Понятие «цивилизация».
Цивилизация - это определённое человеческое сообщество (в отличие от всего человечества и отдельных государств), которое характеризуется высоким уровнем общественного развития и своеобразной материальной и духовной культурой. В качестве целостного конкретно - исторического образования цивилизация выделяется характером своего отношения к миру природы и выдающейся «отличительной культурой», в основе которой лежит религия.
В традиционных интерпретациях этого понятия цивилизация определяется как социокультурная общность, обладающая качественной спецификой, как целостное конкретно-историческое образование, которое отличается характером своего отношения к миру природы и внутренними особенностями самобытной культуры.
В случае, когда культурологические характеристики дополняются политическими, экономическими и психологическими составляющими, цивилизация рассматривается как сообщество, объединённое не только духовными ценностями и идеалами, но и специфическим чертами в социально-политической организации, экономике, культуре; как сообщество, объединённое также и чувством принадлежности к этому сообществу.
В рамках культурологического подхода в интерпретации понятия «цивилизация» немецкий социолог М. Вебер, а вслед за ним английский историк и социолог А. Тойнби рассматривали цивилизацию как особый социокультурный феномен, ограниченный определёнными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия.
Понятие «государство».
Государство - это основной социально-политический институт общества, предназначенный для организации его жизнедеятельности, защиты интересов своих граждан, обеспечения внутренней и внешней безопасности и представляющий собой систему учреждений и органов, составляющих аппарат управления, а также систему права, которое обеспечивается органами государства.
Первичной формой государственности были номовые города-государства. Традиционной формой правления стала монархия, которая со временем превращалась в традиционно восточную форму государства: деспотию, одной из тенденций развития которой было стремление стать империей.
Монархия(греч. «власть одного») -одна из двух (наряду с республикой) основных форм государственного правления. В норме монархия, как наследственная, умеренно авторитарная власть одного человека, следует интересам общества и государства. В отклонениях от нормы: тирания (следует интересам авторитарного монарха, носит временный характер); деспотия (как перманентная, крайне авторитарная тирания, ставшая традиционной для обществ Восточного типа); империя (как обширное государство-метрополия, расположенное на землях различных народов, колонизованных - мирно или насильственно - и удерживаемых с помощью силы или угрозы силы).
Империя (метрополия) часто несёт для покорённых народов (колоний) цивилизаторскую миссию, защищает их от ещё более агрессивных империй. В более широком смысле империя представляет собой государство, обладающее высоким политическим и военно-экономическим потенциалом, стремящееся к различным формам подчинения иных стран и народов, к региональному или мировому господству, действующее в соответствии с имперским принципом «разделяй и властвуй».
Центрами древнейших цивилизаций, возникшими в разное время независимо друг от друга, о чём прежде всего говорит их оригинальная письменность, могут считаться Шумер, Египет, Индская (Хараппская) цивилизация, Иньский Китай, Минойская (Критская) цивилизация, цивилизации Месоамерики и Перу. Первоначально это были небольшие оазисы в мире окружавших их первобытных культур. Но постепенно их ареал расширялся, и уже к исходу эпохи Древности образовалась единая зона классических и периферийных цивилизаций.
Эпоха цивилизационной Древности (IV тыс. до Р.Х. - середина I тыс. от Р.Х.) занимает самый продолжительный период в письменной истории человечества, охватывающий примерно четыре тысячи лет. Своими корнями первые цивилизации восходят к неолитическим раннеземледельческим культурам VIII - IV тыс. до Р.Х. в Евразии и VI - IV тыс. - в Америке. Древнейшие цивилизации Евразии - Шумер, Египет, Хараппа, Элам, минойский Крит - появились в IV - III тыс. до Р.Х.
Периодизацию истории евразийских цивилизаций обычно связывают с этапом освоения металлов, исходя из чего древнюю цивилизационную историю принято разделять на раннюю Древность, или «век меди и бронзы» (IV - II тыс. до Р.Х.), и позднюю Древность, или «век железа» (I тыс. до Р.Х. - первая половина I тыс. от Р.Х.), которая в свою очередь подразделяется на время расцвета древних обществ, или классическую Древность (I тыс. до Р.Х.), и время их упадка, или постклассическую Древность (I - V вв.).
Древние цивилизации Америки имеют иные хронологические рамки, хотя периодизация их истории в принципе не отличается от изложенной выше схемы: I тыс. до Р.Х. - время протогородских культур Месоамерики и андского региона; I тыс. от Р.Х. - ранний, или классический период; X - XVI вв. - поздний, или постклассический период, закончившийся гибелью древних культур Америки.
Мир древних цивилизаций предстаёт одновременно в своём единстве и разнообразии, взаимосвязи и разобщённости, общезначимости и неповторимости. Несмотря на значительные территориальные и временные различия, для всех цивилизаций Древности характерно как принципиальное отличие от первобытного общества и культуры, так и унаследованные от эпохи первобытности особенности архаичной экономики, социальных отношений, политических институтов, человеческого поведения, мышления и языка, что отличает их от цивилизаций Средневековья и Нового времени.
Отличительными признаками архаичной экономики стало абсолютное господство «естественных производительных сил», полная зависимость труда и жизнедеятельности человека от природных факторов (прежде всего земли: как основного средства производства), ориентация на простое, а не на расширенное производство, натуральный характер хозяйства и неразвитость рыночной инфраструктуры. Единство природы и общества обусловило единство индивида и коллектива, выражаясь в господстве родоплеменных пережитков и общинных отношений, многообразии социально-правовых статусов и основанных прежде всего на личностных связях форм зависимости. Архаизм социально-экономических отношений порождал специфику образа жизни и менталитета древнего, «родового» человека, склонного к фетишизации сил природы и мифотворчеству, наделённого непроизводственным экономическим мышлением.
