Средние цепы па электроэнергию для промышленных потребителей
(1992-2000 гг.)
О серьезности ситуации серьезные специалисты предупреждают (цит. по книге: «Путь в XXI век». Под ред. академика Д. С. Львова. — М., Экономика. 1999:
«...К настоящему времени выявлены, разведены и предварительно оценены крупные запасы полезных ископаемых, потенциальная денежная ценность которых в текущих мировых ценах составляет около 30 млрд. долл. Из них 32,2% приходится на долю газа, 23,3% — на уголь и горючие сланцы, 15,7% — на нефть, 14,7% — на нерудное сырье, 6,8% — на черные металлы, 6,3% — на цветные и редкие металлы и 1,0% — на золото, платину, серебро и алмазы. (Данная оценка — одна из немногих и не претендует на точность. Это обусловлено разными обстоятельствами, в том числе и такими очевидными, как подверженность мировых цен на минеральное сырье резким и часто непредсказуемым изменениям.)
Значительно выше (140,2 трлн. долл.) оценивают прогнозный потенциал. В его структуре полностью доминирует твердое топливо (79,5%), далее следует газ (6,9%) и нефть (6,5%).
На долю всех остальных видов полезных ископаемых приходится в совокупности 7,1%. Такое разительное отличие от структуры балансовых запасов обусловлено в первую очередь колоссальными, несопоставимыми с другими полезными ископаемыми по величине геологическими запасами углей на территории России (главным образом — восточнее Урала.)
Необходимо подчеркнуть, что собственно величина запасов, даже подготовленных к промышленному использованию, играет довольно ограниченную роль. Во-первых, опережающий рост внутренних издержек на освоение и эксплуатацию месторождений (в связи с переходом на мировые цены) неизбежно ведет к уменьшению балансовых запасов, и наоборот...»
Тут необходимо пояснение. Под балансовой стоимостью понимается вероятный доход — то есть сколько мы получим от продажи этих ресурсов по мировым ценам. И все дело идет к тому, что дальние месторождения углей, например, потребуют на разработку и добычу больше, чем дадут выручки. То есть их не удастся добыть! Для наших горнодобывающих организаций, похоже, оказалось сюрпризом, сколько же они тратят на добычу и сколько стоит добытое — по мировым ценам. Вполне возможно, что разведанные запасы сейчас уже правильнее оценивать в 5-10 трлн. долл., а прогнозные - не дороже разведанных. Авторы приведенной оценки об этом не говорят прямо, но недвусмысленно намекают!
Ориентировочные сведения об основных видах собственных запасов полезных ископаемых Российской Федерации представлены в приведенной ниже таблице. Расчет сделан, исходя из уровня добычи 1991 г.
Ну и что мы будем делать через 35 лет, когда нефть кончится? Попросим обратно ту, что за границу прокачали? И чем будем платить?
Данные в разных источниках, и даже в одном источнике, как здесь, довольно противоречивы. В популярной же прессе встречается оцен ка наших ресурсов даже в 400 трлн. долл. Такой разнобой оценок -очень грозный признак. Где рассказы об этих «циклопических богатствах» мелькают? В СМИ. А кому СМИ принадлежат? Случайно не сырьевым экспортерам? А не наглое ли вранье, эти оптимистические оценки?
Чтобы лучше уяснить масштаб разведанных запасов, представим, что мы решили всей страной жить только за счет продажи ресурсов. Так вот, если на каждого «россиянина» расходовать по 2000 долл. в год (166 долл. в месяц), то наших разведанных ресурсов (пусть даже 30 трлн. долл.) хватит на 100 лет. Казалось бы, при нынешнем уровне экспорта, составляющем менее 300 долл. в год на человека, мы шестьсот лет могли бы не беспокоиться. Но не все так просто.
Дата добавления: 2016-07-11; просмотров: 1608;