Геополитические претензии на освоение Арктики
В настоящее время в отношениях приарктических государств все более остро начинают проявляться проблемы, связанные с разграничением арктических территорий. В соответствии с нормами международного права протяженность континентального шельфа государств, имеющих морские границы, составляет 200 морских миль от побережья (так называемая экономическая зона). В то же время Конвенция ООН по морскому праву предусматривает возможность того, что в случае, если какая-либо страна сможет доказать, что шельф Северного Ледовитого океана является продолжением её континентальной платформы, то данная часть арктического шельфа будет признана её собственностью.
В настоящее время претензии на ресурсы арктического шельфа предъявляют также США, Канада, Норвегия и Дания, которая сегодня считает своей территорией и Гренландию.
Соединенные Штаты Америки имеют широкие и фундаментальные интересы в Арктическом регионе, о чём свидетельствует их «Арктический план действий» 2009 г. Среди них – расширение масштабов систем противоракетной обороны и раннего оповещения; развертывание морских и воздушных военных систем, предназначенных для обеспечения и поддержки транзитных перевозок, стратегического сдерживания вооруженных сил геополитических противников, расширения присутствия на морях собственных вооруженных сил, проведения операций по обеспечению морской безопасности, стремление к свободе навигации и пролета над арктической территорией.
При этом основные усилия США и других геополитических соперников России направлены на доказательство того, что наша страна не имеет объективных оснований для разработки месторождений полезных ископаемых на дне Северного Ледовитого океана. Характерно, что в данном случае речь идет не столько о собственном освоении арктической территории, сколько о препятствовании таким действиям России в Арктике.
Официальные круги США особое внимание уделяют формированию негативного отношения как к России, так и к другим приполярным государствам, являющимся непосредственными конкурентами за контроль в регионе. В настоящее время Вашингтон проводит активную информационную кампанию, направленную на дискредитацию действий там России и Канады в глазах американского и международного сообщества [8]. С целью продвижения американских интересов в регионе предполагается задействовать такие рычаги влияния внутри приарктических государств, как американские и транснациональные нефтяные и газовые компании, претендующие на ведение добывающей деятельности в Арктике, и международные экологические организации.
Канада имеет собственную программу продвижения своих интересов в Арктике, включающую нормативно-правовую базу, организационную структуру и модель международного сотрудничества, а с 2006 года там реализуется «Генеральная программа канадской политики в Арктике и на Крайнем Севере». Несмотря на союз с США, взаимоотношения этих стран далеко не однозначны. С одной стороны, США и Канада выступают за превращение российского Северного морского пути в международный коммерческий транзитный маршрут, настаивая на отмене обязательности проводки по нему судов российскими лоцманами и ледоколами. С другой – объявление Канадой Северо-западного прохода собственными территориальными водами вызвало достаточно резкую негативную реакцию США, настаивающих на его международном статусе.
Официальные лица Канады не скрывают, что их страна за секторный раздел акватории между Северным полюсом и своим арктическим архипелагом. В силу этого предлагается, что границы арктического шельфа должны проходить от оконечностей национальных территорий по меридианам до самого полюса. Арктика при таком разделе границ делится на несколько частей: больше других получает Россия (около 5,8 млн км2), далее идет Канада, затем Дания, Норвегия и на последнем месте – США. Основным предметом спора при этом является хребет Ломоносова, тянущийся от Новосибирских островов России через центр Северного Ледовитого океана до канадского острова Элсмир.
Канадой также выдвигаются претензии к Дании, с которой не удается длительное время договориться о принадлежности необитаемого острова Ханс, позволяющего контролировать Северо-западный проход, в акватории которого имеются богатые месторождения полезных ископаемых.
Норвегия, являясь членом НАТО, служит наиболее активным проводником стратегических интересов стран Западной Европы и США в Арктике. Её текущая внешняя политика в регионе характеризуется жесткой позицией в отношении вырабатываемых другими прибрежными арктическими государствами вариантов использования недр и акватории Арктики. Она же имеет и наибольшее число территориальных претензий и противоречивых требований в области использования биоресурсов Баренцева моря, обострившихся в связи с изданием королем Норвегии «декрета о Шпицбергене». Этот акт сделал район вокруг данного острова их экономической зоной, ограничив там ведение промысла другими странами.
Определенное давление на ход соответствующих переговоров оказывают США и Евросоюз, с одной стороны не желающие делать ставку на нестабильный Ближний Восток как свой главный нефтегазовый источник, а с другой – опасающиеся энергетической зависимости от России. Поэтому, несмотря на иногда проявляемое стремление к компромиссному решению спорных проблем с Россией, Норвегия представляет собой серьезного геополитического соперника в Арктике, располагающего определенным военным потенциалом, возможностью проведения масштабных арктических экспедиций, а также имеющего большой опыт добычи углеводородов на шельфе в суровых климатических условиях.
Дата добавления: 2016-07-11; просмотров: 1953;