Токсические явления
Артериальная гипотония или увеличение сердечной слабости
Уширение комплекса QRS — хинидин отменяют при уширении желудочкового комплекса на 25% или больше в сравнении с исходными величинами
Атриовентрикулярная блокада I, II или III степени
Подавление синоаурикулярного узла — синусовая брадикардия, отказ синусового узла в сочетании с узловым или желудочковым замещающим ритмом, и, позднее, желудочковая асистолия или фибрилляция желудочков
Анорексия, тошнота, рвота, понос
Нарушения слуха и зрения, головные боли, головокружение, судороги, апноэ
Лихорадочное состояние, крапивница, тромбоцитопения, гемолитическая анемия, астма, потеря сознания и внезапная смерть — желудочковая асистолия или мерцание желудочков
Парадоксальная тахикардия при переходе мерцания в трепетание предсерднй с атриовентрикулярной проводимостью 1:1
При интоксикации хинидином смерть наступает вследствие паралича дыхательного центра, мерцания желудочков или желудочковой асистолии. Идиосинкразия проявляется при приеме очень низких доз хинидина и выражается в тяжелых расстройствах пищеварительной и нервной систем. В конце наступают паралич дыхательного центра, амблиопия, судороги и смерть. Аллергические проявления могут выражаться появлением сыпи на коже, лекарственной лихорадки,тромбоцитопенической пурпуры, гемолитической анемии.
Электрокардиографические изменения при лечении хинидином состоят в:
Повышении волны U, удлинении интервала Q—Т, смещении книзу сегмента SТ, негативировании волны Т.
Со стороны сердца можно наблюдать следующие токсические проявления: уширение комплекса QRS, появление экстрасистол, атриовентрикулярную блокаду первой и второй степени вплоть до полной блокады, синоаурикулярную блокаду, отказ синусового узла, узловой ритм в сочетании или без асистолии предсердий, внутрипредсердную блокаду, блокаду ножек пучка Гиса, атриовентрикулярную диссоциацию, идиовентрикулярный ритм, желудочковые экстрасистолы, желудочковую тахикардию, мерцание желудочков и асистолию желудочков
Большинство авторов считает, что удлинение интервала Q—Т, смещение книзу сегмента ST, негативирование волны Т и повышение волны U не требуют отмены лечения хинидином, но следует быть осторожным и понизить его лозу. Более серьезным показателем токсического эффекта хинидина является замедление проводимости, выражающееся удлинением интервала P—Q (R) и (или) комплекса QRS. Уширение комплекса QRS на 25% по сравнению с исходной величиной, например, с 0,08 сек. на 0,10 сек.. служит показанием к прекращению лечения хинидином. Уширение интервала Q—Т более чем на 50% исходной величины требует отмены лечения хинидином. Несмотря на то,что хинидин лучшее средство лечения экстрасистол, токсические дозы его могут вызвать экстрасистолию, чаще всего желудочковую, которая является абсолютным показанием к прекращению лечения хинидином. В последние годы было доказано, что наиболее опасными осложнениями интоксикации хинидином являются частые полиморфные желудочковые экстрасистолы, желудочковая тахикардия или повторяющиеся приступы мерцания желудочков, и в некоторых случаях, внезапная смерть. Клинически мерцание желудочков выражается в повторяющихся приступах потери сознания с судорогами и недержанием мочи. Такая клиническая картина, которая не отличается от картины при мерцании желудочков, носит название хинидинового синкопе. Последний наступает без предшествующих явлений и отмечается в 3—4% случаев при лечении высокими дозами хинидина и при концентрации его в крови около 20 мг на литр. В некоторых случаях хинидиновое синкопе наступает тогда, когда концентрация его в крови в допустимых пределах, но это свидетельствует о наличии сверхчувствительности к хинидину. Многие случаи внезапной смерти, описанные в прошлом как вызванные хинидиновым шоком, в сущности, являются случаями мерцания желудочков. Лечение хинидинового синкопе состоит в проведении наружного массажа сердца, искусственного дыхания и электроимпульсного лечения. Гипокалиемия и интоксикация препаратами наперстянки представляют собой факторы, предрасполагающие к появлению хинидинового синкопе.
