Общественный строй в период сословно-представительной монархии в России (вторая половина XVI – первая половина XVII в.)


Происходит дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и привилегий).

1. Правящий класс достаточно четко делится

Класс феодалов делился на бояр и дворян.

Бояре - верхушка феодальной знати, к которой принадлежали бывшие удельные князья и выходцы из старшей дружины Великого князя, владевшие наследственными землями - вотчинами. Это был самый богатый и влиятельный класс феодалов. Правящей верхушкой класса феодалов были "думцы" - бояре, ведавшие различными отраслями централизованного управления в государстве. Придворные чины разделялись на думных, т.е. входивших в состав Боярской думы, и недумных. С XV века в Боярской думе участвовали и пожалованные Великим князем так называемые "бояре введенные, "дети боярские", которые затем получили название думные дворяне и думные дьяки.

Недумными были менее важные придворные чины: стольники, чашники, спальники, стряпчие.

Дворяне - военные и гражданские служилые люди, которым выделялась земля за службу у царя. Развивалось поместное землевладение, вначале личное, а затем и потомственное (Отсюда и название "помещик"). В середине XVI в. было дано разрешение на обмен поместья на вотчину, установлено право наследования и передачи в приданое поместий. С расширением земельных прав возрастает и политическая роль дворянства, которое успешно теснит бояр в государственном аппарате.

 

2. Городское население

- получает устойчивое наименование "посадские люди".

- сложилась определенная иерархия:

а) гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства) - наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

б) суконная сотня - наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.

в) черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы)

г) слободы (ремесленные кварталы и цехи)

Значительная часть дворов в городе принадлежала духовным и светским феодалам, освобождаясь от государственного "тягла" (прямая государева подать, стрелецкая подать, ямские деньги и др.) и называлась "белыми слободами". Они представляли серьезную конкуренцию посаду, переманивая из "черных слобод" квалифицированную рабочую силу. Поэтому горожане неоднократно ставили вопрос о возвращении в посад ушедших людей и заложенных "белолистцами" (люди, купившие общинную землю, но не вступившие в общину) городских имуществ.

Соборное Уложение 1649 г. в основном решило эту проблему, закрепив монопольное право посада на ремесло и торговлю, включив в государственное "тягло" "белые слободы, и возвратив в посад ушедших тяглецов.

Вместе с тем за посадом было закреплено все его население, переход из посада в посад запрещался.

3. Крестьяне

Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше.

а) Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило "Юрьева дня"

б) Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся "заповедные лета", в течение которых даже yстановленный переход крестьян запрещался.

в) Составлявшиеся в 50―90 гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об "урочных летах", устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 — 15 лет).

г) Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее "урочные лета" и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Прикрепление развивалось двумя путями:

- внеэкономическим

- экономическим (кабальным).

В XV в. существовало две основных категории крестьян:

- старожильцы, вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину.

- новоприходцы, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной.

По форме зависимости крестьянин мог быть:

- половником (работать за половину урожая)

- серебряником (работать за проценты).

- бобылем

Внеэкономическая зависимость наиболее в чистом виде проявлялась в институте холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской Правды:

- ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить "детей боярских")

- учащаются случаи отпуска холопов на волю.

- закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов крепостными.



Дата добавления: 2022-04-12; просмотров: 286;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.