.10 вызвано тем, что поток, входящий в канал с диаметром D считается развитым в эксперименте, а в расчетах однороден по сечению. Однако у стенки совпадение теории и опыта удовлетворительное, вплоть до точки присоединения (линия 4). Данные показывают также, что размер рециркуляционной зоны протяженный ( ). На него влияют высота уступа h/D, Re, переменность теплофизических свойств (см. рис. 6.9 – 6.18). В точке присоединения к стенке фиксируется относительное увеличение коэффициента теплоотдачи до 2 раз. Кроме того, расчеты констатируют, что вплоть до численный алгоритм, обобщающий идеи Л.М. Симуни весьма эффективен.
6.1.3. Турбулентный режим. Во введении мы отмечали, что расчет гидродинамики и теплообмена в инженерных системах, включающих трубопроводные участки, как правило, требуют корректного моделирования низкорейнольдсовых процессов. В таких условиях нужны подходы с детальным анализом пульсационных эффектов в гидродинамике и теплообмене, высокоточные алгоритмы. Нам представляется целесообразным познакомить студентов с возможностями и принципами использования анизотропных моделей переноса рейнольдсовых напряжений в сочетании обобщенным нами алгоритмом Л.М. Симуни. В данном разделе будут рассмотрены несколько версий моделей переноса рейнольдсовых напряжений (ПРН-моделей), предназначенных для расчета развивающихся течений вязких сред в трубах и каналах с малыми числами Рейнольдса (Сима, Ханжалика- Лаундера, Элгобаши), а также ПРН-L - модель с уравнением для интегрального масштаба турбулентных пульсаций L. Сопоставление результатов расчета с экспериментальными данными о движении жидкостей и газов будет свидетельствовать о том, что учет влияния стенки трубопровода в членах высшего порядка модели турбулентности обеспечивает приемлемую точность алгоритма решения задачи. Мы также остановимся на достоинствах и недостатках ПРН – моделей. Забегая вперед подчеркнем, что согласно результатам анализа наиболее корректными в описании внутренних течений выступают выступает модель с замыканиями отечественных ученых (ПРН-L- Глушко) и модель Элгобаши. Выбор двухпараметричекой k-L базы очень важен, так как мы имеем успешно описывать процессы в буферных областях. В тех частях, в которых любая другая модель терпит неудачу. Примером могут служить данные, изображенные на рис. 6.19, 6.20. Видно, что у стенки кинетическая энергия турбулентности (рис. 6.19), интенсивность пульсаций температуры весьма удовлетворительны.
Как известно, трубопроводный транспорт природного сырья и анализ структуры турбулентного потока в пристеночной зоне весьма сложен. Изменения в тонкой структуре при сложном движении подробно анализировались, например, в [18-20]. Данные этих работ до сих пор используются для сопоставления с результатами теоретического исследования развивающегося течения в каналах на базе утонченных моделей переноса рейнольдсовых напряжений (см. рис. 6.19, 6.20). Заметим, что прежде, чем приступить к использованию модели, необходимо убедиться в ее возможностях. В силу этого тестирование ПРН-моделей турбулентности с e-базой (Ханжалика [21], Сима [22], Элгобаши [23]) это верный шаг к установлению степени доверия результатам. Кроме того, анализ литературы показывает, что такие версии весьма успешны в предсказании т гидродинамики турбулентных течений. Не будем забывать, что широко используемые в настоящее время двухпараметрические модели [типа (k-e), (k-L), (k-w)] применимы к практическим задачам (без их изменения на особенности процессов) в очень ограниченных случаях и требуют значительной модификации. Данный подход признан бесперспективным. Что касается алгебраических моделей рейнольдсовых напряжений (АМН-моделей), то они вряд ли окажутся универсальными из-за способа построения, опирающегося на допущения об упрощении физического явления. В связи с этим в настоящей разделе пособия поставлены цели: адаптировать различные версии моделей замыкания рейнольдсовых напряжений к оценке развивающихся турбулентных течений в трубах; утвердиться в достоинствах представленных ПРН-моделей в расчете анизотропных пристеночных течений путем сравнения с экспериментальными данными по широкому кругу параметров; оценить замыкающие аппроксимации ПРН-моделей, значения ее численных параметров с целью развить форму модели, рекомендуемую к применению в широкой области технических приложений.
6.1.3.1.Математическая модель течения. Общую систему определяющих уравнений, используемую для расчета развивающихся течений несжимаемой жидкости в каналах, из соображений простоты целесообразно дать в тензорной записи. В этом виде уравнения неразрывности, движения и ПРН-модель выглядят следующим образом [5]: (1)
(2)
(3)
(4) Здесь . Следует остановиться на некоторых приемлемых и удачных в описании пристеночных течений в каналах подходах, используемых для замыкания уравнений рейнольдсовых напряжений, содержащих неизвестные члены высших порядков: диффузию скорости и давления ( ), перераспределения ( ) и диссипации ( ).
М1- модель Ханжалика- Лаундера [21]. Данная модель – обобщенная версия модели [24], рекомендованная для потоков с высокими числами Рейнольдса – имеет следующие представления: (5)
(6)
(7)
(8) где -расстояние от стенки, Для диссипативного уравнения принято: (9) В настоящей пособии, основываясь на идеи [25], турбулентная диффузия в М1 упрощена и отвечает виду, представленному в (3) ( ). М2-модель Сима [22]. С целью улучшения возможностей М1 в предлагаемой модели модифицирована постоянная в (6): (10) где Член “быстрых изменений” оставлен согласно (7). Член, определяющий влияние стенки на перераспределение определяется следующим образом: , где Моделирование турбулентной диффузии представляется, как и М1, согласно [21] ( ). В качестве замыкающего уравнения в М2 используется уравнение (4) вида: (12) где М3-модель Элгобаши [23]. Здесь диффузия турбулентности определяется по [25] ( ). При аппроксимации особенности реального поведения нормальных напряжений учитываются видом: (13) e-уравнение в М3 имеет вид (4) со следующими постоянными и демпфирующими функциями: Моделирование перераспределяющего члена выполнено аналогично (5)-(8), где для принято В случае ПРН-L- модели уравнения (1) – (3) дополняются еще уравнениями для кинетической энергии турбулентности k и интегрального масштаба турбулентных пульсаций L: ; (14) (15) где - касательная и нормальная составляющая P. Значения постоянных для ПРН-L- модели турбулентности можно найти в [5]. |
Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 476;