Очень важным токсическим проявлением хинидина, особенно при его парентеральном введении, является артериальная гипотония (коллапс, шок). Нередко к клинической картине доминируют токсические симптомы отравления хинидином — понижение остроты слуха, шум в ушах, головокружение, головные боли, нарушение остроты зрения, помрачение сознания, рвота, поносы и др.
Лечение при интоксикации хинидином состоит в отмене препарата, интраназальном введении кислорода и соблюдении строгого постельного режима; внутривенно вводят за 10—20 минут 50—100 мэкв бикарбоната натрия. При артериальной гипотонии применяют метараминол, а при атриовентрикулярной блокаде высокой степени — электростимуляцию сердца.
ПРОКАИНАМИД
Синонимы: пронестил, новокаинамид, новкамид, новокамид.
Прокаинамид представляет собой соль новокаина. Подобно хинидину он содержит в своей молекуле третичную группу, с которой именно и связывают его антиаритмическое действие.
Электрофизиологическое действие. Прокаинамнд оказывает антиаритмическое действие, подобное действию хинидина. Эффект прокаинамида на сердечно-сосудистую систему очень сходен с действием хинидина. Различия между ними больше количественные, чем качественные, а именно:
1. Антиаритмическое действие — угнетает образование импульсов в клетках эктопических очагов в предсердиях и желудочках
2. Подавляет атриовентрикулярную и внутрижелудочковую проводимость
3. Удлиняет рефрактерный период миокарда и проводниковой системы
4. Угнетает тонус и сократительную способность миокарда, но в меньшей степени, чем хинидин
5. Оказывает сосудорасширяющее действие и вызывает артериальную гипотонию
6. Ваголитическое действие, которое может вызвать парадоксальное учащение сердечной деятельности ввиду понижения степени атриовентрикулярной блокады при трепетании предсердий
Показания к применению прокаинамида такие же, как и для хинидина. Его следует иметь в виду всегда, когда налицо сверхчувствительность к хинидину. В отличие от последнего прокаинамид менее эффективен при хроническом мерцании и трепетании предсердий. Он эффективен при лечении как предсердных, так и желудочковых экстрасистол.Подчеркиваются более благоприятные результаты при желудочковых аритмиях. Особенно подходящим оказался прокаинамид как средство лечения желудочковой формы пароксизмальной тахикардии. Пероральное применение прокаинамида подходит для длительного профилактического применения в целях предупреждения сердечных аритмий.
Противопоказания
1. Чрезмерная чувствительность—встречается редко
2. Тяжелое поражение миокарда и далеко зашедшая сердечная недостаточность
3. Шок и коллапс, особенно, когда они не обусловлены самой аритмией
4. Полная атриовентрикулярная блокада (абсолютное противопоказание); высокостепенная атриовентрикулярная или синоаурикулярная блокада
5. Приступы желудочковой аритмии с синдромом Морганьи—Эдемса—Стокса
6. Блокады ножек пучка Гиса и частичная атриовентрикулярная блокада первой и второй степени (относительные противопоказания)
Дозирование и способ применения. Прокаинамид быстро и почти полностью всасывается в желудочно-кишечном тракте, причем максимальное всасывание наступает приблизительно через полтора часа.Терапевтическая концентрация его в крови равна 4—8 мг на литр. Только 15% прокаинамида связываются с белками, а остальное количество оказывается лабильно связанным с другими тканями разных органов —печени, селезенки, легкого и сердца. Метаболизм его осуществляется в печени и он выводится с мочой, не кумулируя в тканях.
