Изобразительное искусство

Многие участники существовавших ранее авангардистских групп встали на сторону революционных преобразований в искусстве (В.В. Кандинский, М.З. Шагал, А.В. Лентулов, К.С. Малевич, К.С. Петров-Водкин и др.). Художники-авангардисты поддержали идею служения искусства государству и революции, государственного управления искусством и идеологического контроля над ним. Они обосновывали концепцию массового искусства как инструмента «конструирования психики».

Впервые в послереволюционные годы в живописи широкое распространение получили агитационно-пропагандистские формы (как, например, агитплакаты художников из «Окон сатиры РОСТА»).

Подготовкой художников занимался первый советский художественный вуз ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские), основанный в 1920 г. В том же году был создан Институт художественной культуры, занимавшийся разработкой вопросов теории и методологии искусства и художественного образования (первый председатель – В.В. Кандинский; директор ленинградского отделения – К.С. Малевич).

Среди живописцев и графиков в 20-е годы развернулась борьба, аналогичная происходившей в литературе. Возникли такие творческие группы, как Ассоциация художников революционной России (АХРР – С.В. Малютин, Г.Г. Ряжский, М.Б. Греков), «Четыре искусства» (К.С. Петров-Водкин, М.С. Сарьян, В.А. Фаворский), Общество московских художников (ОМХ – Я.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, Р.Р. Фальк и др.), общество художников-станковистов (ОСТ – А.А. Дейнека, Ю.И. Пименов и др.). Ахрровцы и остовцы, сочетая традиции реализма передвижников с новым идеологическим содержанием, заложили своими произведениями основы социалистического реализма в живописи. В творчестве И.И. Броского (полотна, посвященные Ленину), Дейнеки («Оборона Петрограда»), Грекова («Тачанка»), Пименова («Тяжелая индустрия») доминируют темы революции и начавшегося создания социалистического хозяйства.

Их противники из «Четырех искусств» и ОМХ, развивая направление русского художественного авангарда, считали необходимым воплощать новую идеологию в новых формах.

Расцвет художественных стилей прекратился в 1932 г., когда образовался Союз художников СССР. Официальным, «единственно верным» стилем властью провозглашался «социалистический реализм». Остальные художественные мастерские были разогнаны. Живописцы и графики, пытавшиеся найти свой путь в искусстве, не признавались художниками, лишались возможности творить и выставлять свои произведения, подвергались репрессиям. На долгие годы развитие изобразительного искусства в СССР замерло.

Скульптура

Новым направлением в художественной жизни советской России стала монументальная пропаганда. В соответствии с ленинским планом (весна 1918 г.) в первые годы после революции развернулось создание памятников известным мыслителям, революционерам, деятелям культуры (за этим последовало разрушение памятников дореволюционной эпохи как «не имевших художественного значения»). В осуществлении этой программы приняли участие Н.А. Андреев, Л.В. Шервуд, С.Д. Меркуров, В.И. Мухина и другие скульпторы, приобретшие известность до революции. В 20-е гг. они создавали новые произведения, проникнутые революционным романтизмом и характеризовавшиеся монументализмом.

В духе «героического реализма» (ставшего позже основой социалистического реализма) в скульптуре работал также И.Д. Шадр («Булыжник – оружие пролетариата», «Рабочий», «Крестьянин») и др.

 

Архитектура

Градостроительство. В первой половине 20-х гг. составлялись планы упорядоченного развития больших городов – Москвы, Ленинграда, Баку, Еревана и др. Работавшие над этими проектами архитекторы являлись представителями дореволюционной архитектурной школы (И.В. Жолтовский, А.В. Щусев, А.И. Таманян и др.). В эти годы начал осуществляться план реконструкции Москвы (под руководством Жолтовского и Щусева).

Ведущим направлением советской архитектуры стал конструктивизм. Братья Веснины, М.Я. Гинзбург, П.А. Логосов, И.И. Леонидов и др., продолжая традиции русского модерна, видели свою задачу в разработке художественных форм на основе функционального назначения вещей, зданий, применяемых материалов, технических конструкций.

Конструктивисты выдвинули лозунг производственного общественно полезного искусства. Создавались новые функциональные типы зданий, созвучные эпохе, в частности, фабрики-кухни, дома культуры и т. д. Конструктивистские идеи были использованы при разработке теории и практики дизайна, проявились в живописи, графике, театре. В 20-е гг. ведущие архитекторы в той или иной степени использовали конструктивистские принципы, в том числе А.В. Щусев. Идеи конструктивизма развивали и члены объединения АСНОВА, называвшие себя рационалистами (К.С. Мельников, Н.А. Ладовский). Стремясь к простоте, геометрическим формам, сочетанию образности и функциональности эстетических форм, они искали творческую выразительность в новых конструкциях и материалах.






Дата добавления: 2016-06-05; просмотров: 981; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2019 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей. | Обратная связь
Генерация страницы за: 0.007 сек.