Арктика: противостояние в режиме масс-медиа
(мониторинг зарубежных СМИ: июль 2007 – декабрь 2012 гг.)
На протяжении долгого времени Арктика притягивала к себе внимание лишь учёных и исследователей. Существенные изменения в плане геополитической заинтересованности в ней произошли 2 августа 2007 года – с исторического момента установки экспедицией «Арктика-2007» государственного флага России и капсулы с посланием потомкам на дне океана в точке Северного полюса. С этого события тема Арктики заняла ведущее место в средствах массовой информации стран всего мира. Комментируя его, обозреватели говорят об этом шаге Москвы как решении показать, что соответствующие глубинные территории являются продолжением российского государства, и, таким образом, это положило начало международному соперничеству за Арктику, в котором теперь участвуют не только арктические страны, но и ряд государств, территории которых весьма далеки от Северного Ледовитого океана. Средства массовой информации, стремясь привлечь внимание к происходящему, стараются подавать информацию о происходящем в арктическом регионе как сенсацию. Каждый день мы можем прочитать и услышать в эфире на разных языках: «Кому же принадлежит сегодня Арктика?», «Напряженность в Арктике усиливается», «Похолодание в Европе может быть связано с проблемами Арктики», «Россия продвигается в Арктике», «Атмосфера конфликта в Арктике», «Схватка, наблюдаемая сегодня в Арктике», «Арктика – экзотика, ставшая «горячей точкой», «Большой медведь не собирается сдавать позиции в Арктике», «Новая гонка в Арктике», «Новая стратегическая цель Китая: полезные ископаемые Арктики», «Разработка оружия и боевой техники для использования в Арктике», «Холодная война в Арктике»… Эти и другие заголовки, которые регулярно появляются в зарубежных СМИ, создают впечатление, что битва за ресурсы этого региона уже началась.
Многие публикации СМИ направлены на защиту национальных интересов своих стран в Арктике и создание негативного образа других государств, осуществляющих мероприятия по обеспечению своих целей в этом регионе. В связи с этим ряд обозревателей отмечают, что борьба за ресурсы Арктики способна привести в XXI веке к «холодной войне» нового типа, отличающейся от той, которая была в биполярном мире ХХ века. «И если во время первой "холодной войны" в мире порой становилось слишком жарко, новая "холодная война" будет четко соответствовать своему названию: в эту войну будут мерзнуть», – замечает чешский обозреватель Томаш Лебр[255].
В последнее время эта «холодная война» за ресурсы Арктики обретает все более опасные формы. Так, если раньше зарубежные СМИ с некоторым юмором писали о символической войне флагов, которую вели датские и канадские экспедиции на крошечном островке Ханса, расположенном во льдах Северо-Западного прохода, соединяющего Тихий и Атлантический океаны. Однако когда на морском дне вблизи Ханса были обнаружены запасы нефти и газа, противоречия обострились. Канада провела в районе острова военные учения, а Дания обозначила здесь свое военное присутствие патрульным катером. СМИ уже с тревогой сообщают о развитии событий в районе Ханса[256].
«Судьба Северного полярного круга на самом деле покажет,– пишет Джоди Рэй Беннет, писатель и научный исследователь, – закончилась ли "холодная война", или она просто находится в заморозке, пока не растаял лед»[257].
Объясняя, из-за чего разгорается сыр-бор, пресса, радио, телевидение, сетевые издания транслируют впечатляющие сообщения об экономических перспективах Арктики. По данным ООН и США запасы нефти здесь составляют 90–100 миллиардов тонн – это в несколько раз превышает все ресурсы России или Саудовской Аравии. В арктическом шельфе скрыто от 20 до 25% мировых запасов углеводородного сырья. Согласно официальному американскому геологическому исследованию около 13% до сих пор не обнаруженной нефти и 30% так же хорошо спрятанного природного газа находятся в Арктике. Здесь добывается почти половина рыбной продукции мира. В Арктике до 2030 года благодаря таянию льдов могут быть открыты до сих пор не доступные водные пути. «Арктика – это точка соприкосновения трех северных континентов, которая привлекает великие державы богатствами недр и стратегическим торговым расположением. Она вылупляется из своей ледяной скорлупы и против воли отдает себя в руки homo economicus», – делает заключение в одной из своих статей М. Корвин, специалист по Арктике, сотрудник Колумбийского университета (США)[258].
