Восток как социокультурный тип.
Исходным пунктом всемирно-исторического процесса является Восток: здесь возникли первые цивилизации на Земле. Неповторимые особенности их развития, специфическая структура общества и своеобразие менталитета людей этого региона позволили говорить о Востоке как о социокультурном феномене, особом социокультурном типе.
Социокультурный тип - типологическая характеристика общества, отображающая его основные социальные и культурные черты в экономике (тип собственности) и политике (тип государственной власти), а также основания социальности (тип коллективности) и социокультурные характеристики индивидов (тип личности).
Определяющими чертами Восточных обществ стало отсутствие полноценной частной собственности и экономических классов, неразделённость собственности и административной власти с господством принципа постоянного централизованного перераспределения собственности, экономическое и политическое господство бюрократии, подчинение общества государству, отсутствие гарантий частной собственности и прав граждан, а также стимулов для производственной деятельности. В результате на Востоке складывается особый тип государственной власти, названный античными греками деспотией, под которой они подразумевали перманентную тиранию, т. е. бесконечную во времени и беспредельную по степени насилия монархическую власть, которая не имеет ни законодательных, ни латентных ограничений и практически всецело преследует собственные интересы.
В то же время следует отметить, что деспотическое правление в чистом виде существовало не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития. Власть монарха иногда была выборной, могла ограничиваться светской и духовной аристократией, или даже народным собранием, т. е. элементами республиканского правления, характерного для обществ Западного типа развития.
Характерной чертой Восточного мира стал традиционализм, ориентирующий цивилизацию, прежде всего, на воспроизводство сложившихся социальных структур, стабилизацию сложившегося образа жизни. Традиционные образцы поведения и деятельности рассматривались в качестве важнейшей ценности и воспроизводились в виде устойчивых стереотипов.
В духовной жизни Востока стали преобладать религиозно - мифологические представления и канонизированные стили мышления. Здесь не было разделения мира на природу и социум, естественный и сверхъестественный, поэтому восприятию мира был свойствен синкретический подход («всё в одном» или же «всё во всём»). Для культуры Востока стала характерной нравственно-волевая установка на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природными и надприродными силами. Человек в мировоззренческих системах Востока абсолютно несвободен, он предопределён в своих действиях и судьбе космическим законом, и его жизнь стала определяться природой, обществом, государством, но не им самим.
Общественная жизнь цивилизаций Востока основана на принципах коллективизма. Личностное начало здесь не развито, и все личные интересы подчинены общим: общинным и государственным. Коллектив общины определял и контролировал все стороны жизнедеятельности человека: нравственные нормы, духовные приоритеты, принципы социальной справедливости, форму и характер труда. Для Востока характерен территориальный тип общины.
Территориальная община- это тип коллективности, основанный на объединении людей по принципам совместного проживания и подчинения единой государственной власти.
Восток, как социокультурный тип,впервые формирующийся в древних афро-азиатских обществах, характеризуется собственностью государственной (временами - всецело огосударствленной), территориальной общиной, государством авторитарного или деспотического типа и несвободной личностью с иерархической структурой сознания.
Личность на Востоке не ориентируется на индивидуальную свободу как ценность. В некотором смысле индивидуальная свобода связана с местом человека в социально-политической иерархии, с мерой причастности к осуществлению властных полномочий. Но полная индивидуальная свобода невозможна, так как приоритетным является понятие долга перед коллективом. Личности присуще иерархическое сознание: представление о правах и обязанностях связано с общественным статусом человека. Однако сама идея равенства прав и обязанностей на Востоке отсутствует.
Для Восточного стиля мышления «понять» - значит описать повествовательной речью, отразить единство описывающего и описываемого (сопричастность человека Космосу). В результате мир предстаёт как единство природы и человека. Изменение такого мира может обернуться самоуничтожением. Отсюда стремление изменять как можно меньше во «внешнем» мире. При этом сама личность ориентирована на внутренний мир. Целью знания становится разработка жизненных ценностей, выходящих за рамки витальных (прижизненных) потребностей, а основным вопросом познания - вопрос о соотношении добра и зла.
Таким образом, общество Восточного, «азиатского» типа является обществом традиционалистским, социоцентристским и авторитарно-деспотическим, основанным на «власти-собственности» и централизованном перераспределении общественных благ. Для него характерно медленное циклическое воспроизводство социальных отношений со сменяющими друг друга в разных регионах периодами существования мощных централизованных государств и периодами политической децентрализации. При этом изменения в традиционной социоцентристской структуре общества и его экономике были минимальными.
Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 768;