При пероральном способе лечения через каждые 2—4 часа дают по 0,5—1 г прокаинамида. Если интервалы между приемами больше' 6 часов, нельзя достичь терапевтической концентрации препарата в крови. Эффективная доза медикамента очень различна для отдельных индивидов. У некоторых больных результаты наступают при приеме 1—2 г в день, а у других — необходима суточная доза от 5 до 6 г. Для поддерживающей терапии обычно достаточно 0,25—0,50 г каждые 4—5 часов в течение нескольких недель. Прокаинамид в дозе 375 мг каждые 3 часа оказывается в сравнении с другими антриаритмическимн средствами наиболее эффективным для продолжительной антиаритмической профилактики амбулаторных больных коронарной болезнью и с послеинфарктными аритмиями.
Внутримышечно прокаинамид вводят по 0,5—1 г каждые 3—4 часа до достижения общей дозы 3 г.
Внутривенное введение капельным путем кроет в себе большие опасности и применяется только при желудочковой тахикардии, не поддающейся лечению лидокаином. Один или два грамма прокаинамида растворяют в 200 мл 5% раствора глюкозы и вливают со скоростью 100 мг за 5 минут или 2—3 мл (то есть 40—60 капель) в минуту. Один грамм вливают примерно за час. Общая доза не должна превышать 2 г. Ввиду опасности возникновения коллапса, прокаинамид необходимо часто сочетать с норадреналином или метараминолом. Опасностей при внутримышечном введении прокаинамида гораздо меньше, но эффективность его также значительно меньше при этом способе введения. Если случай не спешный, следует начинать с внутримышечного введения и при неудаче и отсутствии результатов надо перейти к внутривенному вливанию под контролем электрокардиограммы и артериального давления.
Токсичность. Обычно больные хорошо переносят прокаинамид. Повышенная чувствительность к этому препарату наблюдается редко. Высокие дозы при пероральном применени могут вызвать отсутствие аппетита, тошноту, рвоту, понос. Иногда развиваются адинамия, сонливость, дрожание, лихорадочное состояние или боли в мышцах. Описываются случаи развития агранулоцитоза, геморрагического диатеза, генерализованной лимфаденопатии, артралгий, мышечных болей, эозинофилии. Прокаинамид может вызвать токсические явления со стороны сердца, как и хинидин— синоаурикулярную блокаду, атриовентрикулярную блокаду, блокаду ножек пучка Гиса, желудочковые экстрасистолы, тахикардию, мерцание желудочков и желудочковую асистолию. Длительное лечение прокаинамидом может стать причиной появления синдрома, напоминающего эритематозную волчанку, но он исчезает после прекращения лечения.
Наиболее опасными осложнениями применения проканнамида являются коллапс и внезапная смерть вследствие мерцания желудочков. Это вызывает необходимость непрерывного наблюдения за артериальным давлением и электрокардиографического контроля, особенно при внутривенном введении препарата. Уширенне комплекса QRS более чем на 25% от исходных величин требует прекращения лечения прокаинамидом, ввиду опасности появления мерцания желудочков или желудочковой асистолии.
Не следует назначать прокаинамид вместе с сульфаниламидными препаратами ввиду опасности его частичного гидролиза до парааминобензойной кислоты. При бронхиальной астме он может спровоцировать приступ, поэтому при этом заболевании прокаинамид следует назначать осторожно. Препараты для парентерального применения необходимо сохранять на холоде.
ЛИДОКАИН
Синонимы: ксилокаин, лигнокаин. Лидокаин применяется для местной анестезии и широко используется при лечении
По своей химической структуре он сходен с прокаинамидом. Подобно хинидину и прокаинамиду, основным электрофизиологическим действием лидокаина является стабилизация мембранного электрического потенциала проводящей ткани сердца.
Введение н широкое применение лидокаина при лечении и для предупреждения желудочковых аритмий при свежем инфаркте миокарда представляет собой одно из наиболее существенных достижений современных отделений интенсивного лечения больных инфарктом.
Схема действия лидокаииа на трансмембранный потенциал и движение катионов клетки проводниковой системы сердца.
Обозначения: О—без изменения;. •— ускорение н усиление движения катионов; Х — уменьшение и угнетение движения катионов. Указаны прямые электрофнзиологические свойства лидокаина, отвечающие соответствующему изменению движения катионов (no Mason и др.).
Дата добавления: 2016-07-11; просмотров: 2303;