Экспедиция «Арктика-2012»
Арктический шельф – это огромная акватория площадью около 26 миллионов квадратных километров, на которой выделяются не только бассейны и провинции для поисков нефти и газа, но и обширные участки с другими полезными ископаемыми.
Рис. 1. Михаил Шкатов
Рассказывает один из организаторов экспедиции «Арктика-2012» генеральный директор ОАО «Севморгео» М. Шкатов.
Экспедиции 2012 года предстояло завершить исследования, начатые в предыдущие годы.
Для выполнения столь уникальной задачи потребовалось сформировать новый для нас геолого-геофизический комплекс на базе двух ледоколов, научно-исследовательской подводной лодки и глубоководного обитаемого аппарата.
Большой ледокол «Капитан Драницын» обеспечивал ледовую проводку и сбор донно-каменного материала. На его борту установили краны-манипуляторы, дополнительные лебёдки, системы звукоподводной связи и навигации. Малый ледокол «Диксон» был превращён, по существу, в судно сейсмической разведки с сейсмическими «косами» длиной 4500 и 600 метров.
Подводные силы выполняли обследование подводных гор и целеполагание – чтобы опускать подводную буровую установку не вслепую, а уже на конкретные участки, где мы ожидали получить материал, интересующий геологов.
Что касается геологических результатов, впервые в мире осуществлено подводное бурение станком донного базирования. Мы доказали, что всё это можно сделать менее затратно, с помощью специального станка, помещённого на морское дно, на 2–3-х километровую глубину, где давление превышает 2 тысячи атмосфер. Кстати, нам удалось опять-таки впервые на такие глубины подать электрическое питание большой мощности – до 15 киловатт.
Сложность и уникальность проведённых работ станут более понятными, если представить себе поднятие Менделеева. По сути, это огромный подводный горный массив, такой, как Гималаи, но «засыпанный» по самые вершины осадочными породами. И всё это на 2–3-х километровой глубине. То есть, о структуре пород, стало быть, и о его происхождении можно судить, пробурив скважины и взяв пробы-керны с вершин или эскарпов коренных пород. Такие точки условно были намечены ещё до начала экспедиции. А найти их в ходе морских исследований помогали наши субмарины.
Большая подводная лодка вела первичный поиск эскарпов, выдавала целеуказание на глубоководный аппарат, который уже непосредственно на меньшем полигоне, примерно 2 на 2 километра, находил именно то место, куда можно было поставить буровую установку. Таким образом, с помощью подводников мы смогли пробурить три скважины на выходах коренных пород, что вполне достаточно для доказательства происхождения подводного поднятия.
Когда глубоководный аппарат находил подходящую площадку, он «зависал» над ней, и докладывал на ледокол «Капитан Драницын» – был использован гидроакустический комплекс связи. Подводную навигацию осуществляли с помощью прибора GAPS. На субмаринах и на станках выставлялись маяки-ответчики, которые подавали сигналы, и мы методами математической обработки определяли точное местоположение с очень высокой точностью: на дистанции 3 километра отклонение плюс-минус 8 метров. После чего начинали выводить наш буровой комплекс на место бурения.
Станок высотой 3 метра и массой 3 тонны опускался на кабель-тросе на два километра с кормы ледокола. Специальные лапы позволяли ему закрепиться на наклонной поверхности, проводить бурение на глубину до 2 метров и поднимать на поверхность полученные керны. Но никому до нас не удавалось бурить на больших глубинах в арктических условиях. Думаем, что после нынешнего опыта и соответствующей доработки, уже через пару лет мы сможем презентовать станки подводного и донного бурения, но уже автономного.
Безусловно, окончательному рассмотрению наших притязаний будет предшествовать большая международная дискуссия экспертов, где рассмотрят и взвесят каждое наше доказательство и сформируют обновлённую модель всего Арктического региона.
Само же по себе принятие решения в комиссии ООН носит, в значительной мере, политический характер.
А.А. Михайлов
Научный сотрудник научно-исследовательского отдела
(военной истории Северо-западного региона РФ)
НИИ(ВИ) ВАГШ ВС РФ,
доктор исторических наук
Е.Е. Райконен
Доцент Северо-Западного института управления
Российской Академии Народного Хозяйства
и Государственной Службы при Президенте РФ,
кандидат юридических наук
Дата добавления: 2016-07-11; просмотров: 2472;