Указанные отличительные особенности цивилизаций Древности составляли их общий фундамент, что ещё не значит, что Древний мир был однородным. Цивилизации Евразии отличались от цивилизаций Америки, Восток отличался от Запада, а классические цивилизации - от периферийных. И о том, насколько был неоднороден мир Древности, свидетельствует многообразие путей исторического развития древних обществ.
Для эпохи ранней цивилизационной Древности (IV - II тыс.) можно выделить три таких пути. Их своеобразие связано с особенностями государственного устройства и экономики. Первый и второй пути представляли так называемые номовые государства Двуречья и Египта конца IV - III тыс. до Р.Х.
Номы - это земли нескольких территориальных общин, административным, религиозным и культурным центром которых был город. Они стали начальной формой государственности в Древности. Со временем номы превращались в объединения какого-либо речного бассейна или объединялись под властью более сильного нома, собирающего дань с более слабых.
Номовые города-государства Шумера и Египта были самыми первыми государственными образованиями, возникшими в плодородных долинах, природные условия которых способствовали более быстрому развитию. Здесь раньше, чем где-либо, появится прибавочный продукт, классы-сословия и развитое государство, которое сумеет организовать крупные ирригационно-строительные работы. Эти древнейшие государства, выросшие из одной или нескольких общин, имели небольшую территорию, административно-хозяйственным центром которой являлся дворец или храм.
Экономика номовых центров была представлена государственным и общинно-частным сектором. И если в Шумере, который развивался по первому пути, наблюдалось их относительное равновесие, иногда нарушаемое в пользу госсектора, то в Египте времён Древнего царства (второй путь) полностью преобладал государственный сектор. По третьему пути, который отмечен сосуществованием общинно-частного и дворцово-государственного секторов экономики при преобладании второго, шло развитие «ранних» империй II тыс. до Р.Х.: Старовавилонской, Новоегипетской, Хеттской, дворцовых комплексов бассейна Эгейского моря, городов-государств Передней Азии и, возможно, Индской и Иньской цивилизаций.
Для эпохи поздней цивилизационной Древности (I тыс. до Р.Х - первая половина I тыс. от Р.Х.) характерно появление новых путей исторического развития. С одной стороны, в эту эпоху появились крупные ближневосточные монархии (обширное царское хозяйство сочеталось здесь с хозяйством самоуправляющихся храмовых и городских центров), Греция и Рим (где общинно-частный сектор возобладал над государственным), Индия и Китай «осевого времени» (на своеобразие которых накладывали отпечаток варно-кастовый строй в Индии и конфуцианская этика в Китае), а также цивилизации Америки, совершенно не связанные с евразийским «сообществом». С другой стороны, стало заметным вызванное объективными потребностями экономического обмена постепенное стирание различий между сложившимися в ранней и классической Древности путями. Это выразилось, в частности, в образовании таких «мировых империй», как Ассирия, Персия, Рим, Парфия, Китай эпохи Хань, Кушанское царство и эллинистические государства.
При всём разнообразии путей исторического развития древних цивилизаций, определявших их уникальность и разнообразие, в основе эволюции Древности лежало развитие городов. Цивилизационная Древность начинается с рождения и развития города и завершается с его упадком и гибелью. Сама этимология слова «цивилизация»(лат. civitas - гражданская община, или город) восходит к понятию «город». Специфика древнего города, являвшегося экономическим, политическим и духовным центром древнего общества, его важнейшим социальным организмом, состоит в том, что он в большей мере основывался на земледелии и земельной собственности, чем на ремесле и торговле.
С древним городом следует связывать становление, расцвет и упадок гражданского общества Древности - слоя свободных граждан: частных собственников, горожан-землевладельцев и земледельцев, самого многочисленного в древнем обществе. Впервые появившись в номовых центрах Шумера и Египта, древнее гражданское общество достигло расцвета в рамках античного общества. С упадком античных городов и постепенным превращением их свободных граждан в императорских подданных, зависимых мелких производителей, колонов, эпоха Древности завершается и начинается переход к феодальной эпохе.
Мир древних цивилизаций, несмотря на его значительную неоднородность и географическую разобщённость, можно рассматривать как единую контактную зону, в пределах которой никогда не прекращались традиции преемственности, культурного обмена и взаимовлияний. В их разветвлённой структуре выделяются следующие глобальные взаимосвязи:
1) обусловленные необходимостью обмена средствами производства и предметами потребления контакты между кочевыми скотоводами и оседлыми земледельцами;
2) культурное взаимодействие Древнего Востока и Античного Запада;
3) противоречивые по своему характеру политические, экономические и культурные контакты раннеклассовых обществ с первобытной, «варварской» периферией.
Сложная динамика всех этих взаимосвязей, вызванных неравномерностью развития различных регионов Древности, в конечном итоге имела тенденцию к их усилению. Об этом свидетельствует унификация путей исторического развития, начавшаяся во второй половине I тыс. до Р.Х., начало формирования универсальных синкретических (смешанных) культурных систем в римско-эллинистическую эпоху, интенсификация в поздней Древности торговых контактов между Востоком и Западом.
Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 562;