Значительное внимание масс-медиа уделяется мероприятиям стран, расположенных по кольцу Северного Ледовитого океана, а именно: России, США, Канаде, Норвегии и Дании, которые стремятся монополизировать ресурсы региона, закрывая его от любого постороннего вмешательства. Обострение напряженности, берущее начало в давних территориальных спорах между арктическими странами, отражает соперничество за открывшиеся возможности извлечения значительной экономической и стратегической выгоды, которые предоставляют географические преимущества и потенциальные ресурсы этого огромного заснеженного пространства.
Это соперничество в 2007–2012 годы, по сообщениям СМИ, стало заметно выражаться и в возросшей военной активности арктических государств. В частности, отмечается тот факт, что здесь возросло количество военных учений. Так, по сообщениям Associated Press в марте 2012 года в Норвегии проходили крупнейшие за все времена военные арктические маневры «Золотой ответ», в которых участвовали 16300 военнослужащих из 14 стран. Их цель заключалась в том, чтобы научиться справляться на льду со всем – от настоящих боев до террористических угроз. Подтверждением суровых условий, в которых протекали учения, стала гибель пятерых членов экипажа норвежского самолёта C-130 «Геркулес», потерпевшего крушение возле высочайшей горной вершины Швеции Кебнекайсе. Еще раньше, за два месяца до «Золотого ответа», пресса освещала учения войск США, Канады и Дании, которые проходили в тех же условиях[259]. В рамках ежегодного мероприятия под названием операция «Нанук» канадские, американские и датские корабли также проводят совместные военно-морские маневры в канадской Арктике.
В этих учениях задействуются некоторые из наиболее мощных миноносцев и фрегатов, имеющихся в распоряжении у каждого из флотов. Американский USS Porter – эсминец с управляемым ракетным оружием типа «Арли Берк», спущенный на воду в 1999 году, – снабжен боевой управляющей системой «Иджис», которую многие эксперты считают самой современной в мире. Канадский фрегат HMCS Halifax, несущий обширный арсенал вооружений, считается единственным иностранным кораблем, который американский флот разрешает включать в состав своих ударных авианосных групп. Фрегат Vaedderen Королевского датского флота – один из немногих кораблей такого класса, специально построенных для действий в арктических льдах (об этом корабле сообщалось в СМИ, когда он зашел в спорные воды вокруг острова Ханса).
Канадские вооруженные силы направляют в отдаленные северные регионы военнослужащих для проведения ежегодных военных учений в рамках операции под названием «Нуналивут», что в переводе с языка эскимосов означает «Эта земля – наша». По сообщениям зарубежных информационных агентств, в этих учениях принимало участие единственное в мире датское спецподразделение, оснащенное собачьими упряжками. Цель совместного учения – «укрепление канадского суверенитета в высоких арктических широтах путем налаживания патрулирования силами ВС Канады».
«The Financial Times» (Великобритания) сообщала, что целый ряд стран наращивает свое военное присутствие в этом богатом ресурсами и стратегически важном регионе, утверждая свой суверенитет над ним. Среди приарктических государств Канада особенно всерьез отреагировала на новость о том, что Россия разместила свой флаг подо льдом на Северном полюсе на глубине 4-х километров. В 2007 году премьер-министр этой страны Стив Харпер пообещал создать глубоководный порт в рудничном Нанисивике – на северной оконечности Баффиновой земли, чтобы усилить канадское военное присутствие в регионе. Канада несколько раз в год посылает в Арктику противолодочные патрульные самолеты береговой авиации Aurora CP 140, закупаемые у американской фирмы «Локхид», а в остальное время полагается на спутник Polar, который дает крайне узкую картинку и поэтому тратит по три недели на то, чтобы собрать информацию со всей территории.
Канада собирается патрулировать Арктику с помощью новейших беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), которые разрабатывает американская военно-промышленная компания Northrop Grumman. Дюк Дюфрен, вице-президент и генеральный менеджер подразделения Northrop Grumman, занимающегося беспилотниками, заявил, что приобретение Polar Hawk – часть оборонной стратегии Канады. Благодаря беспилотникам, она сможет знать, что происходит в регионе, и получать информацию обо всем – от проходящих кораблей до сомнительных горнорудных проектов, считают аналитики.
Polar Hawk, версия производящегося Northrop Grumman в США беспилотника Global Hawk, способен четыре раза за вылет целиком снимать Северо-Западный проход. Беспилотный аппарат, работающий под контролем человека-оператора, может лететь на высоте 60000 футов и находиться в воздухе от 24 до 35 часов. США используют на своих арктических территориях аналогичные БПЛА. Стоимость подобных летательных от 30 до 50 миллионов долларов. К этому следует добавить значительные эксплуатационные издержки. Чтобы поддерживать круглосуточное наблюдение, Канаде понадобятся три таких беспилотника. По последним сообщениям Канада использует БПЛА – и боевые, и наблюдательные. Однако даже безоружные беспилотники – спорная вещь, так как в мире многие их опасаются, считая потенциальным орудием посягательства на чужой суверенитет.
Канада намеревалась купить патрульные корабли, чтобы демонстрировать свой флаг в Арктике, но, возможно, теперь, с закупкой беспилотников, они не понадобятся, полагает старший научный сотрудник Канадского института обороны и внешней политики Денис Стэйрс.
Обозреватели отмечают, что США, Канада, Норвегия и Дания не повышали с такой интенсивностью боеспособность своих вооруженных сил в арктических условиях даже во времена холодной войны.В частности, Роб Хьюберт, заместитель директора Центра военных и стратегических исследований Университета Калгари, пишет: «Последние 20 лет ни одно из этих четырех государств не видело необходимости наращивать силы в Арктике. Тем не менее, сейчас вся четверка явно стремится увеличивать свой военный потенциал и координировать действия в регионе. Они могут сколько угодно говорить своим гражданам, что в Арктике все в порядке, но сами, судя по их действиям, так не считают. В сфере арктической безопасности наступает новая эпоха, хотим мы это признать или нет»[260].
Роб Хьюберт ставит вопрос: «Не боятся ли эти четыре страны России, которая может дестабилизировать ситуацию?» Напрямую никто на нее не указывает, пишет обозреватель. Тем не менее, министр обороны Канады Питер Маккей говорил о том, что в будущем Канада не будет приглашать Россию участвовать в совместных военных учениях в канадской Арктике. Кроме того, какая еще угроза могла бы заставить норвежцев приобрести те крайне эффективные (и крайне дорогие) боевые системы, которые они покупают у американцев? «Трудно избежать вывода о том, – замечает Хьюберт, – что оснащение армий современным вооружением и боевой техникой, масштабные учения в Арктике направлены именно против Москвы. Даже если Россия действительно не причем, что-то, безусловно, беспокоит четыре северные страны НАТО, подталкивая их к сближению»[261].
Летом 2009 года высшее руководство Канады очень резко прореагировало на сообщение главнокомандующего ВДВ РФ генерал-лейтенанта В. Шаманова о том, что российские десантники в апреле 2010 года планируют провести высадку на Северном полюсе, которая приурочивалась к 60-летию первого десантирования на Северный полюс. «Мы не собираемся ничем бряцать, просто мирно посетим Северный полюс», – указал главком ВДВ[262].
Дата добавления: 2016-07-11; просмотров: 1607;